'
Ширяева Е.Д., Ведина П.С.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников. Авторы предлагают использовать в качестве инструмента ТРИЗ-педагогику, методы которой являются как репродуктивными, так и деятельностными, что позволяет формировать все компоненты экологической культуры. В работе представлены результаты диагностики уровня сформированности экологической культуры.
Ключевые слова:
ТРИЗ-педагогика, экологическая культура, основы культуры, младший школьник
В современном мире, в период глобализации, пагубное влияние человека на природу усиливается небывалыми темпами и выходит из-под контроля. На 2022 год специалисты Программы ООН по окружающей среде выявили три новые глобальные экологические проблемы: шумовое загрязнение, фенологические несоответствия и, наиболее опасные - лесные пожары. В России к этому также добавляются катастрофы, связанные с добычей минеральных образований и углеводородов, а также катастрофы, связанные с появление стихийных ядовитых свалок.В Конституции РФ есть отдельные статьи посвященные важности защиты экологии:«ст.42. п.2 В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарноэпидемиологическому благополучию» [4, с.14].«ст.58.Каждый обязан сохранять природуи окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [4, с. 19].«ст.9 п.1 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [4, с. 4].Для формирования экологической культуры у младших школьников необходимо использовать современные средства, технологии, приемы и методы обучения, которые смогут заинтересовать детей, побудить их к изучению какой-либо темы. В любом обучении выделяются определённые деятельности, и они, естественно, организуются и реализуются с помощью определенной системы. Деятельностный подход основывается на том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность с помощью последовательных преобразований и подразумевает развитие субъектности ученика, формирование у ученика потребности в осуществлении творческого преобразования изучаемого учебного материала с овладением новых знаний и умений в процессе. Все перечисленные виды деятельности можно увидеть в ТРИЗ педагогике, которая включает в себя такие приемы как: решение проблемных задач, мозговой штурм, копилка предположений и другие.Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы воспитать в детях экологическую культуру, бережное отношение к природе и окружающей среде, можно использовать методы ТРИЗ-педагогики, в основе которых лежит деятельностный подход. Участвуя в них, обучающиеся смогут самостоятельно моделировать, конструировать и находить пути решения проблем, благодаря чему не только познакомятся с экологической культурой, но и поймут, что являются ее участниками.Для младших школьников учебная деятельность является доминирующей. С приходом к учебному виду деятельности у детей начинает активно развиваться функция мышления, которая помогает ученикам анализировать информацию, использовать логику в принятие решения, изначально составлять план и придерживаться его для достижения своих целей. Дети начинают всё больше углубляться в учебный процесс, появляется стремление к изучению окружающего нас мира и нашего участия в его изменение. В связи с этим, процесс изучения экологических ситуаций и проблем, как мирового характера, так и государственного, будет наиболее увлекательным и продуктивным, если в него интегрировать ТРИЗ-технологии.Для более подробного изучения явления проанализируем определение «экологическая культура», которые дают современные экологи в таблице 1.Таблица 1. Сводка определений для контент-анализа.Общее у всех — это экология и культура. Вместе с этим авторы опираются на благоприятные последствия экологической культуры – гуманистическое отношение к окружающей среде и здоровью людей (Гуцу Е.Г.). Более того, авторы отмечают сознательное отношение к этому процессу. (Чомаева М.Н., Красова П.А.)Проанализировав ряд определений понятия «экологическая культура», в роли рабочего понятия было взято определение Красовой П. А. Именно в основе ее определения лежит деятельностный подход, как и в ТРИЗ-педагогике.В основу нашей работы легли компоненты, выделенные в исследовании Матвеевой А.В. и Демидовой Н.Н.:Ценностный компонент включает в себя систему экологических знаний, понятий.Под личностным компонентом экологической культуры подразумевается положительное отношение человека к природе.Деятельностный компонент подразумевает присутствие инструментов экологической деятельности.Во ФГОС есть список базовых результатов по экологии, которые должны освоить все дети за 4 года обучения. Среди них есть такие положения: «первоначальные представления…о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы, сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений» [6, с. 25], также «приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения» [6, с. 25]. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что в рамках ФГОС и ФРП норма сформированности экологической культуры в период с 1 по 4 класс выстраивается из:1 класс: компонент - знания. Возрастной нормой сформированности экологической культуры являются базовые познания в области природы и её роли в жизни человека. Для формирования следующих компонентов дети должны понимать, что даёт нам природа и как важно это сохранить.2 класс: компонент - умения. На данном этапе обучения знания у учащихся подкрепляются нормами поведения, благодаря которым сохраняется первозданный вид окружающего мира. Дети должны разбираться в том, что нужно делать, чтобы природа не страдала от рук людей.3-4 класс: компонент - отношение. К концу 4 класса у учеников должно быть сформировано бережное отношение к природе, понимание влияния своих действий на нее.Таким образом норма экологической культуры младших школьников в документах раскрывается по 3 компонентам: знания, умения и отношение.Результаты констатирующего этапа исследования основ экологической культуры у младших школьников.Для выявления уровня основ экологической культуры среди младших школьников двух 4-х «А» и одного 4 «Б» классов Омутинской СОШ №1 и Гимназии №21 г. Тюмень была проведена диагностика «Светофор» по компонентам явления: знания, умения, отношение. На диагностику выделялось 20 минут.Рисунок 1. Уровень сформированности компонента "экологические знания"у обучающихся 4А, 4Б г. Тюмени, 4А с. Омутинское (%).Уровень сформированности компонента “Экологические знания” у респондентов:4А - около 58% из числа опрошенных имеют высокий уровень и около 42% - средний.4Б - 50% опрошенных имеют высокий уровень и 50% - средний.4А (с. Омутинское) - 85% опрошенных имеют средний уровень и 15 - низкий.Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень сформированности экологических знаний у учеников села Омутинская ниже, чем у городских школ. Почти все опрошенные из с. Омутинское имеют средний уровень знаний, в то время как в городских классах высокий уровень знаний преобладает. Это может говорить о необходимости проведения дополнительных образовательных программ и мероприятий по экологическому просвещению учащихся села Омутинская.Рисунок 2. Уровень сформированности компонента "экологические умения" у обучающихся 4А, 4Б г. Тюмени, 4А с. Омутинское (%).Уровень сформированности компонента “Экологические умения” у респондентов:4А - 25% опрошенных имеют высокий уровень, 50% опрошенных - средний уровень и 25% - низкий.4Б - 19% опрошенных имеют высокий уровень, 60% - средний и 21% - низкий.4А (с. Омутинское) - 55% опрошенных имеют высокий уровень и 45 - средний.По представленным данным можно сделать вывод о том, что уровень сформированности компонента "Экологические умения" в селе Омутинское является существенно лучше, чем в других группах опрошенных (4А и 4Б).Сравнивая процентное соотношение опрошенных с высоким уровнем экологических умений, мы видим, что в селе Омутинское этот показатель составляет 55%, тогда как в группе 4А он равен 25% и в группе 4Б - 19%. Это свидетельствует о том, что жители села Омутинское обладают более высоким уровнем навыков в области экологии.Таким образом, на основе представленных данных можно утверждать, что обучающиеся села Омутинское имеют более высокий уровень сформированности компонента "Экологические умения" среди своих жителей по сравнению с другими группами опрошенных. Это может свидетельствовать о успешной экологической образовательной деятельности или повышенном интересе к экологическим вопросам в данной локации, а также о наличии практической деятельности в сфере экологии в жизни учеников.Рисунок 3. Уровень сформированности компонента"экологическое отношение" у обучающихся 4А, 4Бг. Тюмени, 4А с. Омутинское (%).Уровень сформированности компонента “Экологическое отношение” у респондентов:4А - 7% опрошенных имеют высокий уровень, 59% опрошенных - средний уровень и 34% - низкий.4Б - 3% опрошенных имеют высокий уровень, 59% - средний и 38% - низкий.4А (с. Омутинское) - 28% опрошенных имеют высокий уровень, 65% - средний и 7 - низкий.Можно сделать вывод о том, что уровень сформированности компонента "Экологическое отношение" в селе Омутинское намного лучше, чем в городских школах.Также следует отметить, что в с. Омутинское процентный показатель составляет 28%, когда в 4А и 4Б по 7% и 3%. Это указывает нам, что школьники села имеют более высокий уровень осознания и значимости хорошего отношения к природе.Кроме того, доля респондентов со средним уровнем экологического отношения в селе Омутинское (65%) также оказалась выше, чем в группах 4А (59%) и 4Б (59%). Это говорит о том, что жители села Омутинское более внимательно и ответственно относятся к экологии.Рекомендации при коррекционно-развивающей работе над выбранным нами явлением «Основы экологической культуры».Нами был выбран следующий инструмент для формирования явления: ТРИЗ-педагогика.Методы ТРИЗ-педагогики научат детей искать истинные причины возникающих проблем и искать их нестандартные решения, также формирует умение прогнозировать последствия своих выбора и решений.Составленные нами рекомендации по использованию методов ТРИЗ-педагогики для формирования основ экологической культуры во внеурочной деятельности:При разработке занятия включать разнообразные методы ТРИЗ-педагогики, направленные на получение знаний, закрепление знаний, формирование умения прогнозировать.Использовать следующие формы организации работы на занятии:групповые задания, с представлением итогового продукта спикером перед классом,групповые задания при котором команды переходят по часовой стрелке к следующей, за столом остается только спикер, который представляет результат работы группы,фронтальная работа, при которой каждый участник высказывает свои предположения/мнение,групповые работы, направленные на совместное решение экологических задач.Приведем примеры заданий, которые будут содержать компоненты экологической культуры: знания, умения, отношение.Задания для формирования экологических знаний у учеников:«Вопрос к тексту». Перед изучением нового материала учащимся предлагают составить вопросы к тексту, заранее обговаривая их количество.«Повторяем с контролем». Ученикам предлагается составить список контрольных вопросов к пройденной теме. Варианты организации: 1) ученик называет вопрос и имя человека, которому он его адресует, затем тот продолжает эту цепочку, 2) учащиеся отвечают на вопросы в парах.«Повторяем с расширением». Ученикам предлагается составить список вопросов, дополняющих знания по пройденной теме. Все вопросы остаются открытыми и проблемными для следующего занятия.«Калейдоскоп». Ребятам предлагается нарисовать/создать выдуманный предмет, соответствующий изученным признакам. Например, изобразить несуществующее дикое животное, имеющее все признаки дикого животного.Задания для формирования компонента «Экологические умения»:«Мозговой штурм». Детям предлагается создать банк идей по решению какой-либо идеи или проблемы, затем провести их анализ и в заключении отбор наиболее подходящих. При проведении необходимо соблюдать определенные условия: количество человек в группе до 9, между этапами должен быть перерыв, нельзя оскорблять чужие идеи или мнение.Игра «НИЛ». Ученики делятся на задачедателей, изобретателей и приемную комиссию. Задачедатель озвучивает заранее подготовленную учителем или подобранную совместно с учителем проблемную ситуацию. Изобретатели пытаются найти пути ее решения, обсуждают предложенные варианты, подбирают аргументы, подготавливают свой доклад, плакат для выступления. Приемная комиссия анализирует результаты. Если решение является наиболее эффективным, учитель озвучивает его классу.«Фантастическая добавка». Ученикам предлагается ответить на вопрос, содержащий помимо существующих фактов, нереальные. Ученики должны спрогнозировать предполагаемые результаты, отвечая на вопрос, аргументировать свое мнение.Игра «Данетка». Ученикам озвучивается ситуация, решение которой/ концовку которой они могут узнать только задавая вопросы закрытой формы.Задание для формирования компонента экологическое отношение.Решение экологических задач. Ученикам предлагается решить открытую экологическую задачу. Можно использовать заранее подготовленные карточки с вариантами инструментов для ее решения. Например: В одном из северных городов, лисы от голода пришли к людям, впоследствии изгрызли провода. Как можно решить данную проблему, используя минимальное количество денежных ресурсов, при этом не навредив животным?Заключение. Формирование основ экологической культуры имеет большую значимость для познавательной активности младшего школьника, способности к эмоциональному восприятию и нравственному выбору в дальнейшей жизни.По итогам констатирующего эксперимента были получены результаты с преобладанием среднего уровня сформированности разных компонентов основ экологической культуры. Данный факт подразумевает необходимость внедрения в образовательный процесс ТРИЗ- педагогики для улучшения процесса формирования явления.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Ширяева Е.Д., Ведина П.С. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 930 - 942. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23695 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*