'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 274

Просмотры  75 просмотров

Горшков И.Д.

  


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАНЦАМИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается феномен образовательного туризма как перспективного направления в изучении русского языка иностранными гражданами. Анализируются ключевые преимущества данного подхода, включая погружение в языковую и культурную среду, повышение мотивации и развитие коммуникативных навыков. Обозначаются основные компоненты программ образовательного туризма, направленных на изучение русского языка как иностранного (РКИ). Также в статье представлены возможные форматы организации таких программ и факторы, влияющие на их эффективность. Делается вывод о значимости образовательного туризма для популяризации русского языка и культуры в мире, а также для повышения качества языковой подготовки иностранных студентов.   

Ключевые слова:
образовательный туризм, РКИ, языковое погружение, межкультурная коммуникация, методика преподавания, лингвокультурная адаптация   


В условиях глобализации и расширения международных контактов возрастает интерес к изучению иностранных языков, в том числе русского. Русский язык продолжает оставаться важным инструментом межкультурного общения, науки и бизнеса на евразийском пространстве и за его пределами. В связи с этим актуализируется поиск эффективных методов и форм обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Одним из таких перспективных направлений является образовательный туризм, сочетающий традиционные аудиторные занятия с полным погружением в языковую и культурную среду страны изучаемого языка.Образовательный туризм для изучения РКИ представляет собой целенаправленно организованные поездки иностранных граждан в Россию (или другие русскоязычные страны) с основной целью изучения или совершенствования знаний русского языка, а также знакомства с культурой, историей и традициями российского народа. Как отмечает Дмитриева Д. В., образовательный туризм способствует не только усвоению языковых конструкций, но и формированию социокультурной компетенции, необходимой для успешной коммуникации [1, с. 190]. Погружение в языковую среду обеспечивает постоянную практику общения, что значительно ускоряет процесс освоения языка и преодоления языкового барьера.Основными целями образовательного туризма в контексте изучения РКИ являются: интенсивное изучение русского языка в естественной среде его функционирования, развитие коммуникативных навыков через непосредственное общение с носителями языка, глубокое знакомство с русской культурой, историей и современностью, повышение мотивации к изучению языка за счет получения ярких впечатлений и нового опыта. Эффективность такого подхода обусловлена комплексным воздействием на обучающегося, где формальное обучение дополняется неформальным познанием через повседневные ситуации и культурные мероприятия.Программы образовательного туризма для изучающих русский язык могут варьироваться по длительности, интенсивности и содержательному наполнению. Как правило, они включают несколько ключевых компонентов, представленных в Таблице 1.Важным аспектом успешной реализации программ образовательного туризма является создание благоприятной образовательной и социокультурной среды. Это включает не только качество преподавания и насыщенность культурной программы, но и уровень организации проживания, питания, транспортного обслуживания и безопасности участников.Таблица 1. Основные компоненты программ образовательного туризма для изучения РКИ.Источник: составлено автором.Тарасова Е. С. подчеркивает, что лингвистический туризм, как разновидность образовательного, позволяет эффективно сочетать обучение с отдыхом и познанием страны [2, с. 237].Эффективность программ образовательного туризма для изучения РКИ зависит от ряда факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся мотивация и индивидуальные особенности студента, его начальный уровень владения языком. Внешние факторы включают качество самой программы, квалификацию преподавателей, условия пребывания и интенсивность языкового и культурного погружения.В Таблице 2 представлены ключевые преимущества образовательного туризма в контексте изучения РКИ.Таблица 2. Преимущества образовательного туризма при изучении РКИ.Источник: составлено автором.При организации программ образовательного туризма важно учитывать современные тенденции, включая использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Как отмечает Азимов Э. Г., ИКТ могут существенно обогатить процесс обучения РКИ, предоставляя доступ к аутентичным материалам, интерактивным упражнениям и возможностям дистанционного общения [4, с. 92]. Это может включать онлайн-платформы для предварительной подготовки, мобильные приложения-гиды, виртуальные экскурсии и посткурсовую поддержку.В заключение следует отметить, что образовательный туризм является мощным и многоаспектным инструментом для изучения русского языка иностранцами. Он обеспечивает не только эффективное освоение языковых знаний и навыков, но и способствует глубокому погружению в русскую культуру, формированию позитивного имиджа России за рубежом и развитию межкультурного диалога. Дальнейшее развитие этого направления требует разработки разнообразных и качественных программ, учитывающих потребности различных категорий иностранных учащихся, а также активного взаимодействия образовательных учреждений, туристических компаний и государственных структур. Перспективы развития образовательного туризма для изучения РКИ связаны с повышением качества предоставляемых услуг, расширением географии программ и активным продвижением данного образовательного продукта на международном рынке.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Горшков И.Д. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ИНОСТРАНЦАМИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2246 - 2251. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23850 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23850



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.