'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 213

Просмотры  72 просмотров

Соколов К.Ю.

  


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОДСЧЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается проблема отсутствия методики оценки эксплуатационных затрат для транспортных средств с электрической силовой установкой, а именно отсутствие стандартизированных методик расчета для электробусов, что создает значительные сложности при обосновании инвестиций в электрификацию общественного транспорта. В результате анализа существующих методик.   

Ключевые слова:
электробусы, эксплуатационные затраты, совокупная стоимость владения, экологический транспорт, городской пассажирский транспорт   


Актуальность перехода общественного транспорта на электрическую тягу не вызывает сомнений в условиях ужесточения экологических требований и роста цен на традиционные энергоносители. Однако массовое внедрение электробусов сдерживается отсутствием универсальных методик оценки их эксплуатационной экономичности. Основная проблема заключается в необходимости комплексного учета множества факторов:• высокой капиталоемкости приобретения,• зависимости от климатических условий,• потребности в дорогостоящей инфраструктуре,• нестандартных подходов к расчету амортизации.Современная транспортная политика Санкт-Петербурга декларирует переход на экологически чистый транспорт как одну из ключевых целей. Однако на практике внедрение электробусов сталкивается с серьёзным системным барьером – отсутствием научно обоснованных и практически применимых методик расчёта их эксплуатационных затрат. Эта проблема носит комплексный характер и оказывает негативное влияние на все аспекты развития электротранспорта в городе.Основная сложность заключается в том, что существующие методы расчёта, разработанные для традиционного транспорта с двигателями внутреннего сгорания, не подходят для электробусов. Они не учитывают ряд специфических факторов, таких как нелинейная деградация аккумуляторных батарей, значительная зависимость потребления энергии от температуры воздуха, особенности работы электронных систем в условиях повышенной влажности, характерных для климата Санкт-Петербурга. В результате транспортные предприятия вынуждены использовать несовершенные методы или разрабатывать свои собственные подходы, что приводит к несопоставимости результатов и невозможности объективного сравнения различных моделей техники.Отсутствие стандартизированных методов расчёта имеет ряд негативных последствий. Для транспортных операторов это означает невозможность точного прогнозирования реальных затрат на владение электробусами. Без понимания скорости деградации батарей в условиях петербургской зимы, частоты их замены и затрат на электроэнергию при разных температурах компании не могут принимать обоснованные решения о закупке новой техники. Особенно остро эта проблема стоит при сравнении электробусов с традиционными автобусами, поскольку существующие методы не позволяют корректно сопоставить эти принципиально разные виды транспорта по критерию экономической эффективности.На уровне городского управления отсутствие точных методов расчёта затрудняет планирование субсидий и разработку программ обновления парка. Без чёткого понимания реальных эксплуатационных затрат невозможно определить оптимальные объёмы финансирования, сроки окупаемости инвестиций и приоритетные направления развития. Это создаёт замкнутый круг: неопределённость экономических показателей сдерживает инвестиции, а недостаток практического опыта эксплуатации, в свою очередь, не позволяет разработать точные методы расчёта.Особенно серьёзное влияние отсутствие методов расчёта оказывает на развитие зарядной инфраструктуры. Без понимания реального потребления энергии электробусами на разных маршрутах невозможно оптимально разместить зарядные станции, рассчитать необходимую мощность подстанций и разработать экономически эффективные графики зарядки. В результате инфраструктура развивается хаотично, часто не там, где это действительно необходимо, что снижает эффективность использования электробусов и увеличивает эксплуатационные расходы.Кроме того, отсутствие стандартизированных подходов к оценке эксплуатационных затрат затрудняет процесс закупок. Муниципальные заказчики не могут сформулировать чёткие технические требования к электробусам, поскольку не располагают методами оценки таких параметров, как ожидаемый срок службы батарей в конкретных условиях эксплуатации, влияние рекуперативного торможения на потребление энергии и стоимость жизненного цикла различных компонентов. Это приводит либо к завышенным требованиям, делающим закупки экономически нецелесообразными, либо, наоборот, к заниженным, что может сказаться на качестве приобретаемой техники.Чтобы решить существующую методологическую проблему, необходимо принять комплекс взаимосвязанных мер на разных уровнях управления транспортной системой. В первую очередь нужно разработать отраслевой стандарт Санкт-Петербурга для оценки эксплуатационных затрат электробусов. Этот стандарт должен включать: унифицированную систему показателей, методики расчёта для разных типов маршрутов (магистральных, районных, социальных), климатические коэффициенты, учитывающие сезонные колебания температур и влажности, нормативы учёта жизненного цикла основных компонентов, особенно тяговых батарей. Этот стандарт должен быть разработан совместно транспортными операторами, производителями техники и научными организациями на основе анализа реальных данных об эксплуатации.Важно создать систему мониторинга ключевых параметров работы электробусов в городских условиях. Для этого нужно: собирать данные об энергопотреблении на разных маршрутах в разные сезоны, учитывать деградацию батарей, фиксировать затраты на техническое обслуживание и ремонт. Эти данные станут основой для формирования репрезентативной базы показателей, которая позволит перейти от теоретических расчётов к фактическим данным. Целесообразно создать при Комитете по транспорту специализированный аналитический центр, который будет собирать и анализировать эту информацию, а также регулярно обновлять методики расчётов. Реализация этих мер позволит создать прозрачную и научно обоснованную систему оценки эксплуатационных затрат электробусов, что снизит экономические риски при принятии решений о закупках и создаст условия для планомерной электрификации городского транспорта.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Соколов К.Ю. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ПОДСЧЕТА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1743 - 1748. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23789 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23789



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.