'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 147

Просмотры  92 просмотров

Ладнова А.К.

  


ТРИЕДИНСТВО ОБРАЗА ВРАЧА В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ О.К. МАСЛОВА *

  


Аннотация:
статья посвящена репрезентации индивидуально-авторского концепта «хирург» в поэзии О.К. Маслова, проанализировано содержание номинативного поля концепта, выявлена соотнесенность с концептами «рыцарь» и «воин», описаны репрезентативные семантические группы.   

Ключевые слова:
индивидуально-авторский концепт, индивидуально-авторская концептосфера, концепт, Олег Маслов   


Творчество О.К. Маслова представляет собой синтез медицинской и литературной деятельности, поскольку отражает многогранную индивидуально-авторскую концептосферу писателя, обусловленную языковой средой врача, хирурга, анестезиолога-реаниматолога и литературного критика.Индивидуально-авторская концептосфера понимается нами как совокупность когнитивных образов, понятий и представлений, репрезентируемых индивидуально-авторскими концептами, которые отражают концептуальную картину мира писателя. Концепт представляет собой «основную единицу языка, аккумулирующую в себе культурные смыслы» [1, с. 139]. Индивидуально-авторский концепт служит связующим звеном между ментальными процессами писателя и языковыми способами вербализации культурного кода.Основой индивидуально-авторского концепта является общенациональный концепт, который через призму авторского восприятия приобретает исключительные коннотации. Н.Г. Клебанова отмечает, что «индивидуально-авторские концепты возникают в результате трансформации культурных концептов под влиянием мировоззренческих особенностей писателя» [3, с. 10].Таким образом, индивидуально-авторский концепт – это «сложное ментальное образование, выражающее систему ценностей и специфику мировидения автора» [6]. Языковые единицы, вербализирующие индивидуально-авторский концепт, могут отличаться от предложенных в ассоциативном словаре, поскольку отражают исключительное авторское мировоззрение, его ценностное восприятие объективной действительности. О. В. Ладисова подчеркивает, что «ценность и концепт неразрывно взаимосвязаны, и именно ценность представляет ядро любого концепта» [4].В Индивидуально-авторской концептосфере О.К. Маслова «хирург» представляется не только как человек, который обладает медицинскими знаниями и навыками, но и как солдат, ежедневно сражающийся за жизнь человека, что символично перекликается с образами доброго рыцаря и воина, готовых к исполнению священного долга. Индивидуально-авторский концепт «хирург» формирует ассоциативные поля с концептами «рыцарь» и «воин», что раскрывает образ врача в индивидуально-авторской концептосфере О.К. Маслова.Согласно «Толковому словарю русского языка» под ред. С.И. Ожегова, номинативная лексема ключевого индивидуально-авторского концепта имеет следующие лексические значения: «ХИРУРГ, -а, м. Врач специалист по хирургии…» [8, с. 843]. В «Идеографическом словаре русского языка» под редакцией О.С. Баранова представлено логико-понятийное поле лексемы хирургия: «лечение/↑ посредством, механический, воздействие/хирургия - лечение, связанное с механическим воздействием на организм. /хирург. костоправ. / нейрохирургия. / ортопедия. /операция. оперировать. прооперировать. операционный (# стол). / ложиться [лечь] под нож (разг). / умирать [умереть] под ножом. / ↓ скальпель. ланцет. / троакар. / фистула. / ангиостомия. / кетгут» [2]. Лексема «хирург» как слово-стимул в «Русском ассоциативном словаре» под редакцией Ю.Н. Караулова образует определенное ассоциативное поле: «ХИРУРГ — врач 11, скальпель 10, опытный, хороший 5, нож, режет 4, мясник, операция, отличный 3, болезнь, добрый, кровь, резать, садист 2, Амосов, ампутация, аппендицит, белый колпак, белый халат, больно, в больнице, в крови, в перчатках, гинеколог, демиург, дятел, живодер, жизнь, знакомый, золотые руки, Иванов, изворотливый, ликует, маска, медицинский институт, мужчина, не квалифицирован, неумелый, онколог, перчатки, потрошитель, пьяный, работает, реанимация, рука, рыцарь, самодержец, сволочь, сказал, слепой, спас, стук, талантливый, терапевт, убивец, халат, шапочка, шприц 1, 102+58+0+44» [7, с. 707].Индивидуально-авторский концепт «хирург» создается в стихотворении «Нож» [5, с. 14], «Мой крест» [9], «Донор» [5, с. 84], «В каких бы жизненных теснинах…» [5, с. 1] и включает в себя медицинскую, религиозную и мифологическую лексику.К медицинской лексике относятся лексемы из стихотворения «Нож» [5, с. 14]: «скальпель», «нож»(«Навек оставят люди все ж / Одно целебное оружие – / Скальпель хирурга, острый нож»), хирург («… В хирурге лишь благотворят/ То, что другим вовек заказно, / За что карают и казнят»), пациент, («Каким в тебя безмерно верящим / быть должен каждый пациент…»), лексема хирургический стол(«Ведь ничего нет неоплатнее / На виды видевшей земле, / Чем добровольное распятие / На хирургическом столе!»). Концептуальная связь лексем «скальпель», «нож», подтверждается ассоциативным полем слова-стимула «хирург» в «Русском ассоциативном словаре» под редакцией Ю.Н. Караулова [7].Мифологическая лексика, отражающая особенности личностного представления писателя о мире и формирующая индивидуально-авторский концепт «хирург», представлена следующими языковыми единицами. Лексема «Гиппократ» представлена в стихотворении «На вызов» [5, с. 25] («…И навсегда душа верна / Высокой клятве Гиппократа, / Как ни тяжка порой она»). Гиппократ – «древнегреческий врач, реформатор античной медицины, материалист» [10, с. 307]. Его образ в творчестве О.К. Маслова символизирует ответственность за жизнь и здоровье человека, которую несет врач-хирург перед пациентом.Метафора Эскулапов меч включает в себя как медицинскую, так и благородную, рыцарскую составляющую: «И я, как высший знак доверия, / Несу свой Эскулапов меч» («Нож») [5, с. 14]. Эскулап в древнеримской мифологии – «бог врачевания» [10, с. 1552], он является символом духовного исцеления больного, надежды на его спасение и выздоровление. Метафора Эскулапов меч демонстрирует связь индивидуально-авторских концептов «хирург» и «рыцарь», поскольку Эскулапов меч является символом спасения жизни как для хирурга, так и для рыцаря.Дефиниция лексемы «рыцарь» подтверждает соотнесенность с лексемой «спасение»: «РЫЦАРЬ, рыцаря, м. (от нем. Ritter, букв. всадник). 1. В феодальной Европе – лицо, принадлежавшее к военно-дворянскому сословию (истор.). 2. перен. Самоотверженный, великодушный и благородный человек, лучший, честный служитель чего-н. на каком-н. поприще (книжн.)» [11, с. 1418-1419]. Согласно словарю Ю.Н. Караулова, слово-стимул «Рыцарь» имеет следующее ассоциативное поле: «Рыцарь – благородный 6, в латах, средневековья 4, без страха и упрека, Дон Кихот, железный конь, на коне, печального образа 3, доспехи, защитник, кольчуга, меч, на час, печальный, сердца, странствующий, храбрый 2, Айвенго, бедный, без страха, бледный, богатырь, в доспехах, верный, воин, герой, дама, джентльмен, дня, добрый, древний, духа, забрало, замка, золотого веера, и честь, князь тьмы, красивый, лошадь, Львиное сердце, любовник, мой, мужик, мужчина, на коне и в шляпе, он сам, ордена, печаль, плачет, победы, поневоле, прекрасный, принцесса, прошлого века, прошлое, роза, с большой дороги, сильный, смелость, спасает, средневековый, средневековье, страха, толстый, турнир, удачливый, черный, чести, я 1, 104 + 72 + 0 + 54» [7, с. 566-567].Индивидуально-авторский концепт «рыцарь», помимо анализируемой лексемы «меч» и лексемы «спасение», включает в себя лексему «солдат», выделенную в следующих строках стихотворения «Фронтовой врач»: «В огне моя передовая, / и я в бою, ее солдат», [5, с.28] и лексему победа («Давно уж флаг победы поднят. / Грозна лишь в памяти война, / а для меня и на сегодня не прекращается она…» [5, с.28]. Концептуальные связи лексем «меч», «победа» и «спасение» подтверждается ассоциативными полями слова-стимула «рыцарь» в «Русском ассоциативном словаре» под редакцией Ю.Н. Караулова.Анализ ассоциативных полей слов-стимулов «хирург» и «рыцарь»доказал связь данных индивидуально-авторских концептов, поскольку лексемы «рыцарь» и «спасение» входят в ассоциативное поле «хирург».Индивидуально-авторский концепт «хирург» включает семантическую группу христианской лексики, репрезентированной в стихотворениях «Мой крест»[9], «Донор» [5, с. 84], «Нож» [5, с. 14]и др. Лексемы «вера» («Каким в тебя безмерно верящим / быть должен каждый пациент…», «Я верю, кончатся сражения / И канет в прошлое вражда…», «…Одна есть вера на земле – / В земную жизнь и человека» [9], «душа» («В любом из них души его частица…» / «И нам бы всем, пока душа жива, / Постигнуть счастье кровного родства!» [5, с.84]), «добровольное распятие» («Ведь ничего нет неоплатнее / На виды видевшей земле, / Чем добровольное распятие / На хирургическом столе!» [5, с.28] являются символом миссии врача. Как Иисус принял на себя грехи и страдания человечества, так и врач-хирург готов пожертвовать собой для облегчения физических и духовных мук пациентов. Больные, готовые к «добровольному распятию на хирургическом столе» [5, с. 28], как и хирург, сначала преодолевают духовное. Распятие становится символом не только боли, но и любви, силы и надежды на выздоровление. Также в индивидуально-авторский концепт «хирург» входит фразеологическая единица «горькая чаша» в стихотворении «В каких бы жизненных теснинах…» («Я любил и то, и это / Одной любовью в звездный час – и лиру звонкую поэта, / И чашу горькую врача» [5, с.1]). По «Фразеологическому словарю русского литературного языка» под редакцией А.И. Федорова ФЕ «горькая чаша» имеет следующее лексические значение: «Горькая чаша — Книжн. О тяжёлых испытаниях, трудностях. Оказалось, что утверждение справедливости и свободы требует чёрной работы и даже жестокости… Такова была первая встреча русской интеллигенции лицо к лицу с её идеалами. Это была горькая чаша. 2.Испивать горькую чашу. — испить горькую чашу. Устар. Книжн. Много терпеть, страдать» [12, с. 248]. Образ горькой чаши, связанный с последними днями жизни Иисуса Христа, символизирует неизбежность страдания, невзгод, которые должен перенести врач для исцеления больного. Погруженный в мир страданий и болезней хирург испивает горькую чашу, когда на «передовой» [5, с.28] оказывается перед лицом незаживающих ран как физических, так и душевных. Каждый случай пациента для врача – «чаша», наполненная горечью, страхом, надеждой и отчаянием, через которые хирург должен переступить, пропустить через себя всю боль человека. Врач является проводником между страданием и исцелением. Лексема «спасение», входящая в ассоциативные поля концептов «хирург» и «рыцарь» («И хоть не каждого спасешь, / Спасение твердо обещая», стихотворение «Не часто. Нет…» [5, с.75]) демонстрирует главную цель хирурга – спасти жизнь пациента, исцеляя его. Лексема «целебное оружие» («Навек оставят люди все ж / Одно целебное оружие – / Скальпель хирурга, острый нож» («Нож») [5, с. 14]) также объединяет индивидуально-авторские концепты «хирург», «рыцарь» и «воин» в концептосфере О.К. Маслова, подчеркивая, что врач, как рыцарь и настоящий воин, изо дня в день находится на «передовой» жизни и смерти.Анализ лексемы «воин» по «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, «Идеографическому словарю русского языка» О.С. Баранова и «Русскому ассоциативному словарю» под редакцией Ю.Н. Караулова подтвердил вхождение лексем «солдат», «рыцарь», «оружие» в индивидуально-авторский концепт «воин». С.И. Ожегов дает следующее лексическое значение лексемы «воин»: «ВОИН, -а, м. (высок.). Человек, к-рый служит в армии, воюет, тот, кто сражается с врагом...» [8, с. 91]. В «Идеографическом словаре русского языка» О. С Баранова приводится следующая словарная статья: «▲ участник / ↑ вооруженная борьба / воин - участник / вооруженной борьбы. / воинский. штатский. / боец. / вояка (шутл). воитель (устар)» [2]. «Русский ассоциативный словарь» представляет ассоциативное поле слова-стимула «воин»: «ВОИН: в поле 6, интернационалист 5, советский 4, Аника, армия, красный, сильный, солдат, спортсмен, 3, афганец, война, доспехи, копье, мужчина, один, рыцарь, смелый, Советской Армии, убит, храбрый 2, алебарда, афган, Афгани-стан, Афганистана, битва, блюдо, богатырь, боец, в каске, в поле один, воюет, вызов, гвардия, дед, десантник, доблестный, звёздный, из милиции, Илья Муромец, какой варвар, матрос, на поле боя, не один в поле, неистовый, неуважительный, оклик солдата, никудышный, один в поле, одиночка, оружие, освободитель, отец, победитель, покоен, при оружии, профессионал, римский, ружье, русский, служащий, солдатская, солдафон, средневековый, СССР, страны Советов, стрелок, стройбат, удалой, хаки, Хусейна 1, 106 + 39 + 2 + 49» [7, с.104]. Ассоциативное поле слова-стимула «воин» демонстрирует концептуальную связь лексем «оружие» и «солдат» в индивидуально-авторском концепте «воин».Анализ ассоциативных полей концептов «хирург», «рыцарь» и «воин» доказал концептуальную связь рассматриваемых индивидуально-авторских концептов на основании того, что лексема «рыцарь» входит в ассоциативные поля слов-стимулов «хирург» и «воин», лексема «спасение» находится в концептах «хирург» и «рыцарь», лексема «солдат» – составляющая концептов «воин» и «рыцарь», а также вхождение номинативной лексемы индивидуально-авторского концепта «Воин» в ассоциативное поле слова-стимула «рыцарь».Так, в индивидуально-авторской концептосфере О.К. Маслова образ врача триедин, профессия хирурга совмещает в себе черты благородного рыцаря, следовавшего кодексу чести, и бесстрашного воина, находящегося изо дня в день на «передовой» [5, с.28] жизни и смерти. Мифологические образы Эскулапа и Гиппократа отражают миссию врача-целителя. Писатель подчеркивает, что в борьбе за жизнь хирург вместе с пациентом, подверженным «добровольному распятию» [5, с. 14], проходят духовное перерождение, что является неотъемлемой частью исцеления больного.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ладнова А.К. ТРИЕДИНСТВО ОБРАЗА ВРАЧА В ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КОНЦЕПТОСФЕРЕ О.К. МАСЛОВА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1168 - 1176. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23723 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23723



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.