'
Устьян Д.М.
КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ДРАМАХ Э. РОСТАНА «ПРИНЦЕССА ГРЁЗА» И А. БЛОКА «РОЗА И КРЕСТ» *
Аннотация:
в работе представлен сопоставительный анализ произведений двух авторов разных стран на примере рассмотрения различных, но перекликающихся в некоторых особенностях взглядов на концепцию любви. При помощи нахождения сходств и различий данного концепта выявляются тенденции развития литературных направлений того периода, когда были написаны произведения данных авторов (романтизм, символизм).
Ключевые слова:
сила любви, мечта, реальность, радость, страдание, средневековая эстетика, рыцарская литература
В 1894 г. Эдмон Ростан написал пьесу «Принцесса Грёза». Впервые пьеса была поставлена в Париже в 1895 г. Пьеса Была написана в духе рыцарской литературы. Герои пьесы рыцарь Жоффруа Рюдель - трубадур и принцесса Мелисинда Триполийская, являются подлинными историческими личностями, которых автор использовал в своей пьесе. Таким образом, Ростану удалось соединить в своем произведении и правду и вымысел, и историю, и легенду. Что создаёт представление о подлинности изображаемого мира и о воплощении мечты и действительности.Сюжет пьесы заключается в том, что слухи о красоте и благородности принцессы Мелисинды Триполийской, заставили рыцаря-трубадура Жоффруа Рюделя полюбить ее и избрать навеки своей Дамой, даже никогда не встречаясь с ней. Являясь поэтом и музыкантом своего времени, Жоффруа Рюдель воспевает ее в своих произведениях. И так как влюбленный был от рождения слабым здоровьем и чувствуя приближение смерти, он решает осуществить последнюю свою мечту, увидеть Милисинду. В сопровождении своего друга Бертрана д’Аламанона он снаряжает корабль и отправляется в дальнее плавание. Окончательно ослабевший за время плавания Рюдель не может сойти с корабля, который наконец-то причалил к берегу Триполийского княжества, поэтому к принцессе он отправляет своего друга Бертрана, который должен передать просьбу Рюделя, посетить его на корабле. При встрече Мелисинда приняла Бертрана за Рюделя и пораженная его красотой и мужеством, влюбилась в него. Бертран ответил ей взаимностью. Забыв об обещании, данном умирающему другу, Бертран поддался искушению, но новость о смерти Рюделя заставила одуматься обоих. И так как новость оказалась ложной, то влюблённым пришлось отказаться от своей любви во имя долга и выполнить обещание. Бертран приводит Мелисинду на корабль, и Рюдель, воплотивший свою мечту в реальность, умирает в объятиях принцессы счастливым. Милисинда поражённая такой искренней любовью, оставляет прежнюю жизнь и посвящает себя Богу, уйдя в монастырь. Бертрана принцесса уговаривает отправиться вместе с командой корабля в крестовый поход.В своём произведении Эдмон Ростан чрез своих героев, напоминает миру о силе обновляющей любви, о силе духа, о благородстве, преданности и в тоже время напоминает о предательстве, о тщеславии, об ослеплении страстью. Возрождая лирику трубадуров, Ростан использует сложную систему рифм и музыкального сопровождения, воспевающего идеал женщины мистической и реальной, часто сказочной, таинственной, труднодоступной.Сложные образы героев одновременно двойственные: Жофруа Рюдель – талантливый поэт, сильный духом, преображающий мир своей любовью и в то же время скромный, полон сомнений, измученный болезнью. Бертран д’Аламанон – верный друг, благородный рыцарь, физически сильный, однако, ослепленный любовью к Мелисинде не устоял, перед искушением. Образ Мелисинды с одной стороны, она – идеал, воплощение мечты, красоты, любовной грезы, с другой, – склонна к превосходству в глазах окружающих, подвержена искушению, плотской страсти.Мелисинда:О, как должно быть невозможно сладкоЛаскать, любить и утешать того,Кто из-за нас без капли замедленьяПошел на стыд и ужас преступленьяИ честь свою игрушкою нам дал!О женщины! Скажите, кто из васХоть на одно мгновенье не мечталБыть грешницей с коварными устами,Способной взмахом медленным ресницПеред собой во прах повергнуть ницВсю добродетель, доблесть идеала…Нет, не Далила, но хотя б Омфала?..Одним лишь золотистым волоскомК себе героя притянуть тайком!Пойми… какая страшная отрадаДержать в своих объятиях Пилада,Когда он знает, что Орест зовет,Что умирает он, и не идет!..Интересно также отметить, что основной конфликт пьесы Ростана происходит не внешне, он не акцентирован на какие-либо окружающие события или внешние факторы. Напротив, конфликт затрагивает самые сокровенные места – сердца героев, он назревает в их душах, ведь герои делаю важный выбор между живым чувством и бездушным и грубым долгом, между идеальной, сказочной, подобной мечте, и реальной, полной переживаний, взлетов и падений, боли и страдания, любовью. И как истинные герои средневековой рыцарской эстетики они делаю выбор в пользу идеального чувства, отрекаясь от земной любви, почитая её за нечто греховное и безнравственное.Жофруа:Люблю я любовью безбрежною,Нежною,Как смерть безнадежною,Люблю мою грезу прекрасную,Принцессу мою светлоокую,Мечту дорогую, неясную,Далекую.Из царства видений слетая,Лазурным огнем залитая,Нисходит на землю она,Вся сказочной тайны полна,И слезыИ грезыТак дивно дарит мне она.Люблю – и ответа не жду я,Люблю – и не жду поцелуя.Ведь в жизни одна красота –Мечта, дорогая мечта,И сладкойЗагадкойТеперь моя жизнь объята.Немаловажной особенностью поэзии Ростана является и тот факт, что она была близка не только средневековой эстетике, разработки и концепции Ростановского видения таких понятий, как любовь, красота, мечта, схожи и имеют смежные точки и с поэзией Шарля Бодлера, который также в своих. Стихотворных произведениях противопоставлял мечту реальности, искал красоту в повседневной действительности, в его концепции романтизма намечаются и просматриваются блики символизма.Позже А. Блок в своей пьесе «Роза и Крест» продолжает образ прекрасной и далекой принцессы, как образ мечты, радости и недосягаемости.Между произведениями Э. Ростана и А. Блока существуют общие сюжеты, благодаря которым можно увидеть сходство. Так Изора, героиня пьесы Блока, не видя певца Гаэтана, но слыша его голос влюбляется в него. Но Гаэтан - мечтатель, он не отвечает ей взаимностью, так как он предпочитает любовь к неизвестному, высокому, тому прекрасному, о чем поется в его песне.Стремление к любви и мечте в песне Гаэтана, на самом деле отражает тоску и сердечную боль к неизведанному и желанному. И так же, как и Ростан, Блок отражает образ преображения женщины мечты в изменения будущего мира.Ревет ураган.Поет океан.Кружится снег.Мчится мгновенный век.Снится блаженный брег!В темных расселинах ночиПрялка жужжит и поет.Пряха безумная в очиСмотрит и судьбы прядет.Смотрит четой огневоюРыцарю в очи закат,Да над судьбой роковоюЗвездные ночи горят.Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.В путь роковой и бесцельныйШумный зовет океан.Сдайся мечте невозможной,Сбудется, что суждено.Сердцу закон непреложный –Радость-Страданье одно!В произведении Ростана существует обреченность любви – это смерть Рюделя, также перед нами предстает и в пьесе Блока препятствие, которое делает невозможной любовь Изоры – ее замужество. Поражает сходство мотивов и сюжетов двух произведений, где герои, жертвуя своей любовью, оказываются выше обстоятельств той эпохи, в которой они живут.Пьеса «Роза и Крест» основывается на символе радости и страдания, где Роза – это любовь, радость, а Крест – это увлечённость идей, мечтой, нереальностью, одухотворенностью.Также пьеса «Принцесса Грёза» строится на идеальной любви, где любовь Рюделя – это мечта, а любовь Бертрана – это реальность, в то время как любовь принцессы перерастает в нечто большее, неземное, духовное.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Устьян Д.М. КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ДРАМАХ Э. РОСТАНА «ПРИНЦЕССА ГРЁЗА» И А. БЛОКА «РОЗА И КРЕСТ» // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1121 - 1127. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23717 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*