'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 131

Просмотры  116 просмотров

Канаев Б.С.

  


РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются вопросы обеспечения региональной безопасности на постсоветском пространстве через интеграционные механизмы и борьбу с терроризмом. Проанализированы подходы СНГ, ШОС и ОДКБ, выявлены проблемы координации и различий в национальных законодательствах. Особое внимание уделено вопросам противодействия кибертерроризму и развитию экономической интеграции как факторов снижения угроз.   

Ключевые слова:
региональная безопасность, постсоветское пространство, интеграционные процессы, борьба с терроризмом, СНГ, ШОС, ОДКБ, кибертерроризм, антитеррористическая политика   


Обеспечение общественной и государственной безопасности на постсоветском пространстве остается одной из ключевых задач региональных интеграционных объединений. Стабильность государств во многом зависит от эффективности механизмов борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также от координации усилий в рамках единого правового поля. В условиях нарастающих внешних вызовов, экономической нестабильности и распространения новых форм преступной деятельности страны постсоветского пространства вынуждены адаптировать свою политику безопасности к меняющимся реалиям.Сформированные после распада Советского Союза механизмы обеспечения безопасности в СНГ, ЕАЭС и ОДКБ демонстрируют разную степень эффективности. Одним из главных вызовов остается отсутствие унифицированного подхода к определению терроризма и экстремизма в национальных законодательствах стран-участниц. В некоторых странах СНГ под экстремистской деятельностью понимается широкий спектр деяний, в то время как в других законы ориентированы исключительно на борьбу с насильственными проявлениями радикальных движений. Это приводит к расхождениям в правоприменительной практике и затрудняет международное сотрудничество в рамках интеграционных объединений.Важную роль в обеспечении безопасности играет разработка модельных законов, направленных на унификацию законодательства. В рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ регулярно разрабатываются и принимаются рекомендации по гармонизации национального законодательства в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Однако практика показывает, что эти рекомендации не всегда находят прямое отражение в национальных правовых системах, что создает пробелы в правовом регулировании. Одним из примеров может служить различие в определении понятий «террористическая деятельность» и «террористический акт» в законах разных стран СНГ, что затрудняет сотрудничество правоохранительных органов.Россия, как ведущий игрок в регионе, оказывает значительное влияние на формирование общей антитеррористической стратегии. Российская правовая концепция антитеррора стала основой для аналогичных законодательных инициатив в странах ближнего зарубежья. Вслед за принятием в России Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» аналогичные нормативные акты появились в Казахстане, Беларуси, Кыргызстане и Таджикистане. Однако прямое заимствование российской модели не всегда учитывает национальные особенности других государств, что требует гибкого подхода к унификации законодательства.На практике борьба с терроризмом и экстремизмом сталкивается с рядом проблем. Одна из главных трудностей заключается в различиях между уголовным законодательством стран-участниц интеграционных объединений. В ряде государств определение терроризма остается слишком широким, что приводит к возможности разночтений в правоприменении. Например, если в российском уголовном кодексе терроризм четко отделен от экстремистской деятельности, то в некоторых странах СНГ эти понятия пересекаются, что создает правовую неопределенность. В результате одни и те же преступные действия могут квалифицироваться по-разному, что затрудняет выдачу преступников и международное сотрудничество правоохранительных органов.Другим серьезным вызовом является недостаточная координация силовых структур стран СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. Несмотря на наличие соглашений о взаимодействии, в реальной практике обмен разведывательной информацией и оперативными данными остается затрудненным. Важную роль в этом вопросе играет Антитеррористический центр СНГ, который занимается сбором данных и координацией совместных операций. Однако работа центра ограничена недостаточным уровнем доверия между странами-участницами, а также несовершенством правовой базы. Для повышения эффективности сотрудничества требуется дальнейшая интеграция национальных правоохранительных структур и развитие механизмов оперативного обмена информацией.Значительное внимание в последние годы уделяется борьбе с кибертерроризмом и предотвращению распространения экстремистской идеологии в интернете. В этой сфере СНГ, ОДКБ и ЕАЭС пока только формируют единые подходы. В частности, в России уже действуют законы, направленные на ограничение распространения экстремистских материалов в сети, но в других странах СНГ такие меры пока только разрабатываются. В рамках интеграционных объединений обсуждается вопрос создания единой системы мониторинга интернет-контента, однако этот процесс сталкивается с техническими и правовыми трудностями.Экономическая стабильность также играет важную роль в обеспечении безопасности. Экономические кризисы, рост безработицы и снижение уровня жизни способствуют распространению радикальных идей и увеличению социальной напряженности. В этом контексте развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС и создание новых рабочих мест являются важными инструментами профилактики экстремизма. Однако пока экономическая составляющая интеграции развивается медленнее, чем требуется для эффективного снижения уровня социальной нестабильности.Несмотря на существующие вызовы, интеграционные объединения продолжают работать над улучшением механизмов обеспечения безопасности. В рамках ОДКБ проводятся регулярные учения, направленные на отработку совместных действий в случае террористической угрозы. Однако эти меры пока не обеспечивают полной защиты от новых видов угроз, таких как трансграничный терроризм, незаконный оборот оружия и финансирование экстремистских группировок через криптовалютные платформы. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования и расширение форматов взаимодействия.Обеспечение общественной и государственной безопасности на постсоветском пространстве требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, укрепление силового взаимодействия и развитие экономической интеграции. СНГ, ОДКБ и ЕАЭС обладают потенциалом для создания единой системы безопасности, однако для этого необходимо усиление координации между странами, гармонизация правовых норм и активизация совместных программ. В перспективе возможно формирование более тесного сотрудничества в рамках единого правового пространства, что позволит эффективнее противостоять современным вызовам и угрозам.Терроризм в XXI веке стал одной из главных угроз международной безопасности, изменяя ландшафт региональных отношений и требуя новых подходов к его противодействию. Постсоветское пространство оказалось особенно уязвимым к террористическим угрозам, что связано с рядом исторических, политических и социально-экономических факторов. Развитие экстремистских группировок, использование интернета в целях вербовки, а также рост насильственных радикальных движений потребовали скоординированных мер реагирования. В этом контексте СНГ, ШОС и ОДКБ выстроили собственные механизмы противодействия терроризму, стремясь к выработке комплексных решений, учитывающих специфику региона.СНГ стало первой площадкой для координации антитеррористической политики среди бывших советских республик. Еще в 1996 году на заседании Совета министров внутренних дел стран СНГ в Душанбе был поднят вопрос о необходимости активного сотрудничества в борьбе с терроризмом. Одним из ключевых шагов стало подписание Договора о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом в 1999 году, который определил основы правового взаимодействия, порядок правовой помощи и уголовного преследования террористов. В дальнейшем были разработаны концептуальные документы, включая Концепцию сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также Программу сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом на 2023–2025 годы. Важную координирующую роль играет Антитеррористический центр СНГ, который занимается сбором и анализом данных, организацией совместных учений и совершенствованием нормативной базы. Однако эффективность этих мер остается ограниченной из-за различий в национальном законодательстве стран СНГ и недостаточной оперативности в принятии решений.Шанхайская организация сотрудничества рассматривает борьбу с терроризмом как один из ключевых элементов своей деятельности. В 2002 году в рамках ШОС была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая занимается обменом разведывательной информацией, координацией оперативных мероприятий и организацией совместных учений. В 2005 году была утверждена Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, определяющая основные направления взаимодействия и механизмы реагирования. Отличительной чертой политики ШОС является равное внимание к терроризму, экстремизму и сепаратизму, что обусловлено спецификой региона, особенно в Центральной Азии, где действуют радикальные группы, угрожающие территориальной целостности государств. Важное место в деятельности ШОС занимает противодействие кибертерроризму и пропаганде экстремистских идей в интернете, что выделяет эту организацию на фоне других региональных структур.Организация Договора о коллективной безопасности акцентирует внимание на военном аспекте борьбы с терроризмом. В 2009 году в рамках ОДКБ были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые участвуют в совместных учениях и специальных операциях. Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года определяет основные вызовы и угрозы, среди которых терроризм занимает одно из центральных мест. ОДКБ активно взаимодействует с международными организациями, включая ООН и ШОС, а также проводит антитеррористические операции, направленные на пресечение каналов финансирования террористических группировок и предотвращение трансграничного перемещения боевиков. Особенностью ОДКБ является возможность оперативного военного реагирования на угрозы, что отличает ее от других интеграционных объединений. Однако эффективность организации в борьбе с терроризмом ограничена геополитическими противоречиями между ее участниками и различными уровнями готовности государств к военному вмешательству.Сравнительный анализ программных документов СНГ, ШОС и ОДКБ показывает, что, несмотря на схожие цели, подходы к противодействию терроризму различаются. СНГ ориентируется на правовое регулирование и взаимодействие правоохранительных органов, ШОС делает акцент на региональную безопасность и борьбу с идеологической составляющей терроризма, а ОДКБ использует военные инструменты и оперативное реагирование. В совокупности эти меры создают многоуровневую систему защиты от террористических угроз на постсоветском пространстве, однако остаются нерешенными проблемы координации между организациями, унификации законодательных норм и оперативного обмена информацией.Развитие антитеррористической политики на постсоветском пространстве требует дальнейшего укрепления механизмов сотрудничества между СНГ, ШОС и ОДКБ, а также адаптации существующих программ к новым вызовам. Одним из ключевых направлений является углубление работы по кибербезопасности, поскольку современные террористические группировки активно используют цифровые платформы для вербовки и координации своих действий. Также важным является совершенствование системы совместных учений и оперативного реагирования, что позволит странам быстрее адаптироваться к меняющимся угрозам. Улучшение законодательной базы, гармонизация норм и более тесная координация между странами могли бы повысить эффективность борьбы с терроризмом и укрепить безопасность в регионе.Таким образом, противодействие терроризму на постсоветском пространстве остается одной из приоритетных задач региональных организаций. СНГ, ШОС и ОДКБ сформировали собственные модели реагирования, каждая из которых обладает уникальными преимуществами и ограничениями. Совершенствование координации между этими структурами, расширение сфер взаимодействия и учет современных вызовов позволят повысить эффективность антитеррористических мер и укрепить безопасность государств региона.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Канаев Б.С. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1030 - 1038. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23707 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23707



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.