'
Евсюкова Т.А., Карпушенко О.И.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
представленное исследование посвящено роли адаптивной физической культуры (АФК) в реабилитации пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС). В работе рассматриваются организационные и содержательные аспекты занятий АФК, а также определяются потенциальные возможности и проблемы, связанные с применением АФК для этой группы пациентов. На основании анализа данных делается вывод о том, что процесс реабилитации с использованием АФК должен строиться на основе учета анатомо-физиологических, психологических и физических особенностей каждого пациента. Такой подход способствует коррекции имеющихся нарушений развития, улучшению адаптации и социализации пациентов с РАС в современном обществе.
Ключевые слова:
пациенты, РАС, адаптивная физкультура, реабилитация
DOI 10.24412/2712-8849-2025-687-1973-1986
По данным российских исследований численность лиц с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), согласно мониторингу органов исполнительной власти субъектов РФ в 2020 году, составила 32 899 человек. Отмечен рост числа по сравнению с 2019 годом (23 тысячи 093 человека) на 42%. Общая численность детей с РАС на уровне дошкольного образования – 8 тысяч 89 человек (доля в общем числе лиц с РАС – 24,5%) [2].В Свердловской области количество детей с выявленным РАС ежегодно увеличивается в среднем на 45%. Такой стремительный рост связан с отсутствием качественной пренатальной диагностики РАС, а также с недостатком достоверных данных о причинах развития болезни. В современных условиях можно наблюдать гипердиагностику и повышенный «интерес» с данному заболеванию со стороны родителей (законных представителей) из-за большого количества мифов относительно способностей детей с расстройствами аутистического спектра [1].В связи с этим крайне важно, чтобы пациенты с обозначенным заболеванием получали не только адекватное их особенностям лечение, но и были вовлечены в реабилитационные мероприятия. Спектр реабилитационных мероприятий крайне разнообразен, одним из направлений является вовлечение пациентов с РАС в занятия по адаптивной физической культуры, которые помогают им адаптироваться в современном обществе, преодолеть имеющиеся нарушения физического развития, частично скорректировать особенности интеллектуального, речевого развития и поведения, а также сохранить здоровье.В силу того, что большинство пациентов с расстройствами аутистического спектра наблюдаются в психиатрических клиниках и проходят реабилитацию в центрах соответствующей направленности, крайне важно, чтобы специалисты осуществляющие реабилитационные мероприятия владели методами и технологиями продуктивного взаимодействия с указанной категорий пациентов, организовывать пространство кабинетов таким образом, чтобы оно было комфортным и минимально травматичным для пациентов с РАС [4].Исходя из вышеизложенного, мы определили проблему исследования, которая заключается в том, что разработанные комплексы упражнений адаптивной физической культуры не преломляются через особенности пациентов с расстройствами аутистического спектра, с точки зрения организации самого занятия, подготовки к нему ребенка, а также содержательного наполнения с учетом особенностей физического развития каждого конкретного пациента.Далее мы сформулировали цель исследования, которая заключалась в необходимости систематизировать и обобщить знания о средствах, методах и технологиях адаптивной физической культуры и возможности их использования в реабилитации пациентов с расстройствами аутистического спектра.Специфические методы медицинской реабилитации, воздействующие на ключевые симптомы РАС на территории РФ крайне скудные и/или не имеют под собой достаточной фундаментальной базы исследования. Современные научные данные не позволяют предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС, чем постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Эти вмешательства могут реализовываться специально подготовленными педагогами, психологами, логопедами, родителями и другими родственниками ребенка с РАС. Существуют отдельные направления реабилитации, посредством которых пациенты с РАС могут более эффективно вливаться в современное общество, что в конечном итоге значительно меняет их качество жизни за счет коррекции имеющихся нарушений развития. Среди таких направлений, как мы уже указывали выше, выделяется адаптивная физическая культура [5].В нашем исследовании приняли участие три пациента, у которых диагностировано расстройство аутистического спектра, возраста 10-11 лет, два мальчика и одна девочка. Все три пациента так же имеют ментальные особенности развития, крайне низкий уровень владения речью как средством коммуникации, 2 пациента не вовлечены медикаментозную терапию основных клинических проявлений РАС. Оценивая антропометрические данные – можно говорить о том, что рост и вес всех пациентов находится в пределах возрастной нормы. На основании обозначенных характеристик были определены реабилитационные потенциалы как средние и низкие, а реабилитационные прогнозы – сомнительный и относительно благоприятный.Для определения уровня физического развития мы использовали следующие диагностические методики:наблюдение – для выделения психологических и поведенческих особенностей пациентов с РАС,анкета-опрос для родителей (законных представителей) – с целью выделения специфических потребностей детей, а также ожиданий родителей от занятий адаптивной физической культурой,шкала GMFCS (шкала больших моторных навыков) – данная шкала изначально разрабатывалась для пациентов с детским церебральным параличом, но в силу её универсальности, мы считаем, что она может быть использована и для диагностики общих моторных навыков и для пациентов с РАС, которые также имеют нарушения в этой сфере,международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) — это стандартизированный подход, который позволяет всесторонне оценить физическое, психическое и социальное функционирование пациента. МКФ помогает диагностировать нарушения, определять уровень развития физических способностей и разрабатывать эффективные реабилитационные программы,индекс Бартел — один из наиболее распространённых инструментов для оценки уровня самостоятельности пациента в выполнении повседневных задач и физических упражнений. Он включает 10 категорий, таких как кормление, одевание, передвижение и другие, и позволяет объективно оценить способность пациента к самообслуживанию,шкала комитета медицинских исследований (MRC) — специфический инструмент для оценки мышечной силы в верхних и нижних конечностях. Она включает тесты на сжатие кисти, поднятие ног и другие действия, что позволяет точно определить степень мышечной слабости и разработать программу реабилитации [12].После проведенной диагностики нами были выделены общие для всех трех пациентов особенности развития двигательной сферы:нарушения в общей моторике, такие как моторная неловкость, снижение уровня выносливости, быстрая утомляемость, нечеткость и неточность выполнения упражнений,нарушение координации,нарушение мелкой моторики, которые проявляются в неверном положении пальцев при удержании гимнастического инвентаря.Так же из-за сочетания РАС с иными речевыми и интеллектуальными нарушениями развития нами были определены особенности, которые необходимо учитывать при проектировании программ реабилитации:в связи с имеющимися нарушениями коммуникации пациенты с РАС могут испытывать сложности в целом в понимании инструкций в ходе выполнения физических упражнений и использования дополнительного реабилитационного оборудования,пациенты не всегда могут обозначить, что их беспокоит в ходе выполнения каких-либо упражнений, т.к. имеют сложности вербального взаимодействия,в следствии нарушения концентрации внимания и особенностей зрительного восприятия отмечаются нарушение или отсутствие имитационных умений. В связи с этим же отмечается и снижение скорости переработки информации и переключения с одного вида дебильности на другой,отмечается слабый зрительный контроль за своей деятельностью,у некоторых пациентов отмечается большой объем стереотипных действий и движений,у пациентов фиксировались разные формы нежелательного поведения, однако они в большей степени связаны с обозначенными выше фактами, т.е. если пациент не понимает инструкцию, но при этом тренер или медицинский персонал ее произносит многократно без трансформации, следовательно, могут быть либо отказные реакции от выполнения задания, либо различные формы социально-неприемлемого поведения (крики, покусывания себя и т.д.),высокий уровень эмоциональной истощаемости,крайне «жесткая» алгоритмизованность отдельных видов действий, что может приводить к удлинению или сокращению времени занятий по адаптивной физической культуре,наличие различных форм аутостимуляции и т.д. [14].Рисунок 1. Взаимосвязь нарушенных потребностей и проблем пациентов с расстройствами аутистического спектра.На основании клинической картины пациентов с расстройствами аутистического спектра и данных диагностических мероприятий мы выделили нарушенные потребности, настоящие и потенциальные проблемы пациентов с РАС (см. рисунок 1). В данном случае определены основные блоки, на характеристике которых строился алгоритм реабилитации пациентов с расстройствами аутистического спектра средствами АФК и отбиралось содержание занятий.Важно понимать, что представленная схема крайне условна, т.к. все существующие (настоящие проблемы), во-первых, взаимосвязаны между собой, во-вторых, полиэтиологичны, хотя в основе их лежит нарушение структурных и функциональных компонентов головного мозга, а потенциальные проблемы, которые вытекают из предыдущих являются лишь результатом анализа контингента пациентов с РАС в возрасте после 18 лет и не обязательны к проявлениям, т.к. мы уже обозначали ранее значительную роль к этому возрасту сыграют социальное окружение и система организации реабилитационных мероприятий в раннем возрасте.Далее было проведено анкетирование родителей (законных представителе) – с целью определения индивидуальных особенностей пациентов, которые необходимо учесть при проведении занятий, например наличие «мотиваторов», наличие стимуляций и вокализаций и т.д. Главным пунктом было выявить ожидания родителей от проведения занятий по адаптивной физической культуре.После обобщения всей диагностической информации для каждого пациента совместно с родителями (законными представителями) было определено количество и продолжительность каждого занятия.Следующий этап работы заключался в разработке для каждого пациента программы занятий по адаптивной физической культуре, где были определены цель и задачи занятий, планируемые результаты реализации данной программы. В программах обозначены комплексы упражнений или двигательных умений, которые необходимо формировать, развивать или корригировать в процессе проведения занятий по АФК.При разработке программы важно учитывать планируемые результаты и примерные временные промежутки их достижения, а также объективные и субъективные риски. Эти риски могут включать изменения в программе фармакологической коррекции, прохождение пациентом других форм реабилитации и их влияние на различные аспекты личности, а также соматическое состояние пациента.После этого для каждого пациента с расстройствами аутистического спектра была составлена социальная история для посещения занятий по адаптивной физической культуре. Социальная история позволяет ребенку снизить уровень тревожности и знакомит пациента или актуализирует его знания о предстоящих мероприятиях. Социальные истории разрабатывались индивидуально с учетом «мотиваторов» и рисков. Несмотря на то, что пациенты не умеют читать в социальных историях всегда представлен простой текст. Со временем дети научаются ориентироваться на звуковое оформление фразы, а не только ориентируются на визуальную компоненту.При проведении занятий всегда используется визуальное расписание, которое позволяет пациенту видеть, когда закончится занятие, учит его планировать свою деятельность. Визуальное расписание помогает избежать социально неприемлемого поведения, которое может возникнуть, когда пациент не знает, что его ждет дальше. В рамках занятий по адаптивной физической культуре было организовано два подвида занятий – это «активная тренировка» и «растяжка/баланс». В рамках «Активной тренировки» - работа была нацелена на проработку выносливости, силы мышц, отработку основных физических упражнений и двигательных актов, в рамках «Растяжки/баланса» шла работа над координацией, проприрецепцией, сенсорными ощущениями [14].В ходе реализации программы пациенты испытывали трудности на всех видах занятий.Наиболее сложно детям давались такие упражнения как:активная тренировка,работа с утяжелителями,приседания,поднимание ног и рук в сторону и перед собой и т.д.,растяжка/баланс,все задания на координацию (постоять на одной ноге, «косичка» из ног),задания на понимание своего тела и растяжка мышц и т.д.Для каждого занятия для пациентов были разработаны чек-листы упражнений, в которых дети отмечали выполнение задания или подхода. Чек-листы разработаны таким образом, что в них есть и текстовая компонента и визуальная, что помогает ребенку ориентироваться в занятии. Че-листы наполнялись физическими упражнениями и двигательными навыками, которые были внесены в программы для каждого пациента.На основании повторно проведенной диагностики мы увидели некоторую положительную динамику, но не у всех пациентов, что обусловлено разными сроками реализации программы. Положительны изменения были достигнуты в следующих направлениях:ориентировка в схеме собственного тела относительно плоскостей,использовании гимнастического инвентаря: один пациент перестал бояться гимнастической палки, второй – начал ложиться на гимнастический коврик для выполнения задания, третий пациент научился бросать и ловить мяч и т.д.,выполнение простых двигательных актов (поднять руки вверх, поднять руки вверх поочередно и т.д.) по вербальной или вербально-визуальной инструкции,координационная сфера претерпела изменения: один пациент научился удерживаться на балансировочном диске, второй пациент научился удерживаться на фитболе.Тот или иной уровень динамики зависел от сочетаемости нарушений и их глубины, уровня владения /не владения речью как средством коммуникации, уровнем когнитивного развития и особенностей поведения.Проведение занятий по адаптивной физической культуре предполагает соблюдение ряда требований, которые предъявляются как к помещению, где проходят занятия, так и к работе самих специалистов в данной области, например:стены, оборудование должно быть пастельных цветов, без ярких пятен. Если ярких пятен избежать не представляется возможным, то на момент прихода пациента – накрывать яркие объекты тканью или накидкой,обязательное наличие структуры занятия в виде визуальных и/или текстовых алгоритмов,обязательно использовать тайминг при организации деятельности,в кабинете обязательно наличие шумоподавляющих наушников (для пациентов с повышенной аудиальной чувствительностью),обеспечить отсутствие мигающих, мерцающих, вращающихся предметов. Если не удается избежать наличия в кабинете мерцающих объектов – необходимо предупредить об этом пациента.если у пациента фиксируется вокализация – не стоит делать запрещающих жестов, если для этого у пациента нет специального знака,обязательно наличие бейджа с именем специалиста, а также бейджа с именем пациента и т.д.Для организации любых занятий, в том числе адаптивной физической культурой, с пациентами с РАС важно правильно организовывать пространство и соблюдать ряд требований по взаимодействию с ними. Обобщенные правила и требования к организации пространства связаны с клиническими проявлениями спектра аутистического расстройства и могут варьироваться в зависимости от возраста пациента, глубины нарушения, особенностей характера и социальной ситуации, в которой проживает пациент. Соблюдая требования к организации пространства и способам взаимодействия с пациентами с расстройствами аутистического спектра можно выйти на достижение таких планируемых результатов как:вовлечение пациента с РАС в разнообразные формы двигательной активности,коррекция имеющихся наращений двигательной сферы у пациентов с РАС вследствие нарушения сенсорной сферы,активизация или сглаживание сенсорных ощущений пациентов с РАС, с целью повышения их адаптивных способностей.Ориентируясь на вышеизложенное, можно говорить о том, что при правильной организации пространства и взаимодействия с пациентами с расстройствами аутистического спектра в ходе реализации занятий по адаптивной физической культуре помогут им быть не только более успешными в реабилитационном процессе, но и в дальнейшем за счет развития двигательной сферы повысить качество их жизни в повседневной деятельности. Очень важно при реализации реабилитационных мероприятий с использованием средств адаптивной физической культуры провести тщательную подготовительную работу, связанную с планированием и наполнением содержанием реабилитационных программ пациентов с РАС.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Евсюкова Т.А., Карпушенко О.И. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 1973 - 1986. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23818 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*