'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 258

Просмотры  53 просмотров

Дудко С.Э.

  


СОХРАНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной работе исследуются роль сельскохозяйственных земель в экономике государства и сохранении окружающей среды. Поддержка сектора индивидуального жилищного строительства со стороны банков и государственных программ повлияло на увеличение частного строительства, в то же время происходит рост комплексной многоэтажной жилой и промышленной застройки. Разрастание городских земель влечет сокращение полезных сельхоз земель, это заставило федеральное и муниципальное правительство усилить поддержку аграрной промышленности, для увеличения рентабельности данного сектора. Совершенствование оборота сельскохозяйственных земель имеет своей целью на ближайшие годы повышение экспорта продукции агропромышленного комплекса, а также восстановление плодородия почв.   

Ключевые слова:
сельскохозяйственные земли, экономический фактор, политика государства, нормативно-правовой акт   


Сельскохозяйственные земли являются мощным инструментом, поддерживающим и закладывающим направление экономического развития государства, а также основным источником продовольственного обеспечения страны. Российская Федерация по официальным данным занимает 1/8 часть суши всей планеты и соответственно владеет наиболее внушительным количеством возделываемых земель, пригодных как для животноводства, так и для выращивания плодовых насаждений. В последние годы наблюдается тенденция увеличения земель под индивидуальное жилищное строительство за счет сокращения сельскохозяйственных земель путем изменения категории назначения земли и вида разрешенного использования. По данным Росреестра за последние годы больше 50% ввода жилья приходится на частное строительство.В данной статье мы рассмотрим основные социальные и экономические проблемы, связанные с сохранением и увеличением сельскохозяйственных земель, а также методы решения данных проблем.Российская Федерация на данный момент располагает 380 миллионами гектар сельхоз земель, из которых 31 миллион гектар, чуть более 8%, не используются по различным причинам [1, С. 6].Состояние сельскохозяйственных земель за последние годы ухудшается вследствие таких факторов как: экологические загрязнения, например химическими веществами или крупномасштабными стройками, деградация почв, вызванная эрозией, изменение климата.Президентом РФ 1 апреля 2025 года подписан Федеральный закон, регулирующий вопросы перевода земель и земельных участков сельхозназначения в другие категории. В соответствии с ним вопросами перевода земель сельскохозяйственного назначения, не относящимися к федеральной собственности будут заниматься исполнительные органы субъектов РФ в соответствии с региональным законодательством [3, С. 288]. Этот нормативно-правовой акт поможет устранить терминологические неточности на основании базы законодательства субъекта и исключит нерациональные переводы земель в другие категории. Данные законодательные изменения вступят в силу 1 марта 2026 года.Так на примере Краснодарского края с 2024 года мы видим массовые изменения генеральных планов населенных пунктов, которые привели к обратному переводу части земель в сельскохозяйственную категорию. Конечно же данные поправки привели к отрицательной огласке среди граждан населенных пунктов, чьи земельные участки были затронуты новыми генеральными планами. Все это связано с отказами местных администраций по уведомлениям о планируемом строительстве и соответственно последующим падением кадастровой стоимости земель собственников участков.Но давайте все же разберем, вследствие каких факторов были предприняты данные изменения в земельной политике государства.Экономические факторы: Недостаточно высокий уровень развития сельскохозяйственного производства, связанный с плохим доступом к системам кредитования современной техники для агропромышленного комплекса, что ведет к упадку инфраструктуры сельских территорий. Как итог отсутствие освоения всех пахотных территорий и зарастание сорной растительностью [2, С. 109].Социальные факторы: Приток населения в городскую местность и соответственно отток из сельской, отсутствие квалифицированных кадров и повышенные затраты на подготовку новых, понижение уровня профессиональной подготовки работников агропромышленного комплекса.Экологические факторы: Понижение плодородия почв, что приводит к увеличению затрат на освоение земель. Сопутствующими факторами являются изменение климата, засуха и иные стихийные бедствия.Нерациональное землепользование: Использование сельскохозяйственных земель не по назначению, например увеличение популярности фермерского туризма, основная цель данного направления — это извлечение экономической выгоды за счет туристического потока.Несовершенство законодательной базы: Затянутые судебные процессы связанные с неточной терминологической базой и отсутствие точных механизмов земельного контроля в области перевода земель из одной категории в другую.Для сокращения влияния неблагоприятных факторов на сельскохозяйственные земли можно рассмотреть ряд комплексных мер по их сохранению и увеличению в нашей стране, а именно:Экономические меры:Государственная поддержка сельскохозяйственного производства (субсидии, льготные кредиты, налоговые льготы).Поддержка малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве.Внедрение инновационных технологий в сельскохозяйственное производство.Социальные меры:Повышение престижа сельскохозяйственных профессий.Обеспечение доступности образования и медицинского обслуживания в сельской местности.Экологические меры:Внедрение экологически безопасных технологий в сельскохозяйственное производство.Борьба с эрозией, засолением, заболачиванием и загрязнением почв.Сохранение и восстановление лесополос.Законодательные меры:Совершенствование системы земельного контроля.Создание эффективных механизмов вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель.Сохранение и увеличение сельскохозяйственных земель в нашей стране — это сложный и требующий внимания вопрос, который при планомерном подходе вполне разрешим. Основой успеха является применение ряда комплексных мер со стороны федеральной и региональной исполнительной власти при содействии законодательной ветви. Основным фактором является создание привлекательных условия для экономических и социальных вложений со стороны населения и аграрных предприятий. Важная роль заключается в государственной поддержке путем создания льгот и субсидий. Также ключевым фактором является подготовка квалифицированных кадров с привлечением финансирования частных инвестиционных фондов.Как итог хочется отметить, что государство взяло приоритетное направление на сохранение земель сельскохозяйственного назначения. В ближайшие годы ожидается устойчивое развитие сельских земель и тенденция роста охраны окружающей среды. В дальнейшем это приведет к росту доли ВВП страны за счет увеличения производимой сельской продукции и ее качества соответственно. Необходимо лояльное отношение граждан к изменениям, активная поддержка частного бизнеса и строгий курс государства на приумножение земель сельскохозяйственного назначения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дудко С.Э. СОХРАНЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2111 - 2116. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23834 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23834



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.