'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 246

Просмотры  74 просмотров

Морозов И.А., Черешнева М.В., Вылегжанин И.А.

  


ВЛИЯНИЕ ШУМА В МЕТРО НА СЛУХ ЧЕЛОВЕКА *

  


Аннотация:
современные мегаполисы характеризуются высокой загруженностью транспортной инфраструктуры, включая метрополитен — один из самых популярных и шумных видов общественного транспорта. В данной научно-исследовательской работе рассматривается влияние шума в метро на слуховую функцию человека. Основное внимание уделено уровням звукового давления в вагонах и на станциях, продолжительности воздействия и возможным последствиям для слуха при регулярном пользовании метро. Анализируются данные собственного измерение шумового фона и взятые из сторонних источников.   

Ключевые слова:
шум, метро, слух, акустическая нагрузка, тугоухость, здоровье человека, звуковое давление, транспортная гигиена, аудиология, профилактика   


Введение: Шум — один из наиболее распространенных вредных факторов городской среды. Он окружает человека повсюду, особенно в транспорте. Метрополитен — система массового и регулярного передвижения, в которой ежедневно находятся миллионы людей. Постоянное воздействие шума в метро представляет потенциальную опасность для слухового аппарата. Особенно уязвимы к этому студенты, рабочие и сотрудники метрополитена, вынужденные проводить в вагонах и на станциях значительное количество времени.Цель работы: является оценка риска развития шумовой тугоухости у пользователей метрополитена и формулировка рекомендаций по снижению негативного воздействия шума на слух. Полученные результаты могут быть полезны для специалистов в области медицины труда, аудиологии и транспортной гигиены.Материалы и методы: В наше время метро - очень популярный вид транспорта и в среднем человек проводит в нем от получаса до двух часов в день. Так, за 2021 год московская «подземка» осуществила перевозку 2451,3 млн. пассажиров. Максимальное количество пассажиров, перевезенных метрополитеном в сутки составило 9715635 пассажиров. Протяженность московского метрополитена – 435,7 км. Количество станций – 250. Эксплуатируемые вагоны типа Еж-3 и Ем-508Т, старейшие из эксплуатируемых в настоящее время. Вагоны обслуживают Таганско-Краснопресненскую линию. Вагоны 81-717/714 и их модификации. Неофициально их называют «номерные», так как это первые вагоны, не получившие буквенного обозначения. Вагоны типа 81-717/714 обслуживают Замоскворецкую, Таганско-Краснопресненскую, Калужско-Рижскую, Сокольническую, Филёвскую, Каховскую линии. Вагоны 81-720/721 «Яуза», 81-720.1/721.1 «Яуза». Вагоны этого типа обслуживают Каховскую и Люблинско-Дмитровскую линии. Вагоны 81-740/741 «Русич», 81-740.1/741.1 «Русич», 81-740.4/741.4 «Русич». Вагоны этого типа обслуживают Бутовскую, Филевскую, Кольцевую, Арбатско-Покровскую, Калининско-Солнцевскую линии. Вагоны 81-760/761 «Ока», 81-760А/761А/763А «Ока». Обслуживают Калининско-Солнцевскую линию, Серпуховско-Тимирязевскую линию, Арбатско-Покровскую линию и Таганско-Краснопресненскую линию.Станции московского метро бывают следующих типов:1. потолок прямой с колоннами (Волгоградский проспект, Полежаевская, Ботанический сад),2. потолок сводчатый без колонн (Отрадное, Тимирязевская, Коньково, Люблино),3. потолок сводчатый с обычными колоннами (Трубная, Комсомольская, Пушкинская),4. потолок сводчатый с широкими колоннами (Цветной бульвар, Новослободская, Таганская, Дубровка). [1]Исследовательская работа:На станциях метро 1 типа уровень шума самый высокий по сравнению с другими типами станций. Это связано с архитектурными особенностями, т.е. можно сделать вывод, что сводчатый потолок и широкие колонны на станциях способствуют поглощению шума. Однако, большое значение имеет тип вагона. На станциях, где эксплуатируются вагоны старого типа уровень шума достаточно высокий от 85 до 95 дБ в зависимости от станции. При движении старого вагона от станции к станции, уровень шума в нем всего лишь на 2-3дБ меньше, чем при прибытии такого вагона на станцию.Были произведены измерения на станции Ботанический сад, где временно установлено устройство шумоподавления в виде ракушки из стекловолокна. Значительного снижения шума отмечено не было. На станции при прибытии поезда уровень шума составил 90-95 дБ. [2]На представленной диаграмме видно, что уровень шума в московском метро превышает максимально допустимый уровень шума, равный 70 дБ. Превышение этого уровня оказывает негативное влияние на здоровье человека. От 90 до 120 дБ портится слух человека, после 140 дБ возникают болевые ощущения. Шум действует на организм как стресс-фактор, вызывает изменение звукового анализатора, а также, благодаря тесной связи слуховой системы с многочисленными нервными центрами на самом различном уровне, происходят глубокие изменения в центральной нервной системе.При ежедневных поездках:30 минут в метро (80дБ) = 8 часов в среде 78 дБ,5 дней в неделю - потеря слуха на 4 дБ,30 минут в метро (90дБ) = 8 часов при 88 дБ,5 дней в неделю - потеря слуха на 16 дБ.Здесь необходимо уточнить, что потеря 10 дБ слуха в диапазоне частот 2-4 кГц способна повлиять на восприятие человеческой речи.Для сравнения рассмотрим уровень шума в зарубежном метро. Лондон – на надземных станциях 65-70 дБ, в подземных 70-75 дБ, в зависимости от глубины достигает 80-85 дБ. Нью-Йорк - в среднем 95 дБ внутри вагонов метро и 94 дБ на платформах, шум на одной из платформ превысил 100 дБ, пик зарегистрирован в 102,1 дБ. [3, 4]Заключение: Проведенное исследование показало, что уровень шума в метро часто превышает безопасные значения, особенно в вагонах. Это создает риск постепенного ухудшения слуха у постоянных пользователей метрополитена. Своевременные меры профилактики и информирование населения помогут сохранить слух и снизить акустическую нагрузку на организм.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Морозов И.А., Черешнева М.В., Вылегжанин И.А. ВЛИЯНИЕ ШУМА В МЕТРО НА СЛУХ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2005 - 2011. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23822 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23822



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.