'
Астахов В.С., Беренгартен А.С., Зухуров Р.Х.
ТРАНСПОРТНОЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСК НА ПРОГНОЗНЫЕ ГОДА *
Аннотация:
в статье представлена разработка комплексной транспортной модели города Кисловодска, направленная на прогнозирование транспортного спроса, учет демографических, экономических и пространственных особенностей города. Модель учитывает влияние социальной инфраструктуры, туристической привлекательности и текущих процессов урбанизации.
Ключевые слова:
транспортное моделирование, Кисловодск, градостроительство, транспортная система, прогноз пассажиропотоков, транспортное районирование
Современные города сталкиваются с необходимостью обеспечения устойчивого транспортного развития, особенно в условиях активного изменения демографической и экономической структуры. Кисловодск, как крупный туристический центр Северо-Кавказского региона, требует создания математически обоснованной модели транспортной системы с учётом текущего и перспективного спроса.Разработка модели базировалась на обширной демографической, социально-экономической и географической информации, включая данные о населении, занятости, уровнях дохода, структуре передвижений и особенностях городской застройки.Создание комплексной транспортной модели Кисловодска, отражающей текущее состояние транспортной сети и позволяющей спрогнозировать изменения пассажиропотоков в зависимости от демографической динамики и градостроительных изменений.Задачи проекта включали:сбор и анализ исходных социально-экономических и демографических данных,структурирование модели транспортной сети и транспортного спроса,реализация 4-шаговой модели передвижений,определение корреспонденций между районами и построение графа транспортной сети.Данные и структура модели основана на следующих показателях:численность населения — 134 972 человека, из которых 56,5% — трудоспособного возраста,количество занятых в экономике — 46,6 тыс. человек,средний уровень безработицы — 0,18%,плотность населения и объектов трудовой активности по 138 транспортным районам,социально-экономические связи, определяющие поездки к местам работы, учёбы, досуга и культурно-бытового обслуживания.Особое внимание уделено сезонности, обусловленной туристическим потоком и курортной спецификой.В состав модели вошли 138 транспортных районов, изображенных на рисунке 1, включая 2 внешних (кордонных) для учёта межрегиональных связей. Транспортная сеть охватывает все основные поселения округа — от Аликоновки до Правоберёзовского, включая улично-дорожную сеть, автовокзалы и железнодорожные станции.Рисунок 1. Схема системы транспортного районирования муниципального образования города-курорта Кисловодска.Модель транспортной сети построена в виде направленного графа с учётом типов дорог, пропускной способности, ограничений скорости, сигнализации и типов регулирования движения. Использованы данные о:категории дороги,количестве полос,видах допустимого транспорта.Далее рассмотрим транспортный спрос и модель передвижений. Для оценки спроса применена классическая 4-шаговая модель:Оценка объемов отправлений/прибытия — на основе численности населения и количества рабочих мест,Формирование матриц корреспонденций — с использованием гравитационной модели,Модальное расщепление — по типам передвижений (ТОП, автомобиль, пешком),Распределение потоков по путям — на основе моделей равновесного распределения и стратегий для ТОП.На рисунках 2 и 3 представлена модель, в которой учтены утренние, дневные и вечерние периоды, а также слои передвижений: «дом–работа», «дом–школа», «дом–досуг», «досуг–дом» и др. (рисунки 2, 3).Рисунок 2. Интерфейс настройки структуры спроса.Рисунок 3. Настройка подвижности населения.Далее рассмотрим разработку проектного решения для маршрутной сети города. С целью устранения выявленных проблем было предложено проектное решение по корректировке маршрутной сети, включающее:введение новых маршрутов, обеспечивающих лучшую связность периферийных и центральных районов,добавление новых объездов (восточный и западный).На рисунках 4–6 представлены картограммы, на которых отчётливо видно снижение перегрузок на центральных участках и более равномерное распределение потоков по сети.Рисунок 4. Картограмма загрузки маршрутовв утренний период при проектном решении.Рисунок 5. Картограмма загрузки маршрутовв дневной период при проектном решении.Рисунок 6. Картограмма загрузки маршрутов в вечерний период при проектном решении.Был проведен сравнительный анализ существующего положения и проектного решения.Таблица 1. Количество поездок при существующем положении по видам транспорта.Таблица 2. Количество поездок при проектном решении по видам транспорта.Сравнение существующего и проектного вариантов по таблицам 1 и 2 показало следующее:общее снижение числа поездок на всех видах транспорта (легковой, грузовой, общественный), особенно — в вечерний период,уменьшение нагрузки на УДС и рост эффективности маршрутов,особенно заметно снижение числа пользователей общественного транспорта вечером: -2692 человека, что интерпретируется как результат повышения удобства и связности сети.Особенности и результаты моделирования:высокая плотность населения и трудовых объектов в центральных районах,наличие транспортно-логистических и рекреационных узлов,значительная роль туристического трафика (особенно к объектам Нарзанного и Зеленогорского),повышенная нагрузка на сеть в часы «пик» и в курортный сезон,прогнозируемое увеличение доли общественного транспорта и снижение частного автотрафика при реализации стратегических мер по улучшению ТОП.Разработанная транспортная модель Кисловодска позволяет:учитывать сезонную и структурную подвижность населения,прогнозировать загрузку транспортной сети в условиях социально-экономических изменений,принимать решения о развитии улично-дорожной сети, маршрутов общественного транспорта и инфраструктурных объектов.Комплексный подход к моделированию транспортной системы в Кисловодске может быть применён в других курортных и малых городах России, где сочетаются туристическая нагрузка и необходимость устойчивого территориального развития.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Астахов В.С., Беренгартен А.С., Зухуров Р.Х. ТРАНСПОРТНОЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСК НА ПРОГНОЗНЫЕ ГОДА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1650 - 1659. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23777 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*