'
Родиончев И.Е.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ В КОНТРОЛЕ РАБОТЫ УК *
Аннотация:
в статье рассматриваются функции, полномочия и практика деятельности Государственной жилищной инспекции как органа надзора за управляющими организациями многоквартирных домов. Описаны механизмы проведения проверок, основания для вмешательства, меры воздействия и примеры региональной практики. Подчеркивается значимость ГЖИ как правозащитного и регулирующего института в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ключевые слова:
жилищная инспекция, управляющие компании, многоквартирные дома, государственный контроль, проверки, ЖКХ, предписание, административное правонарушение
Введение. Вопрос надзора за деятельностью управляющих организаций (УК), осуществляющих управление многоквартирными домами (МКД), занимает важное место в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ключевым звеном государственного контроля за качеством жилищных услуг, соблюдением прав и законных интересов собственников помещений, а также выполнением управляющими организациями требований законодательства выступает Государственная жилищная инспекция (ГЖИ).Система жилищного надзора в России основывается на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законах и подзаконных актах. ГЖИ действует во всех субъектах РФ и обладает широкими полномочиями по проверке деятельности УК, включая выездные инспекции, административное воздействие, выдачу предписаний и возбуждение дел об административных правонарушениях.Функции и полномочия ГЖИ. ГЖИ, как уполномоченный государственный орган, реализует надзорные функции в отношении всех субъектов, задействованных в управлении многоквартирными домами, включая управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы. Основные направления деятельности инспекции:Проверка соблюдения лицензионных требований управляющими организациями,Контроль за исполнением договоров управления МКД,Надзор за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда,Прием обращений граждан по вопросам качества предоставляемых услуг и управления домами,Проведение плановых и внеплановых проверок,Привлечение нарушителей к административной ответственности.Инспекция имеет право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, а также направлять материалы в органы прокуратуры, суды и иные структуры для правового воздействия.Основания и порядок проверок управляющих организаций. Проверки могут быть плановыми (согласно ежегодному графику, утвержденному ГЖИ) и внеплановыми, которые проводятся по обращениям граждан, представителей органов власти или в случае поступления информации о грубых нарушениях.Наиболее частыми основаниями для внеплановой проверки становятся:жалобы на плохую уборку и ненадлежащее содержание общего имущества,отсутствие отчетности УК перед собственниками,незаконное повышение тарифов,отсутствие отопления, горячей воды, проблемы с освещением в подъездах и придомовой территорией,неисполнение предписаний ГЖИ по результатам предыдущих проверок.Процедура проведения проверки включает уведомление УК, выезд инспектора на объект, составление акта проверки и, при необходимости, выдачу предписания с конкретными сроками устранения нарушений. В случае отказа от исполнения предписания, ГЖИ возбуждает дело об административном правонарушении.Результаты проверок: примеры и статистикаНа официальных сайтах региональных ГЖИ регулярно публикуется информация о результатах проверок. В Красноярском крае, например, за 2023 год проведено более 2 000 проверок управляющих организаций, по результатам которых:Выдано свыше 1 500 предписаний,Возбуждено около 1 200 административных дел,Общая сумма штрафов превысила 15 миллионов рублей.Наиболее распространёнными нарушениями остаются:Неудовлетворительное содержание общего имущества,Нарушения в части раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ»,Отсутствие или неактуальность паспортов готовности к отопительному сезону,Нарушения в расчетах платы за жилищные и коммунальные услуги.ГЖИ как инструмент обратной связи и правовая защита собственников. Собственники помещений в МКД имеют право напрямую обращаться в ГЖИ по всем вопросам, касающимся управления домом. Это особенно важно в условиях низкой правовой грамотности населения и ограниченных возможностей повлиять на УК и ТСЖ напрямую.ГЖИ рассматривает обращения граждан в течение 30 дней и обязана дать мотивированный ответ. В случае выявления нарушений инспекция обязана принять меры административного воздействия. Таким образом, ГЖИ становится фактическим гарантом прав жильцов, способным повлиять на недобросовестную УК или обеспечить восстановление нарушенных прав.Взаимодействие ГЖИ с другими органами и цифровизация надзораВ последние годы наблюдается тенденция к цифровизации жилищного контроля. Государственные жилищные инспекции активно используют платформу ГИС ЖКХ, где фиксируются данные по управлению МКД, начислениям, отчетам УК, обращениям граждан.Кроме того, усиливается взаимодействие ГЖИ с органами местного самоуправления, прокуратурой и Роспотребнадзором. Это позволяет формировать комплексный подход к выявлению и устранению нарушений в ЖКХ.Проблемы и пути повышения эффективности работы ГЖИНесмотря на формально широкие полномочия, деятельность Государственной жилищной инспекции сталкивается с рядом ограничений, мешающих полному и своевременному реагированию на нарушения.Во-первых, штатная численность инспекторов в ряде субъектов остается недостаточной для охвата всего жилого фонда. В крупных городах, таких как Красноярск, один инспектор может курировать десятки управляющих компаний, каждая из которых обслуживает сотни домов. Это снижает оперативность реагирования и глубину проверок.Во-вторых, в практике инспекций встречается формальный подход к проверкам, когда инспекторы ограничиваются только бумажной отчетностью, не выходя на место. Такая практика снижает доверие со стороны граждан и не выявляет реальные проблемы на местах.Третья проблема — низкая информированность собственников жилья о своих правах и возможностях взаимодействия с ГЖИ. Во многих случаях жильцы просто не знают, куда обращаться при некачественном управлении домом или нарушении правил содержания территории.Расширение взаимодействия с другими структурами. Эффективная работа ГЖИ невозможна без тесного взаимодействия с рядом других структур. Среди них:Органы местного самоуправления, отвечающие за муниципальное жилье и благоустройство,Прокуратура, которая может возбуждать дела на основании материалов ГЖИ,Роспотребнадзор, к которому поступают жалобы по качеству коммунальных услуг,Антимонопольная служба, рассматривающая нарушения при заключении договоров и определении тарифов,Общественные советы при органах власти, которые становятся площадкой для анализа жалоб и выработки предложений по улучшению жилищной политики.Такое межведомственное сотрудничество повышает действенность надзорной функции, позволяет реагировать не только на отдельные жалобы, но и на системные сбои в управлении жилищным фондом.Заключение. Государственная жилищная инспекция — важный элемент системы контроля за деятельностью управляющих компаний и ТСЖ. В условиях неоднородности качества управления МКД в разных регионах страны, именно надзорная деятельность ГЖИ обеспечивает соблюдение прав собственников жилья, способствует наведению порядка в сфере ЖКХ и является инструментом повышения прозрачности работы управляющих организаций.Потенциал ГЖИ возрастает по мере цифровизации ЖКХ, вовлечения граждан в процесс контроля и повышения требований к качеству предоставляемых жилищных услуг.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Родиончев И.Е. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ В КОНТРОЛЕ РАБОТЫ УК // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1007 - 1013. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23704 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*