'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 248

Просмотры  69 просмотров

Боговин В.Е., Корбан А.Н.

  


ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СПОРТЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена всестороннему исследованию феномена гендерных стереотипов в сфере спорта и физической культуры. В работе систематизируются понятия "гендер", "стереотип" и "гендерные стереотипы", а также анализируется их историческое формирование и эволюция в спортивном контексте. Особое внимание уделяется выявлению и анализу проявлений гендерных стереотипов в современном спорте, включая выбор, восприятие спортсменов и спортсменок, медийное освещение соревнований, а также на уровне управления и тренерской работы.   

Ключевые слова:
гендерные стереотипы, спорт, физкультура, гендерные роли, медийное освещение, спортивное образование, гендерное равенство, дискриминация   


Спорт является неотъемлемой частью современной культуры и общества, мощным социальным институтом, отражающим и порой усугубляющим существующие в нем нормы, ценности и предрассудки. Среди таких предрассудков особое место занимают гендерные стереотипы.Для начала важно определить ключевые понятия. Гендер – это не биологический пол, а социально сконструированная система ролей, норм, ожиданий, идентичностей и отношений, которые общество приписывает людям в зависимости от того, считаются ли они мужчинами или женщинами. В отличие от биологического пола, гендер является динамичной категорией, формирующейся под влиянием культуры и воспитания. Стереотип – это устойчивое, часто упрощенное и обобщенное представление или образ о группе людей или явлений, основанный на ограниченном знании или предрассудках. Стереотипы могут быть как позитивными, так и негативными, но их общая черта – они склонны игнорировать индивидуальные различия. Соответственно, гендерные стереотипы – это фиксированные и обобщенные представления о том, какие качества, способности, роли и виды деятельности считаются «правильными» или «типичными» для мужчин и женщин. Например, стереотип о том, что женщины "слабые" или "эмоциональные", а мужчины "сильные" или "агрессивные".Актуальность темы гендерных стереотипов в современном обществе высока, поскольку вопросы равноправия, инклюзивности и борьбы с дискриминацией занимают важное место в общественной дискуссии. Спорт, будучи зеркалом общества, также является ареной, где гендерные стереотипы проявляются особенно ярко и порой болезненно. Исторически спорт развивался как преимущественно мужская сфера, что заложило основы для многих современных стереотипов. Физическая природа спорта, акцент на силе, скорости, выносливости, а также традиционное разделение труда и ролей в обществе способствовали формированию устойчивых представлений о том, какие виды спорта «подходят» мужчинам, а какие – женщинам.Гендерные стереотипы оказывают глубокое и многостороннее влияние на спорт и физическую культуру. Они могут ограничивать выбор видов спорта для людей обоих гендеров, влиять на восприятие спортсменов и их достижений (например, принижение женских успехов или стигматизация мужчин в «женских» видах спорта), формировать предвзятое отношение в медийном освещении, распределении ресурсов и возможностях для развития карьеры (как спортсменов, так и тренеров/менеджеров). В контексте дисциплины «Физическая культура», которая призвана способствовать физическому развитию и формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения, гендерные стереотипы могут влиять на содержание образовательных программ, методы преподавания и создавать барьеры для полноценного участия всех учеников.Гендерные стереотипы в спорте не являются случайными или "естественными" представлениями, а исторически сформировались под мощным влиянием социальных, культурных и даже псевдонаучных норм прошлых веков. Эти представления активно способствовали укреплению традиционных гендерных ролей в обществе, диктуя, какие виды спорта считаются "мужскими", а какие — "женскими".Исторические корни этих представлений уходят глубоко в древность. Так, Древние Олимпийские игры служат ярким примером полного исключения женщин из спортивной жизни: к участию допускались только мужчины, свободные граждане, а женщинам было запрещено даже присутствовать на соревнованиях под угрозой смертной казни. В античном мире физическая доблесть и спортивные достижения были тесно связаны с воинской подготовкой, гражданскими обязанностями и культом тела как символа мужской силы и доблести. Женщины, даже если и занимались какой-либо физической активностью, как, например, в Спарте для укрепления здоровья будущих матерей, это было строго регламентировано и подчинено их репродуктивной и домашней функции, а не соревновательному или общественному признанию. Это заложило основу для восприятия спорта как преимущественно мужской сферы.Эпоха Промышленной революции и Викторианская эра (XVIII-XIX века) лишь усилили это гендерное разделение. Промышленная революция способствовала еще большему разделению общественной и частной сфер жизни: мужчины активно участвовали в общественной жизни, бизнесе, политике и, конечно, спорте как способе демонстрации силы, конкуренции и статуса. Женщины были "прикреплены" к домашнему очагу, их роль сводилась к материнству и управлению хозяйством. В этот период врачи и "ученые" активно распространяли идеи о "врожденной слабости" женского организма, утверждая, что чрезмерная физическая активность может повредить "репродуктивной системе", привести к бесплодию или истощить "нервную энергию", необходимую для выполнения материнских функций. Эти псевдонаучные идеи были широко распространены и принимались как истины, формируя идеал "истинной леди" – хрупкой, бледной, деликатной женщины, избегающей пота, напряжения и любой деятельности, которая могла бы испортить ее "женственность". Это резко контрастировало с идеалом сильного, выносливого, мужественного мужчины. В результате произошло жесткое разделение видов спорта. Широко распространенной практикой во многих странах, включая Россию, особенно в старших классах, является разделение мальчиков и девочек на уроках физкультуры. Часто мальчики играют в футбол, баскетбол, хоккей, занимаются силовыми упражнениями, в то время как девочки – гимнастикой, волейболом, аэробикой, танцами. Это гендерное разделение имеет серьезные последствия для развития детей. Во-первых, оно ограничивает развитие навыков: мальчики лишаются возможности развивать гибкость, координацию и чувство ритма, которые важны в гимнастике или танцах, а девочки упускают развитие силы, выносливости, агрессивности в здоровом смысле, а также навыков командной работы в контактных видах спорта. Во-вторых, подобное разделение прямо транслирует идею о том, что существуют строго "мужские" и "женские" физические способности и виды активности, что приводит к формированию убеждений, будто девочки "недостаточно сильны" для футбола, а мальчики "недостаточно грациозны" для танцев. В-третьих, это может значительно снизить уверенность в себе: девочки могут начать верить, что они физически уступают мальчикам, даже если это не соответствует действительности, а мальчики могут стесняться проявлять гибкость или заниматься эстетическими видами спорта, опасаясь осуждения. Кроме того, разделение по гендерному признаку лишает детей возможности учиться взаимодействовать, сотрудничать и соревноваться друг с другом в смешанных командах, что критически важно для развития социальных навыков. В итоге, такая практика создает своего рода самоисполняющееся пророчество: если девочкам постоянно говорят, что они не могут играть в футбол, они не получают необходимого опыта и не развивают соответствующие навыки, тем самым невольно подтверждая стереотип. Школьные программы часто предлагают ограниченный и гендерно-предвзятый набор дисциплин, что еще больше усугубляет проблему, не предоставляя детям достаточного выбора для раскрытия их индивидуальных способностей и интересов без оглядки на гендерные ожидания.Кроме того, существует недоразвитие физических качеств. Если мальчикам не дают развивать гибкость и грацию, а девочкам – силу и агрессивность, это приводит к одностороннему физическому развитию. Спортсмены могут не достичь своего полного потенциала, поскольку их развитие ограничено стереотипными ожиданиями. Например, мужчина-гимнаст может сдерживать свою артистичность, чтобы выглядеть "мужественнее", а женщина-боксер может бояться наращивать мышечную массу. Психологическое давление и выгорание также являются серьезными проблемами. Необходимость постоянно соответствовать навязанным гендерным ролям и ожиданиям общества вызывает огромное психологическое напряжение. Это может привести к выгоранию, потере мотивации и, как следствие, уходу из спорта.Неравенство в доступе к ресурсам также имеет значительное влияние на развитие спорта. Женские лиги и команды часто получают значительно меньше финансирования, призовых, спонсорских контрактов и инвестиций по сравнению с мужскими. Это означает меньшие зарплаты для спортсменок, более низкое качество экипировки и устаревшие или менее доступные тренировочные базы. Недостаток медийного освещения усугубляет ситуацию. Женский спорт получает гораздо меньше эфирного времени, внимания в новостях и публикаций в СМИ. Это напрямую влияет на привлечение спонсоров, доходы от рекламы и зрительский интерес, создавая замкнутый круг неравенства. Качество инфраструктуры также оставляет желать лучшего: женские команды часто вынуждены довольствоваться менее качественными тренировочными условиями и медицинским обслуживанием, что сказывается на их производительности и безопасности. Кроме того, отсутствие инвестиций в развитие "женских" видов спорта может замедлить их рост и внедрение новых методик тренировок. Это приводит к тому, что многие талантливые спортсменки не имеют возможности развиваться и достигать высоких результатов.Влияние гендерных стереотипов также проявляется в области здоровья и самооценки занимающихся. Постоянное осуждение внешности, особенно у спортсменок, может привести к телесной дисморфии – навязчивому представлению о мнимом дефекте или уродстве собственного тела. В видах спорта, таких как гимнастика или фигурное катание, где важен легкий вес и "эстетика", женщины-спортсменки подвергаются огромному давлению, что может привести к расстройствам пищевого поведения (РПП), таким как анорексия или булимия. Мужчины также могут страдать от РПП в видах спорта, требующих определенной весовой категории или телосложения. Давление, связанное с соответствием стереотипам, дискриминация и низкая самооценка могут привести к серьезным проблемам с психическим здоровьем, включая депрессию и тревожность. Стремление соответствовать нереалистичным стандартам может вызвать чрезмерные нагрузки и травмы. Таким образом, гендерные стереотипы оказывают разрушительное воздействие как на отдельных спортсменов, так и на спортивное сообщество в целом, подрывая его развитие и благополучие.Для борьбы с укоренившимися гендерными стереотипами в мире спорта активно разрабатываются и внедряются многочисленные программы и инициативы на различных уровнях – от глобальных организаций до локальных сообществ. Эти усилия направлены на создание более инклюзивной и равноправной спортивной среды, где талант и упорство ценятся выше гендерных предрассудков.Среди таких глобальных начинаний выделяется Международный олимпийский комитет (МОК) также является одним из ведущих двигателей перемен. Организация активно работает над увеличением женского представительства как среди спортсменов на Олимпийских играх, так и в руководящих органах спортивных федераций и комитетов. МОК последовательно движется к гендерному равенству в количестве дисциплин, вводя новые смешанные командные соревнования, такие как смешанные эстафеты в легкой атлетике или плавании, смешанные команды в дзюдо или стрельбе. Эти смешанные дисциплины не только демонстрируют равные возможности, но и бросают вызов традиционным представлениям о разделении полов в спорте, подчеркивая сотрудничество и общие спортивные цели. Цель МОК — достичь полного гендерного паритета на Играх, что уже почти достигнуто в последние годы, например, на Олимпийских играх в Токио и Париже.В сфере футбола, который традиционно воспринимается как "мужской" спорт, FIFA Womens Football Strategy является примером целенаправленного развития женского направления. Эта стратегия ФИФА включает в себя значительные инвестиции в развитие женского футбола на всех уровнях, от детско-юношеских школ до профессиональных лиг. Она направлена на повышение видимости женских команд и игроков, увеличение числа женских турниров, улучшение условий для тренировок и соревнований, а также на обеспечение равных возможностей и призовых фондов. Эта инициатива способствует глобальному росту популярности женского футбола, привлекая новых болельщиков и спонсоров.Значительную роль в борьбе со стереотипами играют и масштабные кампании по инклюзивности, запускаемые крупными спортивными брендами и социальными организациями. Примером служит кампания Nike "Dream Crazier", которая через мощные видеоролики и истории успешных спортсменок бросает вызов устаревшим представлениям о "женской эмоциональности" и "слабости", демонстрируя их как источники силы, страсти и решимости. Еще одна известная кампания – Always "Like A Girl" – целенаправленно работала над изменением негативного значения фразы "как девчонка", показывая, что делать что-то "как девчонка" может означать делать это с максимальной силой, целеустремленностью и уверенностью. Эти кампании не только вдохновляют спортсменок, но и влияют на широкое общественное мнение, меняя восприятие женских возможностей в спорте и за его пределами. Все эти программы и инициативы, работая сообща, постепенно, но уверенно ломают барьеры гендерных стереотипов, делая спорт по-настоящему доступным и равноправным для каждого, кто готов посвятить себя ему.В целом, необходим многоуровневый и комплексный подход, затрагивающий как систему образования, так и медийное пространство, а также требующий активного участия спортивных организаций и правительств. Основной акцент должен быть сделан на обучении навыкам, а не на соответствии гендерным стереотипам, фокусируясь на развитии конкретных физических качеств, таких как скорость, выносливость, гибкость и координация, а не на предписанных социальных нормах. Кроме того, важно интегрировать в учебный процесс истории успеха спортсменов и спортсменок, которые бросили вызов стереотипам, чтобы предоставить детям вдохновляющие примеры для подражания.Помимо структурных изменений, крайне важна активная пропаганда разнообразия в спорте, направленная на формирование более широкого и инклюзивного общественного видения. Это предполагает расширение доступных видов спорта для всех, независимо от гендера. Активное продвижение и развитие широкого спектра дисциплин, включая те, которые традиционно не ассоциируются с определенным гендером (например, женский бокс или мужское синхронное плавание), дает людям больше выбора и позволяет каждому найти занятие по душе, свободное от социальных ожиданий. Важную роль играют кампании по изменению сознания – национальные и международные инициативы, направленные на борьбу со стереотипами. Эти кампании должны подчеркивать универсальную пользу спорта для здоровья, личностного развития и благополучия каждого человека, независимо от его гендера, возраста или физических способностей, демонстрируя, что спорт – это для всех. Для достижения всеобъемлющих изменений необходимо вовлечение всех стейкхолдеров. Это означает активное привлечение к диалогу и совместным действиям родителей, учителей, медиа, спортсменов, политиков, спортивных функционеров и широкой общественности. Только совместными усилиями можно сформировать культуру инклюзивности и равенства.В итоге, гендерные стереотипы, глубоко укоренившиеся в истории и культуре, продолжают оказывать мощное влияние на мир спорта и, шире, на общество в целом. С античных времен, когда женщины были полностью исключены из спортивных состязаний, до Викторианской эпохи, когда им предписывались лишь "изящные" и "безопасные" формы физической активности, спорт исторически формировался как арена преимущественно мужской доблести и силы, активно укрепляя традиционные гендерные роли в обществе. Более того, поощрение физической активности для всех, без каких-либо гендерных ограничений, приведет к формированию более здорового и активного образа жизни всего населения, значительно улучшая как физическое, так и психологическое благополучие общества в целом.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Боговин В.Е., Корбан А.Н. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СПОРТЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2018 - 2028. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23824 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23824



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.