'
Паняева А.С., Добротворская С.Г.
ИЗУЧЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА *
Аннотация:
в статье рассмотрена работа с аддиктивными подростками. Раскрыты основные положения аддиктивного поведения. Проанализирована экспериментальная деятельность на определенной базе.
Ключевые слова:
аддиктивное поведение, подростки, работа психолога, коррекция поведения
Современная ситуация в обществе сложилась таким образом, что со стороны современной молодежи требуется взятие на себя ответственности за свое будущее с достаточно юного времени, из-за чего большинство детей испытывают огромное психологическое давление. Нарастающие требования и правила поведения вызвали массовое появление различных форм аддикций и аддитивных поведений, среди которых чаще всего отмечаются алкоголизм, наркомания, преступное поведение, ранняя беспорядочная сексуальная жизнь и многие другие. Особую опасность среди детей подросткового возраста вызывают употребление различных психоактивных веществ и проявление преступных поступков. В такой ситуации проведение психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции с подростками является бесспорной.Термин «Аддиктивное поведение» впервые был введен в науку В. Миллером и M. Ландри. Они понимали под ним период злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, до того, как от них сформируется зависимость [1, с. 232].Т.А. Султанова считает, что аддикция и зависимость — это синонимы, однако, данные понятия отличаются причинно-следственными связями, приводящими личность к зависимому поведению [3, с. 1112].В.А. Фролов рассматривает аддиктивное поведение как одну из форм деструктивного поведения, которое приводит к разрушению психики личности.При определении понятия «Аддиктивное поведение» многие авторы придерживаются того мнения, что личность с зависимостью теряет самоконтроль и волю и становится беспомощным [4, с. 7].Ц.П. Короленко делит аддикции на 2 вида: химические и поведенческие. По его мнению, химические аддикции возникают при употреблении химических веществ, изменяющих сознание, ухудшающих здоровье личности и вызывающие привыкание, например, наркотики, алкоголь, табак и т.д. Поведенческие аддикции – это зависимость от паттерна, с помощью которого личность чувствует удовлетворенность и контроль, а также справляется с тревожностью. К данному виду зависимости можно отнести игроманию, лудоманию, пищевые зависимости, эротические зависимости, селфи-зависимость и т. д. [2, с. 22].Причинами аддиктивного поведения могут стать любые причины: влияние семьи, социальное давление, личностные особенности, заболевания, травматический опыт, генетическая предрасположенность и другие.При работе с аддиктивными подростками необходимо формировать у них антиаддиктивные установки и поведение, свободные от зависимостей, которые рассматриваются в ключе таких компонентов, как:Организованный нами эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №49» Ново-Савиновского района г. Казани. В исследовании приняли участие 30 школьников подросткового возраста. Рассмотрим результаты проведенной диагностики. В качестве основного диагностического инструментария были использованы: тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, методика «Диагностики склонности к различным зависимостям» Г.В. Лозовой), и методика «Диагностика потребностей новых ощущений» М. Цукермана.Представим результаты диагностики аддиктивного поведения у подростков.Тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова и В.А. Корзунина.Методика направлена на выявление склонности подростков к аддиктивному поведению. Результаты опросника свидетельствуют то, в какой степени у несовершеннолетних выражены признаки склонности к зависимому поведению. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что в группе есть достаточно большое количество детей, у которых умеренная или выраженная склонность к аддитивному поведению.Диагностика склонности к различным зависимостям Г.В. Лозовой. Методика направлена на выявление определённого вида зависимости. В группе 23,4% подростков показали высокую степень склонности к зависимостям и 43,3% умеренную. Следовательно, можно констатировать тот факт, что склонность к аддиктивному поведению среди подростков уже требует вмешательства со стороны психологов и педагогов. Также было выявлено достаточно большое количество подростков с повышенной склонностью к аддиктивному поведению по следующим паттернам (таблица 1).Таблица 1. Результаты по методике диагностики склонности к различным зависимостям Г.В. Лозовой.Методика «Диагностика потребностей новых ощущений» М. Цукермана. Методика позволяет диагностировать степень выраженности потребностей к новым ощущениям. Жажда новизны и желание сбежать от действительности, не подчиняться требованиям и правилам со стороны общества может привести подростков к тому, что они захотят новых ощущений, которые можно получить не всегда одобряемыми и позитивными способами. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что в группе преобладает высокий уровень развития потребностей новых ощущений, что составляет 36,7% (11 детей).По результатам диагностического исследования, была выявлена необходимость профилактики и коррекции аддиктивного поведения у подростков.На основе полученных результатов по изучаемым методикам аддиктивного поведения у подростков составлялась программа работы «Мы волевые» для профилактики и коррекции аддиктивного поведения у подростков.Цель формирующего эксперимента – коррекция индивидуально-психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения у детей подросткового возраста, а также формирование у них защитных факторов и волевых качеств личности.Задачи:Развитие таких качеств личности как: самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Формирование представлений о вреде различных веществ действующих негативно на психику человека и вызывающих привыкание. Развитие осознанной мотивации на отказ от различных искушений. Выработка волевых качеств и сопротивления давлению со стороны общества. Формирование и развитие потенциала к адекватной оценке напряженной, нестабильной и кризисной ситуации и способности видеть альтернативные решения. Обучение способам и методам снятия нервно-психического напряжения.Планируемые результаты: Развиты самопознание, саморазвитие, самовоспитание, сила воли. Сформированы представления о вреде зависимости от различных источников. Развита осознанная мотивация на отказ от употребления психоактивных веществ и совершения противоправных действий. Сформированы сила воли для оказания сопротивления давлению социума и умения отказывать подстрекательствам. Развиты умения адекватной оценки ситуации и способности находить альтернативные решения. Развиты умения и навыки снятия нервно-психического напряжения.Занятия проводятся в форме тренингов и других вспомогательных форм работы 2 раза в неделю, не нарушая воспитательно-образовательный процесс общеобразовательного учреждения. Программа рассчитана на 21 занятий. В настоящее время созданная и предложенная нами программа «Мы волевые» проходит апробацию на базе выбранной экспериментальной площадки. Таким образом, для коррекции аддиктивного поведения у подростков необходимо проводить целенаправленную работу по формированию антиаддиктивной установки и поведения.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Паняева А.С., Добротворская С.Г. ИЗУЧЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1246 - 1252. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23734 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*