'
Милованов В.С.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ *
Аннотация:
исследование посвящено изучению основных цифровых технологий, используемых для продвижения образовательных платформ в интернет-пространстве. Работа содержит анализ актуальных направлений в маркетинге образовательных услуг в онлайн-среде, охватывая применение маркетинга контента, поисковой оптимизации, продвижения в социальных медиа, электронных рассылок, направленной рекламы и инструментов веб-аналитики. Акцент делается на индивидуализации маркетинговых сообщений, автоматизации процессов коммуникации с потребителями и значении машинного обучения в совершенствовании маркетинговых подходов.
Ключевые слова:
цифровые решения, дистанционное образование, маркетинговый анализ, результативность продвижения
Исследование рассматривает результативность использования цифровых инструментов для популяризации образовательных услуг в сфере дистанционного обучения. Современные цифровые решения предоставляют широкий спектр возможностей для продвижения товаров и услуг различных организаций. Каждое из этих решений характеризуется уникальными свойствами, при этом в зависимости от конкретных условий наибольшую результативность демонстрируют различные подходы к продвижению. Для формирования эффективных маркетинговых стратегий организациям важно владеть информацией о главных инструментах цифрового маркетинга и понимать нюансы их применения. В ходе анализа были определены основные средства цифрового продвижения, их характерные черты, сильные и слабые стороны.В современных условиях растущее число молодых людей в возрастной группе 16-35 лет приходит к пониманию необходимости постоянного обучения на протяжении всей профессиональной деятельности. Российская молодежь также разделяет эту точку зрения. Они выделяют значительное время на получение дополнительных знаний, совершенствуя профессиональные компетенции в своей области или изучая принципиально новые направления деятельности. Для них характерны высокие амбиции и стремление к личностному росту, активный поиск новой информации и определение своего профессионального пути. Некоторые обучающиеся испытывают неудовлетворенность выбранной специальностью и рассматривают возможность кардинальной смены профессиональной сферы.Такая тенденция объясняет увеличение потребности в дополнительном образовании в России за последние годы. Основной заменой традиционным университетским программам в настоящее время служат дистанционные курсы от специализированных образовательных организаций. Компании активно внедряют инновационные методы привлечения потребителей: увеличивают инвестиции в продвижение в социальных сетях, организуют партнерства с влиятельными личностями и проводят анализ потребностей целевых групп для создания и продвижения востребованных продуктов.Сектор образовательных технологий представляет собой область технологических решений для образовательной сферы, нацеленных на оптимизацию учебного процесса. Он охватывает разработку учебных материалов, приложений, инновационных образовательных методик и создание специализированного программного обеспечения. Значительную часть этого сектора составляет именно дистанционное обучение. Данная область включает как технологические сервисы и платформы для организации образовательного процесса, так и информационные ресурсы для изучения различных дисциплин. Реализация разнообразных информационных продуктов формирует основу информационного бизнеса.Для понимания особенностей продвижения товаров и услуг в сфере дистанционного образования необходимо рассмотреть историю формирования данной ниши в России и международном масштабе.Формирование рынка дистанционного образования началось свыше двух десятилетий назад. В 2002 году появился сервис автоматизированной рассылки SmartResponder. Благодаря этому инструменту у пользователей появилась возможность формировать персональные электронные рассылки. В 2005 году Евгений Попов создал несколько образовательных программ по основам интернет-бизнеса, а годом позже представил серию видеоуроков "Все технические аспекты онлайн-бизнеса в видеоформате". Начиная с 2010 года максимальную популярность приобрели дистанционные тренинги по личностному развитию и обучающие публикации. С появлением новых интернет-платформ и развитием существующих возникли дополнительные форматы образовательных продуктов. Акцент сместился в сторону вебинаров, марафонов, видеоуроков, чек-листов и других форматов. Значительную роль в этом процессе сыграли социальные сети, которые стали основным каналом продвижения подобных продуктов. Безусловно, одним из ключевых факторов развития сектора образовательных технологий и дистанционного обучения стала пандемия. Ограничительные меры по борьбе с COVID-19 значительно стимулировали развитие онлайн-форматов в образовании.В общей классификации весь рынок разделяется на сегменты B2B и B2C. Сегмент B2C включает дошкольное образование, дополнительное школьное и дополнительное взрослое образование. Российский сектор образовательных технологий развивается главным образом за счет корпоративного обучения и дополнительного образования для взрослых — эти направления в совокупности составляют половину объема рынка.Анализируя структуру рынка образовательных услуг, можно заключить, что наиболее востребованными направлениями являются изучение иностранных языков, маркетинг и информационные технологии, а также корпоративное обучение — именно на него приходится наибольшая доля расходов.Каждый сегмент российского рынка дистанционного образования ориентирован на определенную целевую аудиторию. Согласно исследованию 2019 года компании EdMarket.Digital, 62,7% россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, имели опыт получения дополнительного образования. В эту группу вошли люди, обучавшиеся как в дистанционном, так и в традиционном формате. Охват данной аудитории рынком дистанционного образования составляет в среднем 7,5%, достигая 24% в отдельных нишах (преимущественно в цифровых профессиях).Дистанционные программы для них представляют возможность расширить знания в профессиональной сфере для карьерного развития или изучить новую специальность и изменить род деятельности. Среди наиболее популярных направлений обучения выделяется образование в цифровой сфере (маркетинг и продвижение в социальных сетях, графический дизайн и программирование). Это обусловлено спросом работодателей на таких специалистов, а также возможностью освоить одну из этих профессий за относительно короткий период (от полугода). Также указанная целевая аудитория приобретает курсы, не связанные с профессиональным ростом.В период пандемии 88% студентов российских университетов отметили ухудшение качества получаемого образования, что также способствует увеличению спроса на дополнительные профессиональные программы. Многие студенты указывают на недостаток практических навыков, получаемых в университете. Данная проблема существовала и до 2020 года, поскольку образование во многих российских университетах ориентировано на освоение теоретической базы. В результате у значительной части студентов снижается учебная мотивация, возникает неопределенность относительно будущей карьеры. По данным выборочного исследования Росстата 2019 года, около 31% (634,5 тысячи) выпускников, окончивших вузы в 2016-2018 годах, работают не по специальности. Уровень безработицы среди выпускников вузов 2019 года составил 12,9%. Это связано как с неправильным выбором специальности при поступлении, так и с отсутствием практического опыта во время обучения. Многие ведущие работодатели отдают предпочтение кандидатам с релевантным опытом, даже при рассмотрении выпускников. Для решения этих проблем студентам необходимо применять полученные теоретические знания на практике еще во время учебы и изучать новые тенденции в выбранной области. Также многие студенты, осознавшие ошибочность выбора профессии во время обучения, не всегда могут поступить в другой университет на интересующее направление. Получение профессии в дистанционном формате за меньшую стоимость стало бы для них оптимальным решением этой проблемы.Как отмечалось ранее, образовательные продукты представлены обширным ассортиментом. Это дополнительное образование для детей, школьников и взрослых. Студенты относятся к последней категории потребителей, однако не все программы представляют для них интерес. В настоящее время основные запросы студентов связаны с изучением интернет-профессий — маркетинга, веб-дизайна, разработки веб-сайтов и приложений, а также специальностей, связанных с ведением блогов. Это доступный и быстрый способ начать получать доход. Кроме того, у таких специалистов практически отсутствуют ограничения по уровню заработной платы — можно работать как фрилансер, и доход будет определяться количеством проектов и личными компетенциями. Это привлекает молодое поколение, стремящееся к карьерному росту, высокому доходу и быстрым результатам.Компании, предоставляющие образовательные услуги в этой области, привлекают в качестве преподавателей экспертов из маркетинговых агентств, влиятельных личностей и руководителей крупных отечественных и международных компаний. Кроме того, компании обеспечивают трудоустройство своих выпускников в компании-партнеры курса, а стоимость программы воспринимается потребителями как инвестиция в будущее. Все это усиливает интерес и формирует доверие со стороны клиентов.Сфера дистанционного образования развивается с возрастающей скоростью, и пандемия Covid-19 только ускорила этот процесс. Ежедневно появляются новые продукты, поскольку потребность в получении новых знаний продолжает расти. В настоящее время большинство людей придерживаются принципа непрерывного обучения и используют все возможности для получения дополнительного образования. Это является преимуществом как при продвижении по карьерной лестнице в текущей компании, так и при смене места работы.Компании, работающие в образовательной сфере, имеют уникальную возможность создавать продукты для молодого поколения — студентов и молодых специалистов, поскольку именно они наиболее осознанно понимают важность знаний для построения карьеры. В настоящее время компании охватывают не все потребности студентов. Основное направление для роста — создание курсов и образовательных программ по узким специальностям: инженерия, юриспруденция, медицина и фармакология. Поскольку рынок достаточно насыщен продуктами в сфере цифровых технологий и информационных технологий, это представляет уникальную возможность занять свободную нишу.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Милованов В.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГОВОМ ПРОДВИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2353 - 2360. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23863 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*