'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 208

Просмотры  74 просмотров

Клюшина К.И., Фомина И.А.

  


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕМОНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ ЗАКУПОЧНОЙ СТРАТЕГИИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в условиях активно развивающегося сегмента авиаперевозок важным для любого предприятия данной области является выбор верных стратегий для обеспечения безопасного, комфортного и своевременного предоставления услуг клиентам. Для аэропортов ключевым аспектом здесь выступает качественное предоставление наземного обслуживания авиакомпаниям и их пассажирам. Это в свою очередь зависит от уровня обеспеченности авиагавани исправной техникой и наземным оборудованием – способы достижения которой и приняты к рассмотрению в статье.   

Ключевые слова:
стратегия, наземное оборудование, аэропорт, техническое обслуживание, ремонт   


Функционирование современного аэропорта невозможно без обеспечения бесперебойной работы парка аэродромной техники и наземного оборудования. От надежности и технической исправности этой инфраструктуры напрямую зависит безопасность, регулярность и скорость обслуживания. А на сами эти компоненты влияет качество технической эксплуатации и своевременности выполнения регламентных и внеплановых ремонтных мероприятий.Однако чаще всего ремонтная политика, выступая в качестве системы планирования, организации и исполнения мероприятий по восстановлению и поддержанию работоспособности техники, остаётся одной из наименее формализованных и слабо интегрированных составляющих закупочной деятельности аэропортов. Во многих случаях закупки ремонтных услуг и материалов для их оказания осуществляются ситуативно, фрагментарно, с опорой на краткосрочные запросы, что приводит к росту издержек, снижению эффективности и увеличению рисков технологических сбоев.На примере крупнейшего аэропорта Северо-Западного региона России – Аэропорта Пулково, управляющей компанией которого выступает ООО «Воздушные ворота северной столицы» (далее — ВВСС), в данной статье рассматриваются ключевые затруднения, связанные с формированием ремонтной политики, а также предлагаются возможные пути её стратегического и операционного обновления.Одной из наиболее острых проблем оказывается фрагментированность закупочной функции в области проведения ремонтов и технического обслуживания. В аэропорту множество подразделений отвечает за различные типы оборудования и технику, действуя зачастую в рамках своих автономных компетенций. Это ведёт к дублированию закупок, несогласованности потребностей, отсутствию унифицированных требований к подрядчикам и запчастям. Информационные потоки между подразделениями и отделом закупок в этом случае разрозненны и подвержены искажениям, что мешает формировать точную картину потребностей и определять приоритеты получаемых в работу заявок.Наряду с этим, в практике эксплуатации нередко фиксируется ограниченность объективной информации о техническом состоянии оборудования. Данный аспект препятствует формированию долгосрочных прогнозов, нарушает принципы проактивного управления активами и делает невозможным переход к модели предупредительных ремонтов. Когда ремонты выполняются преимущественно по факту отказа, аэропорт оказывается в условиях не только повышенных издержек, но и рисков операционных сбоев в периоды пиковых нагрузок.Еще одной из ключевых причин неэффективности текущей системы управления ремонтными работами выступает и отсутствие чётко регламентированной стандартизации процессов технического обслуживания и ремонта. Как показывает практика эксплуатации техники на различных аэропортовых предприятиях, особенно в таких крупных транспортных узлах, как международный аэропорт Пулково, несистемный подход к организации ремонтной деятельности приводит к увеличению времени простоя оборудования, снижению общей надёжности парка техники и росту операционных издержек. В условиях высокой динамики эксплуатационных нагрузок, пиковых периодов и жёстких требований к безопасности и регулярности авиаперевозок, становится очевидной необходимость перехода к более системному и стратегически выстроенному, регламентированному подходу, который позволит обеспечить полную прозрачность, контролируемость и экономичность всех этапов жизненного цикла наземного оборудования и техники.Обращаясь конкретно к ремонтной политике аэропорта Пулково, помимо вышеуказанных ограничений, одной из наиболее существенных проблем, уменьшающих возможность повышения эффективности ремонтной политики, является отсутствие четкой системы прогнозирования поломок техники, на основании которых возможно было бы заблаговременно выделять бюджет на возникающие потребности в ремонте. Каждый ремонт, заказ запчастей на авиапредприятии относится в закупочном процессе к «срочному заказу» - каждый ремонт (и заказ запчастей для него) выполняется по факту появления неисправности, а выделяемые сроки на «возвращение» техники в эксплуатационное состояние являются короткими, так как необходимо поддерживать определенное число транспортных единиц в работе для бесперебойной деятельности компании.При возникновении потребности в ремонте важным для инженеров службы ремонта и технического обслуживания (далее – СРТО) является определение возможности его осуществления своими силами или силами подрядчиков. Во втором случае ситуация осложняется необходимостью подключения к процессу отдела закупок. Согласно Положению о закупках ООО «ВВСС», на обработку заявки специалистам отдела выделяется 30 рабочих дней, однако в условиях ограниченных сроков и высокой важности работ, как и сотрудники СРТО, персонал отдела закупок вынуждены приоритезировать только поступившую заявку на ремонт, оставляя остальную работу на потом – что подразумевает в некоторой степени несоблюдение установленного регламента и допустимых сроков.Для изменения данной ситуации одним из наиболее подходящих решений является внедрение системы прогнозирования поломок, основанной на опыте эксплуатации каждого типа техники в самом Пулково, а также и других организациях. Наилучшим способом ее применения является разработка методологии с последующей интеграцией в IT-системы предприятия.Таким образом, значительным барьером на пути к оптимизации ремонтной политики в аэропорту Пулково остается недостаточная цифровизация процессов технического обслуживания и ремонта. Такие современные технологии, как системы управления активами (Enterprise Asset Management — EAM), системы управления техническим обслуживанием (Computerized Maintenance Management Systems — CMMS), а также IoT-мониторинг состояния оборудования, способны значительно повысить уровень прогнозируемости отказов, сократить время простоев техники и снизить общие затраты на содержание парка техники. Например, внедрение решения IBM Maximo в одном из европейских аэропортов позволило сократить аварийные простои на 40%, а стоимость планового ТО — на 25%.Сложности внедрения таких систем у ООО «ВВСС» обосновываются, во-первых, организационным сопротивлением со стороны персонала (механиков и инженеров СРТО), привыкшего к традиционным, ручным методам работы, без фиксирования поломок, времени на их устранение на информационных порталах. Во-вторых, ограниченностью финансирования, связанной с приоритетом других инвестиционных проектов. И, в-третьих, недостатком исторических данных для ввода в современные программные платформы и настройки автоматизированного мониторинга. На данный момент не только авиационные, но и иных сфер предприятия страны не имеют в своём составе специалистов, владеющих технологиями предиктивного обслуживания и умеющих применять big data-подходы к анализу состояния техники.Исходя из описанного, для управляющей аэропортом Пулково компании для преодоления указанных проблем необходимо разработать комплексную ремонтную политику, органично вписанную в закупочную стратегию предприятия. Это предполагает реализацию ряда ключевых принципов, направленных на создание устойчивой, прозрачной и экономически обоснованной системы управления ремонтными работами и «защищающих» предприятие от ограничивающих факторов внедрения такой системы. Более подробно рассмотреть плюсы и минусы ее реализации представлены в виде SWOT-анализа, указанного в таблице 1.Таблица 1. SWOT-анализ прогнозной системы ремонтов.Таким образом, внедрение системы прогнозного технического обслуживания, позволяющего перейти от реактивного к профилактическому и предиктивному обслуживанию, возможно лишь при наличии соответствующего программного обеспечения, обученного персонала и модернизированного парка техники, оснащённого датчиками и средствами удалённого мониторинга. Хотя первоначальные инвестиции могут быть значительными, в долгосрочной перспективе такие технологии обеспечивают устойчивое снижение операционных издержек, повышают уровень готовности оборудования и позволяют лучше планировать капитальные вложения.Для его развития следует учесть возможность интеграции ремонтной политики в общий процесс управления активами. Это позволит более точно планировать капитальные вложения, учитывать сроки службы техники и своевременно принимать решения о модернизации или замене оборудования. Управление жизненным циклом активов (Asset Lifecycle Management) становится всё более популярным в отрасли, поскольку позволяет минимизировать риски, связанные с выходом из строя устаревшей техники, и оптимизировать затраты на её содержание.Формирование эффективной ремонтной политики в рамках закупочной стратегии аэропортового предприятия представляет собой сложный, многоуровневый процесс, требующий изменения подходов к управлению, внедрения новых технологий, развития культуры планирования и координации действий внутри организации. На примере ООО «Воздушные ворота северной столицы» можно наблюдать как существующие проблемы, так и реальные возможности для их преодоления через стратегическое управление закупками и техническим обслуживанием. Реализация предложенных мер позволит не только снизить операционные издержки, но и повысить уровень безопасности и регулярности предоставляемых услуг, что в свою очередь окажет положительное влияние на репутацию аэропорта и его конкурентоспособность на рынке авиационных услуг.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Клюшина К.И., Фомина И.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕМОНТНОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ ЗАКУПОЧНОЙ СТРАТЕГИИ АЭРОПОРТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1699 - 1707. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23784 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23784



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.