'
Башлыкова В.Д.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РЫНОК ТУРИЗМА В РОССИИ *
Аннотация:
в данной статье подробно рассматриваются вопросы состояния внутреннего и внешнего туризма, произведен статистический анализ рынка туризма в России за период пандемии коронавируса, а также выявлены факторы, повлекшие за собой падение показателей.
Ключевые слова:
рынок туризма, внутренний туризм, внешний туризм, пандемия, коронавирус
Туризм – это одна из самых быстроразвивающихся отраслей экономики, которая создает примерно 10% мирового продукта, туристическая отрасль принадлежит к сфере услуг. Большие объемы денежных поступлений оказывают влияние на различные секторы народного хозяйства, что помогает формировать собственную туристическую индустрию в промышленных странах. Концепция современного туризма развивается стремительными темпами. Величина спроса на туристический продукт и услуги туроператоров постоянно увеличивается. Стремительные скачки роста присущи всем показателям данной отрасли во всем мире. На сегодняшний день стратегией абсолютно каждого предприятия стала стратегия повышения конкурентоспособности и для укрепления позиции на рынке туристических услуг в целях получения максимально возможной прибыли. Изучение современного состояния рынка включает в себя обработку и анализ количественных показателей и информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на рынок туризма в России, как и во всем мире. С начала 2020 года туристическая индустрия столкнулась с беспрецедентными вызовами, включая закрытие границ, ограничения на передвижение и изменение потребительских привычек. Одним из первых последствий пандемии стало резкое сокращение международных поездок. Российские туристы, ранее активно путешествовавшие за границу, оказались в условиях неопределенности. Закрытие популярных направлений, таких как Турция и Египет, привело к резкому падению спроса на зарубежные туры. В то же время, внутренний туризм начал развиваться. Многие россияне стали открывать для себя родные регионы, и это дало толчок к развитию внутренней инфраструктуры и новых туристических маршрутов. Кроме того, пандемия способствовала изменению предпочтений туристов. Увеличился интерес к экотуризму, активному отдыху и гастрономическим путешествиям. Люди начали ценить уединение и безопасность, что привело к росту популярности загородных отелей и аренды частных домов. В условиях ограничений многие туристические компании адаптировались, предлагая новые форматы путешествий, такие как авто- и велотуры. Россия являлась одним из самых перспективных и развитых туристических рынков в мире, т.к. обладала высоким потенциалом по увеличению объемов въездного, выездного и внутреннего туризма. Однако, в силу сложившейся ситуации в мире, нельзя точно говорить о восстановлении мирового туризма между Россией и другими странами. За последние годы в динамике туристических потоков устойчивую тенденцию роста имеет выездной туризм по республикам СНГ. Преобладание выездного туризма, по сути, означает импорт услуг. Для республики в плане социально-экономического развития приоритет должен отдаваться въездному туризму, иначе говоря, туристская деятельность должна быть ориентирована на ввоз. В данном случае въездной туризм понимается, как посещение республики туристами из других регионов России и зарубежных стран. Наряду с этим большое значение имеет и развитие внутреннего туризма т.е. путешествия внутри страны. Проведем статистический анализ данных соотношения внутреннего туриста к въездному в Санкт-Петербурге (Рисунок 1).Рис. 1. Соотношения внутреннего туриста к въездному в Санкт-Петербурге.Исходя из данных диаграммы, можно сделать вывод, что в динамике за последние 4 года преобладает внутренний туризм, что свидетельствует о развитии туристической отрасли в Санкт-Петербурге. Структура туристических потоков въездного туризма состоит из туристов ближнего зарубежья и туристов регионов Российской Федерации, на 2022 год внутренний туризм занимает огромную часть от общего потока, а въездной всего лишь 4% (Рисунок 2). Благодаря такому развитию событий через несколько лет отрасль туризма будет занимать лидирующие позиции в экономике.Рис. 2. Туристический поток в Санкт-Петербурге.Туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом, приобрели опыт проведения туров на территории республики. За последние годы в рамках государственной политики поддержки туристской деятельности создан ряд туристических объектов, которые, с одной стороны, создают благоприятную среду и привлекают большое количество туристов, с другой, стимулируют частные туристические агентства на инвестиции и развитие собственных баз для туристской деятельности. Республика вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма.Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рынок туристических услуг в России очень пластичен т.к на него оказывает влияние множество факторов (денежный потенциал населения, численность населения, сезонность и т.д.), для успешной деятельности на данном рынке нужно иметь множество стратегий и планов, включая анализ конкурентов. Сложившиеся ситуация в стране и обстановка в мире после пандемии COVID-19 оставила значимый отпечаток в истории развития туризма и повлияла абсолютно на всех предпринимателей этой структуры. На рынке туристических услуг увеличилась конкуренция в разы, а большинство предприятий закрылось. На данный момент рынок туристических услуг в России развивается в направлении внутреннего туризма, в связи с множественным закрытием границ, однако, учитывая все эти факторы наблюдается положительная динамика, что дает возможность полагать на дальнейший рост и развитие туристической отрасли.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Башлыкова В.Д. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА РЫНОК ТУРИЗМА В РОССИИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2241 - 2245. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23849 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*