'
Алиева Г.А.
АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ *
Аннотация:
обеспечение надежности оборудования всегда должно быть в центре внимания. Электрооборудование, отработавшее свой срок службы и находящееся в эксплуатации, сильно изношено, что ухудшает его эксплуатационные характеристики и увеличивает вероятность аварийных отключений. Поддержание старого оборудования в рабочем состоянии требует увеличения ежегодных затрат на техническое обслуживание, диагностику и ремонт.В развитых странах двигатели потребляют 40–50 % вырабатываемой электроэнергии. Диагностика электродвигателей осуществляется с применением комплексных методов выявления повреждений. Надежность эксплуатации электродвигателей является технически и экономически важным вопросом как в промышленности, так и в энергетике. В статье исследуются неисправности, возникающие в асинхронных двигателях.
Ключевые слова:
асинхронные электродвигатели, надежность, дефекты, диагностика
DOI 10.24412/2712-8849-2025-687-1633-1640
Асинхронные электродвигатели, хотя и являются достаточно простыми и надежными машинами, при неправильной эксплуатации, в сложных погодных условиях и при отклонении параметров питающей сети от номинальных могут выйти из строя (рисунок 1).К механическим неисправностям, которые могут возникнуть в асинхронных машинах, относятся дефекты корпуса, повреждение лопастей вентилятора, ослабление обмоток статора, деформация вала ротора, износ подшипников и т. д.Наиболее распространенные механические повреждения связаны с неисправностями подушек. Типичными признаками износа подшипников являются: вибрация, повышенный шум и перегрев двигателя при работе.Примерами электрических повреждений являются образование короткого замыкания между обмотками, обрыв обмоток, пробой зазора изоляция-корпус, снижение сопротивления изоляции (износ изоляции), нарушение контактов и соединений, нарушение изоляции между магнитопроводящими листами и т. д.Рисунок 1. Двигатель асинхронный трехфазный.Таким образом, наиболее распространенными дефектами асинхронных двигателей являются:1) перегрев статора электродвигателя из-за перегрузки - 31%,2) межобмоточное замыкание - 15%,3) повреждение подушек - 12%,4) повреждение обмоток статора или изоляции - 11%,5) неравномерность воздушного зазора между статором и ротором - 9%,6) работа электродвигателя с двумя фазами - 8%,7) сломанные или ослабленные прутья в беличьей клетке - 5%,8) разряд обмоток статора - 4%,9) неуравновешенность ротора электродвигателя - 3%,10) проскальзывание оси вала - 2%.В таблице 1 приведены дефекты, возникающие в асинхронных двигателях, и методы их устранения.Таблица 1. Неисправности асинхронных двигателей и способы их устранения методы устранения. Одной из основных задач, обеспечивающих надежную и экономичную работу электросетевого хозяйства, является правильное управление ресурсом работы оборудования. Следует учитывать передовой опыт решения этой проблемы и выбирать стратегию эксплуатации, основанную на мониторинге и оценке текущего состояния оборудования.Обеспечение надежности оборудования должно быть постоянным объектом внимания.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Алиева Г.А. АНАЛИЗ ПРИЧИН ДЕФЕКТОВ АСИНХРОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1633 - 1640. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23775 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*