'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 206

Просмотры  67 просмотров

Зубков Д.А., Новоселов Д.С., Андреева Т.А.

  


ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается потенциал применения нетрадиционных источников электроэнергии в летательных аппаратах как средства повышения энергоэффективности и снижения экологического воздействия авиационной отрасли. Проведен анализ существующих и перспективных технологий нетрадиционных источников электроэнергии, применимых к летательным аппаратам, включая солнечные батареи, топливные элементы, термоэлектрические генераторы и пьезоэлектрические генераторы.   

Ключевые слова:
летательный аппарат, нетрадиционный источник энергии, экологическое воздействие, энергоэффективность, авиационная отрасль   


В условиях глобального перехода к устойчивым технологиям авиационная отрасль сталкивается с необходимостью сокращения выбросов углекислого газа и повышения энергоэффективности. Традиционные виды топлива, обеспечивающие высокую удельную энергию (около 33 кВт·ч/кг), постепенно уступают место нетрадиционным источникам электроэнергии, таким как солнечная энергия, водородные топливные элементы и системы рекуперации энергии. Настоящее исследование направлено на анализ применимости этих технологий в летательных аппаратах, оценку их преимуществ, ограничений и перспектив развития.Солнечная энергия, получаемая с помощью фотоэлектрических панелей, представляет собой возобновляемый источник с нулевыми выбросами. Она успешно применяется в беспилотных летательных аппаратах (БПЛА) и экспериментальных самолётах. Примером служит «Solar Impulse 2», совершивший в 2015–2016 годах кругосветный полёт за счёт 17 248 солнечных элементов, генерирующих до 340 кВт·ч в сутки. Аналогично, высотная платформа «Zephyr» от Airbus, использующая солнечные панели, установила рекорд длительности полёта (25 дней) на высоте до 20 км. Однако солнечная энергия ограничена низкой плотностью (150–200 Вт/м²), зависимостью от погодных условий и необходимостью большой площади для установки панелей. Перспективы связаны с разработкой лёгких панелей на основе перовскитов с КПД до 40% и интеграцией с системами хранения энергии, такими как литий-ионные или твердотельные батареи.Водородные топливные элементы, генерирующие электроэнергию путём реакции водорода с кислородом, предлагают высокую удельную энергию (до 1 кВт·ч/кг) и экологичность, производя воду как единственный побочный продукт. Прототипы, такие как четырёхместный самолёт «HY4» (дальность 1500 км) и разработки компании «ZeroAvia» для региональных самолётов на 19 мест, демонстрируют потенциал технологии. Испытания «ZeroAvia» в 2023 году подтверждают возможность коммерциализации к 2027 году. Основные ограничения связаны с высокой стоимостью производства и хранения водорода, а также необходимостью создания специализированной инфраструктуры. Развитие технологий производства "зелёного" водорода и гибридных систем может устранить эти барьеры.Системы рекуперации энергии, преобразующие кинетическую энергию (например, от воздушных потоков или торможения) в электричество, повышают энергоэффективность. Они применяются в гибридных самолётах, таких как «E-Fan X» от Airbus, и БПЛА с ветряными турбинами. Однако их вклад ограничен низкой мощностью и увеличением массы конструкции. Перспективы связаны с применением в городских аэромобилях (eVTOL) и разработкой более эффективных турбин. Дополнительно исследуются термоэлектрические генераторы, использующие тепло двигателей для питания бортовых систем, и пьезоэлектрические системы, генерирующие энергию из вибраций для сенсоров. Биотопливо, интегрированное с электрогенерацией, также рассматривается как перспективное направление для гибридных систем.Практическое применение нетрадиционных источников демонстрирует их потенциал. Сертифицированный электросамолёт «Pipistrel Velis Electro» использует литий-ионные батареи, заряжаемые от возобновляемых источников, для коротких полётов. Преимущества технологий включают снижение выбросов и шума, а также экономию на топливе. Однако низкая удельная мощность, высокая стоимость и необходимость новой инфраструктуры остаются ключевыми вызовами. Перспективы развития связаны с технологическими улучшениями, такими как повышение КПД солнечных панелей и компактное хранение водорода, а также с интеграцией искусственного интеллекта для оптимизации энергопотребления. Государственные программы, такие как «Clean Aviation», стимулируют исследования, а коммерциализация водородных и электрических самолётов для региональной авиации ожидается к 2030 году.Таблица 1. Доля выбросов СО2 в зависимости от типа воздушного судна. Рис. 1. Концепция полностью электрического самолета.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зубков Д.А., Новоселов Д.С., Андреева Т.А. ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТАХ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1685 - 1690. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23782 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23782



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.