'
Дегтев Д.А.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ *
Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные проблемы модернизации физического воспитания школьников путем внедрения инновационных методов и технологий. Автор анализирует тревожную тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, ожирения. Подробно рассматриваются современные инновационные подходы в физическом воспитании, включая использование компьютерных технологий и интерактивных методов.Автор выделяет основные трудности внедрения инновационных технологий. Такие как необходимость подготовки преподавателей, создание технической базы, риск информационной перегрузки и предлагает пути их решения путем поэтапного внедрения, комплексного подхода и индивидуального подхода к учащимся.Особое внимание уделяется дифференцированному физическому воспитанию. В статье описаны основные трудности внедрения инноваций и предложены пути их решения. Автор подчеркивает важность комплексного подхода и индивидуального подхода к учащимся. Статья представляет практический интерес для преподавателей физической культуры и специалистов в области физического воспитания.
Ключевые слова:
инновационные методы, физическая культура, физическое развитие, школьники, физическое воспитание, развитие
Введение.В обществе вопросы физического воспитания молодежи становятся все более актуальными. Одним из ключевых аспектов формирования здорового поколения является физическое развитие школьников, которое позволяет им успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру.Цель данной статьи - изучить эффективность использования инновационных методов и технологий для развития у школьников основных физических качеств, сила, ловкость, выносливость, гибкость и скорость. Особое внимание уделяется использованию компьютерных средств, мультимедийных презентаций и интерактивных методов обучения и для здоровьесберегающих технологий в рамках уроков физической культуры.Когда речь заходит о физическом воспитании, важно не только учитывать старые методы и традиционные подходы, которые уже доказали свою эффективность, но и внедрять современные инновационные методики. Новые методы обучения и воспитания, наряду с различными подходами, играют ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса и развитии физических способностей учащихся. Это включает в себя набор новых педагогических технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья детей, а также процесса воспитания [3,14,15].Физическая культура и спорт играют особую роль в формировании организма ребенка. Так, например, в Калужской области, как и во многих других регионах России, наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей и подростков, а также спад интереса к физической культуре. По информации Росстата (2024), на каждые 100 тысяч несовершеннолетних приходилось 3 682 страдающих от ожирения. При этом отмечается существенный рост этого показателя: в 2023 году он составлял 2 158 на 100 тысяч, а в 2022 году — 1 700. Это свидетельствует о необходимости принятия срочных мер для сохранения и улучшения здоровья детей [20].Данные показатели пугают, и для того, чтобы сохранить и улучшить показатели, учителям требуется заинтересовать детей. Удивить новое поколение сложно и для этого необходимо внедрять новые технологии и инновационные подходы. Использовать это как инструмент для внедрения. Так же для поднятия мотивации и к физической культуре и спорту [10].А инновационные решения в области образования представляют собой передовые подходы к использованию цифровых и электронных инструментов в учебном процессе. К ним относятся интерактивные информационные панели, компьютерное программное обеспечение, мультимедийные системы, аудиовизуальные материалы, облачные сервисы, мобильные приложения и другие технологические решения [18].Цифровые инструменты позволяют нам разрабатывать эффективные методы обучения и повышать качество образовательного процесса, делая дистанционное обучение более комфортным и доступным. Преподаватели, используя эти решения, становятся более вовлеченными в процесс и, что способствует росту их интереса к получению знаний.Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают обновленные критерии организации учебного процесса, в том числе по дисциплинам физического воспитания. Сегодня особую актуальность приобретает внедрение интерактивных методик, которые помогают оптимизировать и повысить эффективность обучения. Особое внимание уделяется коммуникативный подход и игровым технологиям, которые занимают лидирующие позиции среди современных образовательных решений [20].Один коммуникативный подход — это проблемное обучение, в основу такого урока положена проблема, вокруг которой разворачивается поисковая деятельность. На таких занятиях у учащихся развивается творческое мышление, самостоятельность и рефлексивная позиция [4].Проектные методы обучения тоже имеют в основе проблему и это следующая методика преподавания. Работа по данной методике позволяет использовать индивидуальные творческие способности учеников, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. В проектном подходе акцент смещается со всевозможных упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. В ходе работы над данным проектом происходит расширение кругозора, знакомство с различными подходами к физической культуре и спорту, консультации специалистов. Популярный инновационный подход дифференцированного физического воспитания.Под дифференцированным физическим воспитанием понимается целенаправленное физическое формирование человека через развитие его индивидуальных способностей. Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности, провожу как одними, так и разными средствами, и методами, но величина нагрузки всегда планируется разная. В результате повышается уровень физической подготовленности по сравнению с исходным уровнем [17].Основой физического воспитания можно считать обучение двигательным действиям — это тот же педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач. Обучение действию – это процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательных навыков и воспитания соответствующих физических качеств. Все они сопутствуют друг другу, но неоднозначны в своих средствах и методах. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения определенных двигательных задач. При этом каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для себя составе операций, что станет основой для формирования его индивидуального, наиболее эффективного стиля деятельности [3, 13, 16].Обучение сотрудничеству (командная, групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, суть подхода заключается в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к субъекту, идти от возможностей, которые есть у ребенка, применять психолого-педагогическую диагностику личности. Так же в этом могут содействовать информационно-коммуникационные технологии [16].Компьютерные технологии позволяют модифицировать учебный процесс, и они гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения.Использование компьютерных технологий значительно обогащает педагогические методы обучения школьников. Демонстрационные материалы, повышающие наглядность и эффективность вербальных метолов, в изобилии встречаются в тематических цифровых образовательных ресурсах: плакаты или слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, сложные интерактивные таблицы. Включение таких материалов в структуру урока не только повысит интерес учащихся, так как практически все материалы ресурса выполнены на высоком уровне, но и сэкономит время учителя на подготовку к данному уроку. Если преподаватель не нашел готовых интересующих его материалов, он может создать их самостоятельно. Для создания собственных иллюстративных материалов, таких как рисунки, схемы (например, при объяснении упражнений) можно использовать программы для создания графических дизайнов, текстовый процессор. Однако основополагающим аспектом является внедрение здоровьесберегающих подходов. Использование данных технологий позволяет равномерно распределять различные виды заданий на уроке, что дает положительные результаты в обучении. Один из интересных подходов — это система инновационного оценивания «Портфолио» [16,20].Сущность системы оценивания. Возникает необходимость использования и реализации таких форм и методов познавательной деятельности, которые обеспечивали бы высокую эффективность и качество обучения, при которых обучающийся приобретает индивидуальность [14].Следовательно, развитие современных образовательных технологий способствует активизации резервов личности учителя и ученика: новые технологии развивают творческую активность и самостоятельность школьников в учебной деятельности, изменяют характер взаимодействия учителя и ученика, когда они становятся полноправными участниками образовательного процесса.Современные технологии преподавания физкультуры в условиях реализации ФГОС включают в себя использование интерактивных методов обучения, компьютерных программ и приложений, различных электронных устройств (например, пульсометры, трекеры активности), а также современного инвентаря для проведения занятий. Одним из основных принципов реализации ФГОС является индивидуальный подход к каждому ученику. Использование компьютерных программ и приложений позволяет учителю физической культуры создавать персональные программы тренировок для каждого ученика, а также отслеживать их прогресс и результаты [20].Интерактивные методы обучения, такие как игры, соревнования и другие формы активной деятельности, активно используются в физической культуре. Они позволяют сделать процесс обучения более интересным и увлекательным, а также учитывать индивидуальные особенности каждого ученика [16].Использование электронных устройств, таких как пульсометры и трекеры активности, позволяет учителю контролировать физическую нагрузку на ученика в режиме реального времени, что способствует более эффективному и безопасному обучению.Также современные технологии преподавания физкультуры включают использование новых форм инвентаря, таких как мультифункциональные тренажеры, батуты, гимнастические снаряды и другие современные оборудования. Они позволяют учителю создавать более разнообразные и интересные тренировочные программы, а также облегчают процесс обучения [16].Таким образом внедрением современных технологий, пытаются поднять интерес к урокам физической культуры и ко всему процессу в целом. Это заметно повышает желание, так как все новое притягивает интерес к познанию неизвестного. Такое внедрение позволяет и проявлять больше творческих способностей учителей. Так же появляются новые ветви в образовании, повышается желание развиваться у учеников и учителей.Современные технологии преподавания физкультуры в условиях реализации ФГОС способствуют более эффективному и результативному обучению, а также позволяют учителю создавать увлекательный и разнообразный процесс обучения. Например, дифференцированный подход тоже является современным подходом и методом. И так же пытается внедриться в общую программу образования, что заметно получается и поднимает эффективность развития как умственных способностей, так и физических. Хотя в физкультурном образование этот подход встречается меньше, чем на других уроках [5, 20].И по этим причинам инновационные подходы и методики становятся все более популярными и внедряются в различные области, такие как наука, культура, образовательный процесс, физическая культура и спорт. Они играют важную роль в обучении, представляя собой инновационные методы преподавания, оценки результатов обучения, организации учебных материалов и проведения занятий.В наше время заметно как в физическом воспитании активно применяются инновационные технологии, отличающие традиционные, проверенные временем методы от нетрадиционных, основанных на новейших научных достижениях. Однако основополагающим аспектом является внедрение здоровьесберегающих подходов [14].Комплексный подход здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Стратегия предусматривает адаптацию нагрузки к индивидуальным особенностям и уровню подготовки каждого учащегося, а также с учетом группы здоровья. Обеспечение безопасного и высококачественного спортивного инвентаря и поддержание оптимальных санитарно-гигиенических условий (температура, вентиляция, освещение, чистота) также важны для создания безопасной среды [3, 17].Для предотвращения возможных нарушений осанки и зрения рекомендуется использовать специальные упражнения и техники релаксации. Эффективным подходом является чередование интенсивных физических нагрузок с периодами отдыха, а также общеукрепляющими процедурами. Регулярный контроль за состоянием здоровья студентов и корректировка учебной нагрузки важны для поддержания хорошего самочувствия. Внедрение цифровых технологий в систему образования и физического воспитания станет неотъемлемой частью совершенствования учебного процесса [17].По мнению ряда экспертов, включая А.А. Аккуму, В.П. Беспалько и Д.И. Бэлэнел, внедрение современных технологий в образование позволяет значительно повысить его эффективность и результативность. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), согласно определению, Зайцевой С.А., Иванова В.В. и Дониной И.А., представляют собой комплекс средств и методов, предназначенных для сбора, обработки и передачи данных с целью получения более ценной информации об изучаемом объекте, процессе или явлении [16].Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе приобретает все большее значение, поскольку они проникают во все сферы жизни и деятельности. Школа, как ключевой институт формирования будущего поколения, обязана адаптироваться к этим изменениям. Современному учителю необходимо активно внедрять ИКТ в свою практику, чтобы подготовить учащихся к современному информационному обществу и научить их критическому мышлению и самостоятельному поиску знаний. Благодаря использованию ИКТ, включая различные программы и онлайн-ресурсы, преподаватели получают возможность эффективно организовывать учебный процесс, обмениваться опытом и стимулировать проектную деятельность [4, 20, 21].Использование интерактивной доски на уроках физкультуры значительно улучшает понимание и усвоение сложных технических аспектов волейбола и баскетбола. Так же учитель имеет возможность подробно рассмотреть каждую технику, структурируя ее на отдельные слайды и представляя их в режиме, наиболее подходящем для конкретного урока. Возможность сосредоточиться на конкретных слайдах позволяет вам глубже вникать в детали. Используя интерактивный маркер, вы можете визуализировать траектории различных движений (рук, ног, корпуса) и прогнозировать траекторию полета мяча в случае ошибок в технике [19].ИКТ широко используются в различных областях обучения, что значительно улучшает процесс обучения и делает его более привлекательным для учеников. Одним из основных направлений использования информационных и компьютерных технологий является их активное внедрение в физическое воспитание, что приводит к значительным улучшениям в учебном процессе. Было выявлено несколько ключевых областей использования ИКТ: совместное обучение, креативные технологии обучения, интегративное обучение и обучение, ориентированное на оценку [19].Совместное обучение с использованием ИКТ способствует более эффективному взаимодействию между учащимися и учителями, а также сокращает дистанцию между ними. Креативные технологии обучения позволяет учащимся создавать свои собственные продукты и достигать практических целей. Интегративное обучение сокращает разрыв между теорией и практикой, а обучение, ориентированное на оценку, способствует построению личностно ориентированного образования с широкой обратной связью. Использование образовательных технологий, таких как цифровые фотоаппараты, проекторы, компьютерные образовательные программы, презентации и средства визуализации контента, приносит положительные результаты. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс физического воспитания способствует повышению интереса к обучению и улучшению усвоения учебного материала [20, 21].С какими трудностями может столкнуться образовательная организация и учителя, внедряя данную технологию в процесс обучения. Первое с чем нужно работать это обучение преподавателей работе с ИКТ и создание единой базы видеоматериалов и презентаций, а также оказание технической поддержки. Потребуется разработка методических рекомендаций по использованию новых технологий. Так же рассмотрим возможные технические проблемы и пути их решения. Возможное недостаточное оснащение, для этого нужно поэтапное внедрение технологий, так же использование мобильных устройств учащихся, создание сетевого взаимодействия с другими школами или организациями, направленными на реализацию данной технологии. Особое место занимает привлечение грантов и спонсорства и трудности с программным обеспечением [16].Для того что бы проверить практическую эффективность этой теории на протяжение одного учебного года, были внедрены методы, которые были причислены выше. На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Калуги. Были взяты 150 учащихся, 10–11 классов, период исследования был сентябрь 2023 - май 2024. Перед основной частью эксперимента мы разделили 50 учащихся на 2 группы:контрольная (25) - традиционные методы,экспериментальная (25 человек) - инновационные методы.Исходные данные в обеих группах мы получили, проведя тесты на 5 основных физических качеств (сила, ловкость, выносливость, гибкость и скорость). За основные данные для математического анализа, мы брали минимальный показатель и самый высокий, в группе.Основные этапы измерения:1.Выбор показателей для измерения:•физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость).2.Организация тестирования:•проведение в первой половине дня,•использование стандартизированного оборудования,•соблюдение единой методики измерений,•наличие квалифицированных специалистов.3.Периодичность измерений:•начальное тестирование (начало учебного года),•промежуточное тестирование (середина учебного года),•итоговое тестирование (конец учебного года).Таблица 1. Динамика показателей физической подготовленности контрольной группы.Таблица 2. Динамика показателей физической подготовленности экспериментальной группы.Провели опрос на тему: Мое отношение к занятиям физической культурой. Вопросы для определения мотивации и отношения к уроку физическая культура.Как часто вы посещаете уроки физической культуры?Оцените от 1 до 3.Что вас мотивирует заниматься физической культурой?Оцените от 1 до 3.Какие инновационные методы на уроках физкультуры вам нравятся?Оцените от 1 до 3.Что мешает вам заниматься физической культурой?Оцените от 1 до 3.Как вы оцениваете свой уровень физической подготовки?Оцените от 1 до 3.Исходные данные — это средний показатель по группе. Где максимальное количество баллов 15. Средний показатель рассчитывался по формуле:
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Дегтев Д.А. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2029 - 2045. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23825 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*