'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 275

Просмотры  69 просмотров

Абдураимова Т.А.

  


СИТКОМ КАК ЗЕРКАЛО ЭПОХИ: ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖАНРЕ *

  


Аннотация:
в работе исследуется эволюция ситкома как жанра телевизионного искусства в контексте социальных изменений. Анализируется, как менялись темы, персонажи и юмористические приемы в ситкомах на протяжении десятилетий, отражая трансформацию ценностей, норм и проблем общества.   

Ключевые слова:
ситком, массовая культура, сюжет, тематика, аудитория   


Ситкомы, прочно занявшие место в массовой культуре, представляют собой своеобразное «зеркало», отражающее социальные изменения, происходящие в обществе. Анализируя сюжет и тематику ситкомов, можно проследить эволюцию ценностей, норм и социальных проблем, волнующих различные эпохи.С самого зарождения жанра ситкомы стремились быть актуальными своему времени. Первая ситуационная комедия – радиосериал «Сэм и Генри» («Sam and Henry»), транслирующийся с 1926 по 1927 год на волне радиостанции WGN (Чикаго, США). Фриман Госден и Чарльз Дж. Коррелл пародировали афроамериканцев, переехавших из Алабамы в Чикаго. В 1928 году Госден и Коррелл начали работу над будущим ситкомом «Эймос и Энди» («Amos n Andy») на чикагской радиостанции WMAQ, филиале CBS Radio. С 1951 года ситком начали показывать на телевидении, в нем приняли участие афроамериканские актёры: Элвин Чайлдресс (Эймос), Спенсер Уильямс (Энди), Тим Мур (Кингфиш). Эти первые попытки, несмотря на сомнительный с точки зрения современной морали подход к изображению афроамериканцев, являлись отражением распространенных в то время стереотипов и предрассудков. [1]Первым ситкомом на сетевом телевидении США стало шоу «Мэри Кей и Джонни» («Mary Kay and Johnny») с участием в главной роли реальной супружеской пары Мэри Кей и Джонни Стернса в 1947 году. Они стали первой известной телевизионной парой, которая спала в одной постели, также впервые была показана беременность героини на телевидении. Эти, казалось бы, незначительные детали в изображении семейной жизни, стали настоящим прорывом для своего времени. До этого момента телевидение избегало прямого изображения личных и приватных моментов брака. Изображение супругов, спящих в разных кроватях, было распространенным приемом, отражающим пуританские взгляды и стремление оградить зрителей от «непристойных» тем. Таким образом, это был шаг в сторону реалистичного изображения брака и отказа от ханжеских ограничений.С 1949 года по 1956 год на телевидении выходил ситком «Голдберги» («The Goldbergs»), созданный Гертрудой Берг. С 1950 по 1958 год выходило в эфир «Шоу Джорджа Бернса и Грейси Аллен» («The George Burns and Gracie Allen Show»). Его вели радиозвезды Джордж Бернс и Грейси Аллен, в отдельных выпусках участвовали усыновленные дети пары: Ронни и Сандра. В 1950-е годы, в период расцвета семейных ценностей и конформизма, на экранах доминировали ситкомы, изображающие идеализированные семьи, где все проблемы решались мирным путем, а главной заботой была гармония.«Я люблю Люси» («I Love Lucy») выходил в эфир с 1951 по 1957 год и внес значительный вклад в развитие ситкомов. Главные роли исполнили актриса Люсиль Болл (Люси) и ее кубинский муж Дези Арназ (Рикки Рикардо). Ситком способствовал изменению общественного мнения о межрасовых отношениях, помогая устранить предрассудки и стереотипы. В шоу также не стали скрывать беременность Люсиль Болл – добавили в сюжет и Люси стала одной из первых беременных героинь на экране телевидения. Но актерам не разрешили произносить слово «pregnant» («беременность»), и они использовали французское «enceinte» («ожидание»). [2]С начала 1960-х годов начали появляться ситкомы с участием афроамериканцев в основном составе. «Я шпион» («I Spy») 1965-1968 года с Биллом Косби, который стал одним из первых чернокожих актеров, играющих главную роль в шоу. Ситком «Джулия» («Julia») 1968-1971 года с афроамериканской певицей Дайэнн Кэрролл в главной роли – овдовевшая мать-одиночка Джулия Бейкер. Это был первый американский телесериал, в котором афроамериканка сыграла персонажа, который не был слугой или рабыней. Ситком был новаторским, показывая афроамериканскую женщину в главной роли, образованную, профессионально успешную и не стереотипную. Однако, критики отмечали, что «Джулия» изображала «обеленный» взгляд на афроамериканскую жизнь, избегая проблем расовой дискриминации и бедности, с которыми сталкивались многие афроамериканцы в то время. Джулия Бейкер жила в благополучном районе, работала медсестрой и была лишена каких-либо серьезных проблем, связанных с ее расой.В 1972–1977 году вышел ситком «Сэнфорд и сын» («Sanford and Son») – адаптированный Норманом Лиром британский ситком «Стептоу и сын» («Steptoe and Son»). Исполнитель главной роли – Джон Элрой Сэнфорд известный под псевдонимом Редд Фокс в 1973 году получил за свою игру премию «Золотой глобус». Норман Лир также стал продюсером ситкома «Хорошие времена» («Good Times») 1974-1979 года, созданном Эриком Монте и Майком Эвансом. В сериале описывали жизнь чернокожей семьи в Чикаго и раскрывали важные социальные вопросы: бедность, безработицу, расовую дискриминацию.С 1960-х годов «семейные» ситкомы претерпели значительные изменения и стали более многослойными в изображении жизни и отношений. Была расширена галерея персонажей, новые сериалы начали отражать сложные отношения, присущие современным семьям, такие как развод, смешанные семьи, трудности в воспитании детей. Например, «Семейка Брейди» («The Brady Bunch») с главным героем вдовцом. Или ситком «Семейное дело» (Family Affair) о холостяке Билли Дэвисе, воспитывающем детей погибшего брата. [1]В 1994 году на экраны вышел ситком «Друзья», неоднократно номинированный на «Золотой глобус» и «Эмми», став своеобразной эпохой. Он уловил дух времени, отражая стремление к независимости, важность дружбы, поиск себя и построение карьеры в большом городе. «Друзья» задавали тренды в моде, прическах и даже языке, оказывая огромное влияние на массовую культуру и становясь голосом целого поколения.В 2007 году состоялась премьера нового ситкома «Теория большого взрыва», повествующего о приключениях друзей-физиков. Ситком стал активным популяризатором гик-культуры. В то время как раньше увлечение наукой, комиксами, видеоиграми и научной фантастикой считалось нишевым и даже маргинальным, к середине 2000-х годов гик-культура начала проникать в мейнстрим. «Теория большого взрыва» не просто отразила этот тренд, но и активно его продвигала, сделав «гиков» забавными и даже привлекательными для широкой аудитории.С 2007-2013 год на СТС транслировали оригинальный отечественный ситком «Папины дочки» от компаний «Киноконстанта», «КостаФильм» и Yellow, Black and White. Создатели – Вячеслав Муругов, Александр Роднянский. История отца-одиночки, воспитывающего пять дочерей, была свежей и интересной для аудитории. В 2023 году вышел перезапуск сериала – «Папины дочки. Новые». [4] Развитие интернет-платформ, таких как Premier, Start и Okko, также сыграло важную роль в расширении тематического спектра ситуационных комедий. Началось освоение новых, более глубоких историй, в ситкомы пришли спорные острые темы, откровенные сцены и неоднозначные герои.Произошло расширение тематического разнообразия и углубление проблематики. Вечная тема отцов и детей получила реалистичное воплощение. Так, в ситкоме «Ольга» 2016-2023 года показана история матери-одиночки. Согласно данным исследования ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России число матерей-одиночек составляет 4,85 млн, а соло-отцов при этом в 4 раза меньше – 1,13 млн человек. Получается история «Ольги» в отличие от тех же «Папиных дочек» гораздо ближе к реальной жизни большинства российских семей и потому обладает большей социальной силой. [5]В российских ситкомах стали чаще затрагивать темы, связанные с феминизмом. Авторы сериалов активно пересматривают гендерные роли и стереотипы, показывая сильных и независимых женских персонажей, которые борются за свои права и возможности. Главная героиня «ИП Пирогова» – Вера (в исполнении Елены Подкаминской) начинает свое дело после долгого пребывания в роли хранительницы очага. Также тема женской самореализации находит отражение в ситкоме «Отель Гранд» 2018-2021 года. Управляющая отелем Ксения Завгородняя занимает руководящую должность в мужском коллективе. Она умна, амбициозна, успешна и находчива. Ситком «Ольга», уже упомянутый выше, тоже содержит тему феминизма. Поведение матери-одиночки резко контрастирует с общепринятыми представлениями о «женственности»: она вспыльчива, часто грубит, матерится и даже может подраться. Другой аспект этой темы затрагивает ситком «Фитнес» 2018-2021 года, в котором основное внимание уделяется борьбе с недостижимыми стандартами красоты и принятию своего тела. Ситком «Настя, соберись» 2021 года поднимает вопросы о самооценке, внутренних конфликтах, борьбе с тревогой и предлагает зрителям взглянуть на внутренний мир человека с большим вниманием к себе.Ситкомы последних лет также стремятся отразить реалии современного общества. Например, «Лэйт Найт Скул» 2022 года режиссера Нины Яковлевой, используя язык интернета, мемы и отсылки к популярным онлайн-трендам, затрагивает проблемы зависимости от социальных сетей, буллинга и кибербуллинга. В последнее время в ситкомах чаще обращаются к теме миграции, что отражает растущую актуальность этого вопроса в современной жизни России. В большинстве случаев образы мигрантов сводятся к стереотипам о недостаточной квалификации, низком уровне образования и культуры. Так, в одном из эпизодов «ИП Пирогова» мастер маникюра Фируза на ломанном русском разговаривает с Верой, плохо справляется со своей работой. Но в отличие от более ранних сериалов, где грубое обращение к мигрантам считается нормальным, Вера проявляет эмпатию и не допускает дискриминации по отношению к девушке. И в ситкоме даже поднимается тема трудовой эксплуатации мигрантов. В последние годы наблюдается отход от традиционной легковесности ситкомов, создатели сериалов все чаще отказываются от банальных жизненных сюжетов и поверхностного юмора. Современные ситкомы активно затрагивают широкий спектр острых и актуальных тем, ранее считавшихся табуированными или неуместными для комедийного формата.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Абдураимова Т.А. СИТКОМ КАК ЗЕРКАЛО ЭПОХИ: ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖАНРЕ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2252 - 2258. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23851 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23851



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.