'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 125

Просмотры  125 просмотров

Никитина Е.А.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ *

  


Аннотация:
в статье исследуется теоретическая база системы оповещения населения о правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Рассматриваются ключевые методы организации оповещения, законодательное регулирование, а также ответственность государственных и муниципальных структур. Подчеркивается важность использования современных технологий для эффективного распространения информации среди населения.   

Ключевые слова:
информирование населения, чрезвычайные ситуации, безопасность, государственное управление, оповещение, МЧС   


В связи с ростом числа стихийных бедствий и аварий, а также потребностью в улучшении подготовки населения к чрезвычайным ситуациям, данное исследование является крайне актуальным. Своевременное и эффективное информирование играет ключевую роль в снижении числа жертв и материальных потерь. В эпоху цифровых технологий особое значение приобретает использование современных средств связи, включая мобильные приложения, социальные сети и автоматизированные системы оповещения.Данное исследование направлено на изучение теоретических аспектов информирования населения о безопасности в чрезвычайных ситуациях, определение основных проблем в этой области и разработку рекомендаций по их устранению.Исследование ставит своей целью анализ теоретической базы информирования населения о безопасности при ЧС, выявление существующих проблем и предложение возможных решений.Задачи:исследовать правовые основы функционирования системы оповещения населения,проанализировать распределение обязанностей между государственными и муниципальными органами в области информирования населения,изучить и систематизировать современные технологические средства, применяемые в системах оповещения.Ответственность и порядок действий дежурных служб, операторов связи, телерадиокомпаний и СМИ при передаче сигналов оповещения и экстренной информации в рамках РСЧС определены действующим законодательством и нормативными документами, изданными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, а также организациями.Таблица 1. Нормативно-правовые акты, на основании которых осуществляется оповещение населения в условиях ЧС.Эффективное информирование о безопасности в ЧС требует не просто отдельных действий, а слаженной системы, основанной на понятных принципах и действенных методах.Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС:на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации),на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа),на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации),на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования),на объектовом уровне - локальная система оповещения (создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения) [5].Государственная власть в Российской Федерации, обладая правом издавать законы и другие нормативные акты, решает задачи по организации гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Это включает в себя создание эффективной системы управления в данной области, а также разработку правил и процедур для своевременного информирования и оповещения граждан о надвигающихся или произошедших ЧС.Быстрое реагирование на угрозы и последствия гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций требует активного участия региональных и местных органов власти. Они обладают необходимыми ресурсами и знаниями для оперативного принятия решений и разработки нормативных актов, учитывающих специфику конкретных территорий. Такой подход позволяет более полно и эффективно организовать деятельность в этой сфере.Анализ правовой базы в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера указывает на то, что на сегодняшний день в большинстве субъектов Российской Федерации. Приняты и действуют законы:о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,об обеспечении пожарной безопасности,о добровольной пожарной охране и добровольных пожарных,об аварийно-спасательных службах и аварийно-спасательных формированиях.Местные власти, действуя на территории своих муниципалитетов, отвечают за обучение населения и распространение информации о гражданской обороне и действиях в чрезвычайных ситуациях. Для этого организуются специальные пункты, где проводятся различные образовательные мероприятия, такие как лекции, консультации и обсуждения.Эффективное оповещение населения о надвигающихся чрезвычайных ситуациях – ключевой элемент обеспечения безопасности. Разработка современных и оперативных систем оповещения, использующих все доступные каналы связи, является сегодня приоритетной задачей.В России для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях используются различные каналы связи, включая:региональные и местные системы оповещения,специальные терминалы в местах скопления людей и на транспорте,рассылку SMS-сообщений через мобильных операторов,трансляцию информации по местным теле- и радиоканалам,комплексную систему экстренного оповещения [6].Кроме того, в каждом регионе созданы локальные системы оповещения, учитывающие местные особенности.Для анализа информационных потребностей населения в области безопасности в условиях ЧС был проведен социологический опрос, участие в котором приняло 104 жителя г. Уфа, из них: 72,1% женщины и 27,9% мужчины, разных возрастных категорий (меньше 18 лет -4 человека, 18-30 лет – 64 человека, 31-45 лет – 20 человек, 46-50 лет – 16 человек).Рисунок 1. Оценка уровня осведомленности населенияо мерах безопасности в условиях ЧС.Большая часть опрошенных (54,8%) оценивает свой уровень осведомленности как средний, а 10,6% – как низкий. Это указывает на наличие значительного числа людей, которые нуждаются в дополнительной информации и образовании по вопросам безопасности в условиях ЧС.Рисунок 2. Оценка работы государственных органов и служб Республики Башкортостан в области информирования населения о ЧС.Оценка информирования со стороны государственных органов в основном удовлетворительная (44,2%) или хорошая (40,4%), но есть и значительная доля, рассматривающая эту работу как плохую (4,8%), это указывает нам на то, что необходимо ужесточать надзор за работой по информированию и подготовке населения.Также опрашиваемым был задан вопрос «Что, по вашему мнению, должно улучшиться в области информирования населения о ЧС?». Самыми релевантным ответами стали:открытость, быстрота и правдивость информации о ЧС,улучшение информации, выпускаемой на телевидение.Также людей интересует информация об укрытиях, план действий при ЧС, общая информация о ЧС в режиме реального времени и информация о том, как оказать первую помощь себе и близким.Данный социальный опрос позволяет нам выделить следующие проблемы:низкий уровень фактической осведомленности о мерах безопасности,недостаточное участие в практических тренингах и семинарах,потребность в оперативной и доступной информации о ЧС,низкое доверие к информированию населения со стороны государственных органов.Для решения этих проблем предлагается провести комплекс мероприятий по повышению эффективности информирования населения о правилах безопасности в ЧС.Чтобы значительно повысить готовность населения к чрезвычайным ситуациям, необходимо регулярно проводить открытые и увлекательные информационные кампании и тренинги. Интерактивные методы обучения и геймификация сделают обучение более эффективным и привлекут больше участников. Расширение доступа к таким мероприятиям, в отличие от тренингов только для работников и учащихся, позволит охватить все слои общества. Параллельно, информационные кампании в СМИ и социальных сетях помогут закрепить знания и повысить общую осведомленность.Особое внимание в комплексе мероприятий уделяется созданию инклюзивных информационных платформ. Разработка специализированных сайтов и мобильных приложений, содержащих полную информацию о чрезвычайных ситуациях и мерах безопасности, позволит охватить все слои населения, включая маломобильных граждан. Для этого будут использованы различные форматы представления информации: текстовые материалы, видеоролики и инфографика.Для повышения эффективности взаимодействия с населением необходимо усовершенствовать каналы обратной связи, чтобы оценивать качество информирования и выявлять актуальные потребности. Предлагается использовать онлайн-опросы на официальных ресурсах и внедрить чат-бот для оперативного сбора информации. Комплексное информирование о правилах безопасности в ЧС требует активного вовлечения различных групп населения и применения современных средств коммуникации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Никитина Е.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 984 - 993. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23701 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23701



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.