'
Волков С.Д.
ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ НОЧНОМ (МЕЖДУСМЕННОМ) ПРОГРЕВЕ АВТОБУСОВ, ОБОРУДОВАННЫХ ПРЕДПУСКОВЫМИ ПОДОГРЕВАТЕЛЯМИ *
Аннотация:
в статье проанализированы особенности процесса прогрева автобусов с использованием штатной силовой установки при наличии предпусковых подогревателей. Выявлены основные проблемы нормативного регулирования, связанные с несовершенством существующих методик и нормативных документов, а также рассмотрены вопросы учета расхода топлива в бухгалтерском учете предприятий. Предлагается перечень мероприятий, направленный на совершенствования процесса прогрева автобусов, оборудованных предпусковыми подогревателями.
Ключевые слова:
нормирование расхода топлива, ночной прогрев, междусменный прогрев, предпусковые подогреватели, силовая установка, пережог топлива
Современная транспортная отрасль сталкивается с необходимостью оптимизации расходов, что особенно актуально для пассажирских перевозок. Одной из ключевых статей затрат, на предприятиях пассажирского транспорта, является расход топлива, в частности, расход при ночном (междусменном) прогреве автобусов в зимний период. Ночной прогрев автобусов направлен на снижение износа силовых агрегатов, уменьшение негативных последствий холодных пусков двигателя и создание оптимальных условий для пассажиров и водителей. Однако существующие нормативные документы [1, с. 7] ограничивают работу силовой установки совместно с автономным отопителем (предпусковым подогревателем). Ночной (междусменный) прогрев транспортных средств, согласно документу, должен проводиться с использованием автономных отопителей, однако этот способ не позволяет обеспечить равномерный прогрев силовой установки. Важно понимать, что для оптимальной работы двигателя требуется прогрев всех ключевых компонентов, включая систему питания и смазки. Такого результата можно достичь только в случае комбинированного прогрева автобуса, когда автономный отопитель будет работать совместно с силовой установкой.В действующем нормативном документе [1, с. 104] приведена методика расчета нормативного расхода топлива, в основу которой положена следующая формула:Qн = 0,01 ∙ Hs ∙ S ∙ (1 + 0,01 ∙ D) + Hот ∙ T (1)где Qн – нормативный расход топлива (л),Hs – транспортная норма расхода топлива (л/100 км),S – пробег автобуса (км),Hот – норма расхода топлива на работу отопителя (л/ч),T – время работы отопителя (ч),D – поправочный коэффициент (%).Данная формула отражает общую методику нормирования, но не учитывает факторы, связанные с температурными режимами и характеристиками конструктивных особенностей автобусов, таких как расположение воздушных и охлаждающих магистралей. Методика так же не предоставляет сведений о методах прогрева автобусов, периодичности, не нормирует время прогрева для различных классов автобусов.Несмотря на вышеперечисленные проблемы, перевозчики все равно вынуждены проводить ночной (междусменный) прогрев автобусов. Известно, что обычно такой прогрев происходит в комбинированной работе силовой установки и предпускового подогревателя, в течении всего времени простоя автобуса до выезда на линию. Неправильный режим прогрева с использованием предпусковых подогревателей в совокупности с работой силовой установки приводит к повышенному расходу топлива, что учитывается в бухгалтерском учете как перерасход – «Пережог».Статья списания топлива по «пережогу» относится к учету израсходованного топлива сверх установленных норм. В неё включаются расходы на топливо, которые превышают нормативные значения, установленные для конкретного транспортного средства или условий эксплуатации. Эта статья используется в бухгалтерском и налоговом учете для отражения перерасхода топлива и его обоснования. В данную статью списания включены следующие пункты:Фактический расход топлива: Количество топлива, фактически израсходованное транспортным средством за отчетный период (например, за день, месяц или рейс),Нормативный расход топлива: Количество топлива, которое должно было быть израсходовано согласно утвержденным нормам. Нормы устанавливаются на основании модели транспортного средства, условий эксплуатации, сезонных коэффициентов, использования дополнительного оборудования.Разница между фактическим и нормативным расходом и является «Пережогом».Если фактический расход превышает нормативный, эта разница списывается по статье «пережога». Такой перерасход напрямую влияет на рентабельность перевозчика, особенно в условиях роста стоимости топлива и увеличения требований к экологической безопасности. Кроме того, перерасход топлива ведет к увеличению выбросов вредных веществ, что противоречит современным экологическим нормативам. Оптимизация технологического процесса прогрева должна учитывать баланс между снижением расхода топлива, технической эффективностью и выполнением экологических стандартов.В результате возникает необходимость самоорганизации перевозчиками порядка учета расхода топлива на прогрев, что приводит к созданию локальных методик без нормативной опоры, а также к включению затрат на прогрев автобусов в бухгалтерских проводках в виде «пережога», что может создать потенциальные риски штрафных санкций при проверках со стороны контролирующих органов.Для решения данных проблем предлагается перечень необходимых мероприятий для совершенствования процесса нормирования расхода топлива при ночном (междусменном) прогреве автобусов:Пересмотр действующего норматива [1] в части разрешения комбинированного прогрева автобусов, с участием силовой установки,Пересмотр методики расчета нормативного расхода топлива с учетом следующих параметров: Четкое определение температурных режимов для начального и окончательного этапа прогрева, установление временных показателей работы как силовой установки, так и автономных отопителей, введение дополнительных поправочных коэффициентов, учитывающих особенности конструктивных решений современных автобусов.Осуществление данных мероприятий позволит совершенствовать процесс нормирования расхода топлива при ночном (междусменном) прогреве автобусов для предприятий пассажирского транспорта.Первый пункт, касающийся разрешения комбинированного прогрева с участием силовой установки, предоставит законные основания для использования этого метода, что позволит существенно сократить количество списаний топлива на «пережог». Это, в свою очередь, повысит эффективность использования ресурсов и снизит затраты на топливо. Дополнительным фактором законной реализации данного пункта может послужить Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р (ред. от 18.10.2023) «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [2], где прописано, что все транспортные средства, используемые для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, должны соответствовать температурному режиму салона - не менее 12 градусов Цельсия при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже 5 градусов Цельсия.Второй пункт, связанный с пересмотром методики расчета, обеспечит качественное нормирование процесса прогрева автобусов, что приведет к снижению расходов на топливо и сделает их более прозрачными для проверяющих органов.Таким образом, разработка и внедрение новых методик нормирования должна стать приоритетным направлением дальнейших исследований и практических мероприятий для предприятий пассажирского транспорта.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Волков С.Д. ПРОБЛЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА ПРИ НОЧНОМ (МЕЖДУСМЕННОМ) ПРОГРЕВЕ АВТОБУСОВ, ОБОРУДОВАННЫХ ПРЕДПУСКОВЫМИ ПОДОГРЕВАТЕЛЯМИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1660 - 1665. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23778 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*