'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 200

Просмотры  88 просмотров

Астахов В.С., Беренгартен А.С., Зухуров Р.Х.

  


ГОРОД БУДУЩЕГО: МОСКВА 2030. РАЗВИТИЕ МЦД-5 К 2030 ГОДУ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена разработке комплексной транспортной модели города Москвы и Московской области с горизонтом планирования до 2030 года. Работа направлена на прогнозирование транспортного спроса с учётом проектных изменений в инфраструктуре и застройке, а также на выявление узких мест транспортной системы.   

Ключевые слова:
транспортное моделирование, градостроительство, МЦД-5, прогноз пассажиропотоков, транспортная система, Москва 2030, транспортное планирование   


Современные мегаполисы сталкиваются с растущей нагрузкой на транспортную систему. В условиях активного градостроительного развития становится необходимым формирование прогнозных моделей, способных учитывать перспективные изменения городской структуры. В статье рассматривается проект по созданию транспортной модели Москвы с фокусом на анализ Московских центральных диаметров, в частности — МЦД-5.На момент начала проекта была выявлена острая нехватка систематизированных данных о будущей транспортной ситуации. Отсутствие комплексной модели, способной учесть проектируемые транспортные узлы и застройку, затрудняло принятие стратегических решений. Основные ограничения заключались в:недостатке актуальных данных,отсутствии единой прогнозной модели,Целью проекта является построение математической модели, которая позволяет оценить транспортный спрос к 2030 году на основе анализа существующего и планируемого положения.Задачи проекта включали:актуализацию модели транспортной системы Москвы и МО,сбор и систематизация данных,внесение прогнозных данных в модель оформление результатов.Данные для моделирования транспортного спроса на территории города федерального значения Москвы и Московской области:по существующей транспортной сети,данные для калибровки по пассажиропотоку по метро, МЦК, МЦД и ж/д (например, входы в метро — 8,437 млн/сутки, на Ж/Д — 1,986 млн/сутки при погрешности 1–5%),данные для проектного решения, такие как данные о жилищном строительстве до 2030 года в Московской области и данные из АИПов и ППТ о проектируемых дорогах, 765 проектов планировки территории (ППТ), из которых 265 учтены в модели.Проектные данные использовались для генерации будущего транспортного спроса – в частности, для расчёта количества новых жителей, потенциальных поездок, нагрузок на сеть. Данные по застройке напрямую влияют на формирование новых транспортных потоков.На рисунке 1 представлена карта Московской области и Москвы с обозначением границ региона и проектируемых дорог. Чёрным цветом выделены границы Московской области. Внутри области расположена Москва, но её границы не обозначены отдельно. Проектируемые дороги отмечены красными линиями. Они сосредоточены в центральной части региона, преимущественно вокруг Москвы.Рисунок 1. Проектируемые дороги в Москве и Московской области.На рисунке 2 представлена карта Москвы и Московской области с границами региона и отмеченными участками планируемой жилой застройки к 2030 году. Чёрный контур обозначает границы Москвы и Московской области. Голубой цвет показывает территории, где планируется активное строительство новых жилых комплексов. Основная концентрация отмечена в пределах Москвы и ближнего Подмосковья.Рисунок 2. Перспективная жилая застройка в Москве и Московской области.Область моделирования охватывает всю территорию Московской области, включая как крупные города, так и муниципальные образования, что позволяет обеспечить полноту пространственного охвата и репрезентативность построенной модели. Транспортная сеть, представленная в рамках данной модели, охватывает не только центральную часть области и периферийные районы, но и прилегающие поселения сельского и городского типа, которые входят в её состав.Транспортная сеть смоделирована в виде направленного графа, отражающего реальные дороги, пересечения, ограничения скорости и пропускную способность. Учтено транспортное районирование, а также распределение поездок между типами транспорта и временем суток. Модель откалибрована глобально и локально: достигнута высокая точность (ошибка менее 5% на ключевых направлениях).Уровень детализации графа автомобильных дорог ограничен улицами местного значения, оказывающими влияние на интенсивность движения улично – дорожной сети. Протяженность разработанного графа составляет около 37346 км. Схема графа приведена на рисунке 3.Для реализации проекта использовались современные инструменты:картографические сервисы: OpenStreetMap, Яндекс.Карты,ГИС-анализ: QGIS,моделирование: TransNet,инструменты визуализации и отчётности: Excel, Word.Рисунок 3. Граф Москвы и Московской области.На основании построенной модели были рассчитаны пассажиропотоки для линии МЦД-5:утренний час: 30 600 пассажиров,вечерний час: 22 500 пассажиров.Пассажиропотоки для линии МЦД-5 представлены на рисунке 4.Рисунок 4. Пассажиропотоки для линии МЦД-5.Полученные данные позволили выявить наиболее перегруженные участки сети и обосновать предложения по её модернизации.Прогнозная модель показывает следующие эффекты от реализации МЦД-5:рост пассажиропотока в утренний час «пик» до 8707 пасс./час на перегруженных участках,увеличение доли использования общественного транспорта (ТОП) на Павелецком направлении на 7%, общее снижение легкового трафика на 5–9%,увеличение средней дальности поездки на 0,035 км,перераспределение потоков с метро и автотранспорта — на МЦД,наиболее загруженные маршруты: Пушкино–Москва и Щёлково–Москва, с загрузкой подвижного состава до 39% при среднем значении 16%.Проект продемонстрировал высокую значимость комплексного подхода к моделированию транспортной системы мегаполиса. Разработка модели позволяет:прогнозировать поведение пассажиропотоков в будущем,принимать решения о развитии МЦД-5 и сопутствующей инфраструктуры,минимизировать транспортные издержки в условиях растущей урбанизации.Внедрение МЦД-5 — это не только повышение мобильности, но и стратегический инструмент пространственного развития. Проект может служить основой для аналогичных разработок в других агломерациях России.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Астахов В.С., Беренгартен А.С., Зухуров Р.Х. ГОРОД БУДУЩЕГО: МОСКВА 2030. РАЗВИТИЕ МЦД-5 К 2030 ГОДУ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1641 - 1649. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23776 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23776



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.