'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 288

Просмотры  66 просмотров

Милованов М.С.

  


ОТЛИЧИЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЙ Y И Z *

  


Аннотация:
в статье анализируются особенности медиапотребления представителей поколений Y и Z в контексте современной цифровой трансформации медиапространства. Исследование основано на сравнительном анализе поведенческих паттернов, предпочтений и способов взаимодействия с медиаконтентом двух поколенческих групп. Рассматриваются ключевые различия в подходах к потреблению цифрового контента, использованию социальных медиа, восприятию информации и формированию медиапредпочтений. Анализируются факторы, определяющие выбор медиаканалов и форматов контента представителями разных поколений, включая социокультурные, психологические и технологические аспекты.   

Ключевые слова:
медиапотребление, поколение Y, поколение Z, миллениалы, центениалы, цифровые медиа, социальные сети, медиаповедение, цифровизация, медиапредпочтения, стриминговые сервисы, мобильные технологии   


Начало XXI века отмечено повышенным интересом исследователей к феномену информации, который играет ключевую роль в развитии гуманитарных наук. Современная цивилизация немыслима без быстрого обмена данными, осуществляемого через множество цифровых платформ. Одним из важнейших видов информации стала медиаинформация. Для большинства аудитории медиа являются основным источником знаний о мире, при этом они уже не просто передают контент, но и активно влияют на мышление, поведение и привычки потребления информации.Бурное развитие мультимедийных технологий меняет принципы взаимодействия пользователей с медиаконтентом. Массмедиа предлагают новые форматы, главная особенность которых — персонализация под запросы конкретного потребителя. Современные пользователи выстраивают отношения с цифровыми медиа иначе, чем с традиционными СМИ. Как отмечает Е.Л. Вартанова, научное сообщество еще недостаточно изучает цифровую среду, хотя необходимость в осмыслении быстро меняющихся медиатрендов очевидна.Актуальность данного исследования связана с трансформацией медиапотребления в условиях информационного общества. Ученые выделяют новый тип культуры — информационную (или медиакультуру), где традиционные ценности уступают место сиюминутным событиям и клиповому восприятию реальности. Это приводит к разрыву с классическими ценностными ориентирами (смыслом жизни, долгосрочными целями) и их замене идеалами общества потребления.Информационная культура ускоряет процессы глобализации и виртуализации, формируя особый тип сознания, основанный на фрагментарном восприятии данных. Вартанова вводит понятие «медийного человека», чье существование определяется взаимодействием с цифровой средой, потреблением и осмыслением медиаконтента.Различные теории современного общества (постиндустриального, информационного, постмодернизма) сходятся в одном: информация становится ключевым элементом социального устройства. В условиях постиндустриализма на первый план выходят субъективность и индивидуальные предпочтения, что отражается в персонализированном подходе к созданию медиапродукции.С развитием новых информационных технологий медиапотребление перешло на качественно иной уровень, изменив привычные форматы получения информации. В качестве примера успешного использования современных медиаформатов в России можно рассмотреть мультимедийный проект «Афиша», объединяющий несколько тематических интернет-порталов и сопутствующих сервисов.В 2013 году медиахолдинг Afisha-Rambler-SUP вошел в топ-20 самых посещаемых ресурсов Рунета, демонстрируя эффективные инструменты вовлечения аудитории через интерактивные форматы. Основная целевая аудитория проекта — активные, технологически подкованные пользователи, ценящие свое время и интересующиеся новинками.В условиях глобализации и повсеместного распространения интернета сформировались поколения, для которых цифровые технологии — неотъемлемая часть жизни. Люди, родившиеся после 1995 года, с детства окружены кабельным и спутниковым ТВ, высокоскоростным интернетом, беспроводными сетями и гаджетами, которые становятся основными источниками информации.Согласно теории поколений Н. Хоува и В. Штрауса, существуют исторические периоды, в течение которых у большинства людей формируются схожие ценности. Современные медиапотребители — представители поколений Y и Z — отличаются клиповым мышлением, ориентацией на визуальный контент и стремлением к персонализированному медиаопыту. Их взаимодействие с информацией строится на мгновенном доступе, мультизадачности и активном участии в создании контента.Современные исследователи выделяют различные поколенческие группы, сформировавшиеся в XX-XXI веках. Особое внимание ученых привлекают те поколения, которые застали цифровую революцию и сейчас активно участвуют в социальной жизни. Речь идет о поколениях Y (1984-2000 гг. рождения) и Z (после 2000 г. рождения).Представители поколения Y, или миллениалы, обладают рядом отличительных черт. Для них характерны импульсивность в принятии решений, скептицизм по отношению к авторитетам и ориентация на краткосрочные цели. В сфере медиапотребления они демонстрируют высокую скорость усвоения информации, предпочтение визуальных форматов, увлечение игровыми механиками взаимодействия. Также отмечается их сильная зависимость от цифровых устройств, трудности с восприятием сложных объемных текстов и тенденция заменять реальное общение виртуальным.Поколение Z, или центениалы, только формирует свою систему ценностей. Согласно теории поколений, их поведение может наследовать черты "молчаливого поколения" (1923-1943 гг.), проявляясь в стремлении к психологической защите, уходу в виртуальное пространство и созданию цифровых "убежищ".Начиная с середины XX века, в обществе утвердилась парадигма постмодернизма, сменившая индустриальную модель развития. Этот феномен носит глобальный характер и определяет новые формы мировосприятия. Как отмечает В.А. Канке, постмодернистская философия характеризуется фрагментарностью восприятия, нелинейностью процессов, игровой природой коммуникаций, множественностью интерпретаций и постоянной изменчивостью.Эти принципы стали основой современного цифрового пространства, преобразовав интернет из простого технологического инструмента в сложную многослойную среду. Сегодня он служит площадкой для создания альтернативных реальностей и новых форм социального взаимодействия, отражая ключевые тенденции постмодернистской эпохи.Медиасфера адаптировалась к постмодернистским концепциям через стремление к фрагментации данных и прерывистому характеру медиапотребления. Избыточность информационных потоков в сочетании с возможностью одновременного использования множественных коммуникационных каналов формирует альтернативную культурную модель, характеризующуюся раздробленностью сознания и снижением способности к критическому анализу массмедийной продукции.Постмодернистский период отличается усилением значимости игрового элемента, иронического подтекста и преувеличения феноменов, что находит отражение в огромной востребованности развлекательных материалов в сфере массовых коммуникаций. Игровое восприятие действительности выступает основополагающей чертой постмодернистской культурной парадигмы.Теоретики постмодернизма связывали данное явление с отдалением от объективной реальности, при котором значимость приобретает не только смысловое наполнение послания, но и его оформление, символическое выражение. Тенденция к концентрации на поверхностных аспектах проявляется через имитационные практики, желание воссоздать предмет или происшествие. Ж. Бодрийяр, в частности, описывал "интеграцию телевидения в повседневность, интеграцию повседневности в телевизионную реальность".Специалист А.М. Шестерина фиксирует изменение мыслительных парадигм медиапотребителей, интенсивное преобразование "архетипа пользователя в архетип создателя". Основываясь на выявленных характеристиках постмодернизма, можно охарактеризовать поколения Y и Z как представителей культуры, стремящейся представить действительность в игровом, виртуальном формате.Массмедийная индустрия под воздействием постмодернистских направлений видоизменяется с учетом характеристик современной аудитории и модифицирует схемы информационного потребления. Авторы издания "Мультимедийная журналистика" характеризуют новое поколение медиапотребителей как многофункциональное, "наблюдающее", подглядывающее, интерактивное, игровое.Следовательно, для создания комплексного представления о медиапотреблении требуется исследование медиааудитории поколений Y и Z, ключевыми характеристиками которой выступают многофункциональность, прерывистость или раздробленность мышления, объединение в лице поколений Y и Z потребителей и социальных создателей контента – просьюмеров, деятельных участников формирования медиапространства, интерактивное сотрудничество, нелинейность медиапотребления и активное игровое поведение.Согласно мнению исследователей, «особенности «игровой» модели поведения, потребления и коммуницирования предусматривают деятельную позицию получателя, его повышенную включенность и несомненную эмоциональность». Существует множество способов «игры» с читателем, в процессе которой пользователь втягивается в создание собственного медиапространства.Афиша регулярно применяет интерактивные развлечения, не имеющие особой содержательной значимости: к примеру, продолжение сериала узнается при нажатии на изображение с сериалом. Пользователя ожидает ответ – будет ли новый сезон или проект закрыт. Или в игровом формате Афиша представляет беседу с человеком, работавшим на фейс-контроле клубов в 2000-х годах. Афиша Daily предлагает аудитории интерактивное тестирование: необходимо самостоятельно провести фейс-контроль тусовщиков 2010-х годов и попробовать предугадать, что об каждом из них сказал бы опытный специалист.Положительно, что существуют и более содержательные «игры» в виде журналистских опытов. Так, на веб-ресурсе Афиши раздел «Города» делится на несколько тематических категорий: перемены, люди, дома, еда, вещи, развлечения, в каждой из которых представлено множество журналистских интерактивных опытов по исследованию повседневных вопросов. К примеру, редакторы Афиши тестировали обычную воду: «Практически любая рекомендация по укреплению здоровья начинается с советa употреблять больше воды – от 2 до 4 литров ежедневно. Но что предпочтительнее – вода из фильтра или «Бонаква»? Заинтересовавшись вопросом о целесообразности приобретения дорогой воды, Афиша поручила своим редакторам, как людям с наиболее утонченным вкусом, вслепую дегустировать воду различных брендов и делиться впечатлениями.В своих публикациях корреспонденты пытаются отвечать на вопросы, над которыми обычно не размышляют серьезно. К примеру, для понимания степени достоверности обещаний музыкальных студий для взрослых за три часа обучить «правильно тянуть ноты», за несколько занятий – «овладеть вокалом», а за полный курс «открыть в себе артиста», корреспондент Афиши Елена Ванина посещает мастер-класс оперного исполнителя.Интерактивный опыт привел журналистку к пониманию того, что она изменила свой вокальный подход и выполняет это с удовольствием, несмотря на значительное расстояние до совершенства. Подобным образом современные массмедиа приобретают большую креативность и индивидуализацию как в аспекте возможности отбора материалов и их потребления в комфортное время, так и в формате вовлечения аудитории в создание медиаматериалов.Для материала на актуальную тему о возможности существования современного молодого человека без социальных сетей журналисты Афиши привлекают людей, которые работают в сфере информационных технологий, но при этом не используют социальные сети. Основа публикации в категории "Город" – это беседа с редактором сайта, фотографом и заместителем главного редактора журнала, не выдержавших "информационного шума и конфликтов в FB – и уже некоторое время существующих без них". Все три героя единодушны в том, что отказ от социальных сетей сделал их жизнь спокойнее, комфортнее, освободил время для более важных занятий. Таким способом представители аудитории, подробно рассказывая о своем опыте, создают контент издания и привлекают новых читателей к дальнейшему обсуждению темы.На сайте Афиша-Мир представлены уникальные интерактивные путеводители по городам мира, составленные из советов местных жителей. Путеводители Афиши представляют собой специально разработанные гиды, ориентированные на интересы и запросы российских граждан: здесь и основные туристические маршруты, и наиболее замечательные рестораны, клубы, театры, магазины. Особенностью путеводителей является непрофессиональное авторство – это жители города, о котором пишут, или люди, которые регулярно в нем бывают и хорошо его знают. Создатели путеводителей заинтересованы в привлечении к текстам "инсайдерских открытий": информации о скрытых барах, необычных парках и пляжах, выходах на крыши и правилах поведения на блошиных рынках. Советы обычных пользователей формируют образ живого города, ради которого стоит отправиться в путешествие.Таким образом, среди последствий конвергенции наиболее принципиальной представляется трансформация роли потребителя информации: обладая определенным уровнем подготовки, он может активно участвовать в процессе создания медиапродукта, выражать свое мнение и выбирать сам канал коммуникации.В итоге, под воздействием реалий информационного общества наметилась трансформация медиапотребления аудитории поколений Y и Z: новое потребление ориентируется на создание продукции, которой в первую очередь присущи характеристики многоканальности и интерактивности, необходимые для привлечения и удержания аудитории многофункционального поколения. Формирование новой медиареальности стимулирует появление инструментов обратной связи, трансформирует способы потребления информации: пользователь может активно участвовать в процессе индивидуального конструирования медиапространства как на уровне оценки и корректировки информации, так и на уровне распространения собственного контента через социальные медиа, блоги и сообщества, что модифицирует массмедиа из источников информации в средство коммуникации с читателем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Милованов М.С. ОТЛИЧИЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ У ПОКОЛЕНИЙ Y И Z // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2361 - 2369. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23864 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23864



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.