'
Иванов Д.В.
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ *
Аннотация:
в данной работе рассматривается этапы развития жилых зданий с включенными в их состав автостоянками. За границей переход к многофункциональным комплексам с включенной функцией хранения автотранспорта произошел в начале XX века. В СССР жилые комплексы со встроенными автостоянками появились во второй половине XX века. Разное время появления такого типа зданий связано с различной степенью автомобилизации, которая в свою очередь зависела от экономических и политических причин. В начале XXI века крупнейшие города мира столкнулись с проблемой нехватки территорий для размещения автостоянок. Перед архитекторами возникла задача разработки новых архитектурно-планировочных решений жилых комплексов с автостоянками, позволяющих возводить жилые здания на затесненных территориях с достаточным количеством парковочных мест.
Ключевые слова:
проектирование, жилое здание, подземный паркинг, автомобили, парковочное место
В условиях стесненной жилой застройки особо остро стоит проблема нехватки парковочных мест. Отсутствие места на специально выделенных зонах для стоянки личного транспорта оказывает негативное воздействие как на окружающую среду, так и на качество жизни самих жителей кварталов. Автомобили паркуются на газонах, территориях отдыха и вблизи них, что затрудняет движение пешеходов и в большинстве случаев проезд машин. Одним из решений данной проблемы является строительство подземных паркингов. В последние годы во всем мире все большее внимание при планировке и застройке крупных городов и городов-мегаполисов уделяется проблемам освоения подземного пространства. Такие объекты обеспечивают нормальное функционирование крупных населенных и в особенности промышленных центров. Подземные паркинги располагающиеся под жилой часть здания, несмотря на значительные затраты при их возведении, являются наиболее оптимальными при решении многих вопросов функционирования города.Наиболее удобным местом для размещения стоянок являлась территория около жилого дома. Увеличивающееся количество автотранспорта не позволяло разместить автомобили на прилегающей территории и улицах, ведущих к дому. Назрела необходимость в отдельных сооружениях для хранения автотранспорта. Эволюция этих сооружений пошла разными путями. Один из них заключается в проектировании отдельно стоящих гаражей. Другой путь состоит в том, чтобы объединить в жилом доме функцию хранения автотранспорта с общественными, развлекательными, торговыми и другими функциями.Середина XX века характеризуется большим количеством конкурсов на проектирование многофункциональных жилых комплексов. Все эти проекты объединяет стремление создать жилье, в котором возможно жить, работать и отдыхать, не выходя из жилого комплекса. Это выразилось в большом количестве общественных пространств и учреждений, сконцентрированных внутри здания. На практике такая концентрация общественных пространств приводила к излишнему увеличению площадей ресторанов, кафе, комбинатов бытового обслуживания, детских садов, которые в большинстве своем пустовали и снижали привлекательность проживания в таком типе комплексов. Среди проектов того времени можно выделить жилые комплексы, спроектированные в Северной Америке. Характерными элементом являлось наличие встроенного гаража, рассчитанного на обеспечение подавляющего большинства жильцов парковочным местом. В качестве примера выступает жилой комплекс Кипс Бей Плаза архитектора Й. Пей, включавший в себя 520 квартир, торговый центр, гаражи и открытые автомобильные стоянки. Комплекс состоит из нескольких жилых объемов, высотой 20 этажей, объединенных рекреационной зоной. Плотность заселения составляла 560 человек на 1 га. В связи с высоким уровнем автомобилизации в США, для того чтобы повысить привлекательность покупки квартир в данном комплексе, было создано большое количество машиномест в гаражах, встроенных в жилой комплекс. Гараж выполнен в подземном варианте, глубиной 3 уровня. Максимально количество парковочных мест составило 300 шт. Это составляет 1 машиноместо на 2 квартиры [1, с. 75].Большая часть жилых комплексов, построенных в XX веке, выполнены в виде доминирующего жилого здания, в стилобатной части которого располагаются общественные учреждения и автостоянки. Одним из таких комплексов стал «Кронпринсен» в Мальме. На участке около 5 га расположены четыре жилых объема от 6 до 25 этажей. Все эти жилые здания объединены в один объем общественной частью, состоящей из магазинов, детского сада, концертного зала, клуба, зимнего сада, учреждений обслуживания. В цокольном этаже расположен гараж для 1400 автомобилей. Примечательно, что в пространство гаража можно попасть непосредственно из дома по лестнице [1, с. 101].В середине XX века в СССР наблюдалась тенденция к децентрализации функций. Эта политика привела к отделению части функциональных процессов от жилого дома и разделению городской среды на торговую, офисную, развлекательную, жилую. Данная политика привела к усугублению проблемы движущегося и стоящего транспорта. Необходимость хранения стоящего транспорта привела к созданию отдельных зон, зачастую на окраинах городов, где размещались одноэтажные гаражи. Необеспеченные постоянными местами хранения автомобили стали занимать дворовые территории. Оба этих решения имели очевидные недостатки. Гаражные кооперативы были расположены на достаточном удалении от жилых домов и для того, чтобы до них добраться, необходимо использовать общественный транспорт. Размещение в границах участка жилого дома достаточно проблематично из-за ограничений по количеству автомобилей и недостатку территории для стоящего автотранспорта.Несмотря на общую тенденцию отсутствия гаражей в новых жилых комплексах, стремление повысить качество типового жилья, сделать его комфортабельнее, находит выход в «экспериментальных» жилых комплексах. Примером такого подхода к массовому жилищному строительство стал жилой комплекс «Лебедь». Помимо улучшений в планировке, ландшафтном благоустройстве территории, основным направлением улучшения качества проживания стало проектирование в цокольном этаже гаража для жителей комплекса. Необходимо отметить, что количество автовладельцев в этом жилом комплексе превышало средние показатели по стране. Это является индикатором заинтересованности в жилье, обеспеченном достаточным количеством парковочных мест.Наряду с отдельными жилыми комплексами создавались целые районы, сформированные из жилых комплексов с развитой системой обслуживания и встроенными гаражами. Примером данной философии стал район Северное Чертаново. Общая планировка комплексов выделяла их по сравнению с жилыми комплексами того времени. Увеличенная площадь квартир, развитые общественные пространства, подземные этажи. Места в гаражах проектировались из расчета 1 машиноместо на три квартиры. По сей день, данные комплексы представляют интерес для проектировщиков в качестве инновационного подхода не только к проектированию жилых комплексов со встроенными гаражами, но и организацией системы обслуживания района.Еще одним примером комплекса с встроенным гаражом является жилой комплекс Триколор. Отличительной особенностью этого здания является расположение парковок, а именно их террасирование, встраивание в рельеф. Участок для строительства жилого комплекса имел перепад с востока на запад 7 метров по вертикали. Архитекторами было предложено возвести на этом участке 2 треугольных в плане жилых блока и офисное здание. Эти сооружения размещаются на стилобате со встроенными подземными и надземными гаражами. Следуя рельефу местности, расположение автостоянок переходит от надземного к подземному варианту. Входы в гаражи предусмотрены из вестибюлей каждого функционального блока жилого комплекса. В комплексе запроектированы раздельные въезды и выезды, чтобы уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть. Для оптимального подъезда к комплексу и въезду/выезду из гаражей предусмотрено создание дополнительной улицы, которая призвана снизить транспортную нагрузку на микрорайон. Для гостевых парковок предусмотрена отдельная открытая автостоянка. На 1249 квартир приходится 1359 машиномест в гараже [2].Современный уровень развития техники и строительной базы позволяет использовать новые решения в области строительства гаражей, встраивать их в жилые комплексы, тем самым располагать их на затесненных территориях.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Иванов Д.В. ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МНОГОЭТАЖНЫХ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ С ПОДЗЕМНЫМ ПАРКИНГОМ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1762 - 1767. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23792 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*