'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 1
  4. Научная статья № 289

Просмотры  73 просмотров

Милованов М.С.

  


ПОКОЛЕНИЕ Z И ТРАНСФОРМАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ *

  


Аннотация:
сложность и неоднозначность трактовок моральных установок в сегодняшнем социуме исследуется через призму определенной демографической группы, которая в социологической науке именуется «поколением Z». В работе применяется традиционный генерационный метод, утвердившийся в гуманитарном знании. Изучение совокупности опубликованных эмпирических социологических работ дает возможность выявить специфику становления данной поколенческой группы: цифровое общение, стихийная социализация, формирование виртуальной идентичности.   

Ключевые слова:
цифровизация, этические ценности, поколение Z, свобода, ответственность, практическая этика, интуитивное суждение   


В контексте развитой коммуникационной среды и потребления информационных потоков такое действие зачастую представляет собой имитацию активности. Отмечается доминирование интуитивных принципов морального выбора, что демонстрирует понижение степени рефлексивности в этических поступках в общем и отражает всеобщую социальную неустойчивость. Свобода и ответственность в этическом сознании «поколения Z» понимаются главным образом через призму самореализации, во многом в индивидуалистическом ключе.Интенсивные процессы общественных преобразований и внедрение технологий в культурную среду трансформируют механизмы накопления культурного багажа и социальные формы взаимодействия. Нравственность осуществляет контролирующие функции в социуме, являясь ключевым элементом общественного устройства. Классическая модель в рамках традиционной culture предусматривает передачу ценностных установок между поколениями и их подкрепление ссылками на определенные философские основания. В нынешнем социуме исследователи отмечают «хаотичное разнообразие моральных норм», что приводит к потере абсолютности и объективности действия этических правил и обычаев.В области этики, то есть в сфере теоретического анализа нравственности, проблема развития в силу специфики морального контроля межперсональных связей не рассматривается. Однако возникновение новых отношений в общественной действительности, необходимость их осмысления определяют потребность в изменении моральных механизмов и ценностных ориентиров.Изучение современного культурного пространства и его морально-этического содержания представляет научный интерес с позиции практического разрешения актуальных общественных задач: понимания специфики социализации молодых поколений, передачи конструктивных ценностей, стабилизации поведения социальных групп, преобразования образовательной системы.В качестве исследуемой группы рассматривается так называемое поколение Z, годы рождения которого условно определяют как 2003–2004 гг. Определение термина «поколение Z» пока не имеет достаточно ясной научной формулировки, поскольку само поколение продолжает формироваться.Американские исследователи Н. Хоув и У. Штраус, впервые описавшие циклические поколенческие процессы, определяли основу разделения поколений через общую возрастную самоидентификацию, а также фундаментальные взгляды относительно культуры, семьи, общества. Отечественные ученые Е. Шамис и Е. Никонов в рамках проекта «RuGenerations» обосновали важность не только определения ценностей поколений, но и объяснения того, каким образом эти ценности проявляются в человеческом поведении.Поколение, следовательно, представляет собой группу людей, родившихся в конкретный временной отрезок, подвергшихся воздействию идентичных событий, особенностей воспитания, окружающей среды и имеющих схожие ценности.Практика социологического изучения поколений связана с определением значимых исторических явлений и отличий в ценностной системе от предшествующих поколений. В последние годы существенный объем эмпирических социологических работ посвящен анализу взаимосвязи историко-социального контекста и ценностей «поколения Z» (Дутко, 2020, Яницкий и др., 2019).В исследовании данной проблематики формируются новые методологические подходы, связанные с изучением специфики переживания различными поколенческими группами национального культурно-исторического опыта в период формирования. Суть этого подхода «состоит в фиксации преобладающих дискурсов и семантики опыта респондентов, проявляющихся в ходе характеристики своего поколения» (Петрунина, 2022). Для анализируемой социальной общности эти практики лишь прогнозируемы.«Поколение Z» оказалось в центре наиболее существенных трансформаций, вызванных цифровизацией общества. Центениалов называют цифровыми нативами, поскольку они уже не застали мир без компьютеров и технологических устройств, источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций для них служат социальные сети. Поколенческая самоидентификация складывается из локального опыта через повседневность и относительно глобальной социальной реальности.Методы исследования определены заявленной тематикой, особенностью которой является комплексный характер, что требует системного подхода. Различные грани проблемы (технологический, этический, социокультурный, коммуникативный аспекты) формируют целостный комплекс взаимосвязанных компонентов. Предпринята попытка выявить системообразующие связи и конкретные механизмы взаимодействия внутри данного процесса.Автор основывается на методе социально-философского анализа, социологических методах, поскольку материал для анализа проблемы представлен в используемых публикациях и получен посредством методов анкетирования, тестирования, социометрических методик. Предшествующие публикации автора также связаны с анализом процесса адаптации человека к новым формам коммуникации, ценностных трансформаций в образовательном пространстве и во многом базируются на личном опыте преподавания, что предполагает опору на принципы феноменологического метода.Цифровая трансформация предполагает применение передовых технологий для улучшения и ускорения различных процессов, позволяя внедрять технологические решения в сферы деятельности, где они ранее не использовались. Молодежная среда в наибольшей степени подвержена процессам изменения норм и традиций, именно она быстрее других принимает новые ценностные ориентиры.«Поколение Z» вовлекается в процесс цифровой социализации, которая характеризуется как «стихийная социализированность», основанная на взаимодействии через социальные медиаплатформы. Для данных процессов типичен режим открытой коммуникации с саморегулируемыми возможностями, преобладают коллективные идентичности, отличающиеся постоянной изменчивостью. Исследователи отмечают в онлайн-коммуникации стремительную смену оценочных систем, отсутствие рефлексии и поощрение социальной раскованности.В связи с изучением особенностей «поколения Z» актуализировалось понятие цифровой личности как компонента реальной личности, которая сохраняет и развивает характеристики оригинальной личности-прототипа на основе своего цифрового профиля. Цифровая личность проявляется через единство с миром цифровых технологий, представляет «целенаправленность действий и способность эффективно решать задачи посредством цифровых технологий, сопровождающиеся формированием новых смыслов деятельности».Возникает проблема: насколько «цифровая личность» готова к восприятию традиционных культурных моделей, включая концепции свободы и ответственности? В условиях нестабильности современного мира проявляется множественность этических норм, происходит трансформация структуры и иерархии этических ценностей, наблюдается сужение ценностного содержания моральных категорий.Расширение доступа к различным видам информации, появление новых форм социального взаимодействия обусловливает переосмысление базовых нравственных ценностей в новом социокультурном контексте. Мораль исторически складывалась как продукт развития определенных видов коммуникации, сохраняя некоторые устойчивые константы, определяющие саму возможность коммуникации (Авдеева, 2017).В условиях сетевой коммуникации возникают специфические цифровые риски. К наиболее значимым из них относится рост неопределенности в понимании основных базовых ценностей человеческого существования – «жизнь словно лишена культурных ресурсов» (Кравченко, 2019).Одной из важных особенностей сознания молодых людей, функционирующих в рамках сетевой логики, является «экономия психоэмоциональных ресурсов», снижение эмпатии и сопереживания, поскольку в цифровой коммуникации отсутствуют невербальные эмоционально насыщенные личностные моменты диалога.Избыток вариантов выбора, ограниченность времени для принятия решений акцентируют внимание на взаимосвязи свободы и ответственности в действиях личности. В классической этической теории свобода реализуется через возможность выбора, который связан с волей и разумом человека.Для человека эпохи цифровых преобразований свобода в значительной мере осознается в форме эмоционального переживания, возникающего в условиях специфического «сжатия» социального времени и пространства, коротких циклов планирования жизненных этапов, что обусловлено высокими темпами общественных изменений.Акт коммуникации направлен на достижение понимания: информация – сообщение – понимание. В условиях спонтанного взаимодействия, изменяющейся цифровой идентичности ситуация понимания представляется идеальной и не всегда достижимой целью, проявлением формальной свободы «без цели и содержания».Акцент в понимании сущности свободы смещается на ее трактовку как действия без соотнесения с идеальным планом понимания диалектики свободы и ответственности. Особенностями морального сознания «поколения Z», на которые указывают многие исследователи, являются четко выраженная индивидуальная мотивация, активность без осознания ответственности, «стереотипизация опыта» (Перов, 2018).Прагматический аспект осмысления и апробации действий личности в рамках взаимосвязи свободы и ответственности проявляется в необходимости «встраиваться» в новую инновационную среду, быстро адаптироваться к системе социокультурных и профессиональных требований, в целом в открытости к развитию личности.Понятия свободы и ответственности конкретизируются как эмоционально переживаемые представления о «поле возможностей» самореализации, об осознанном распределении собственных ресурсов, об участии в социально значимой деятельности.Укажем на распространенную ситуацию в сфере повседневности, связанную с тем, что человек приобретает не продукты, которыми может владеть, распоряжаться и пользоваться, а лишь право их использования. Отказываясь от права собственности и заменяя его правом пользования, потребитель утрачивает ощущение независимости, чувство самостоятельности и свободы принятия решений, осознание того, что он сам определяет свои предпочтения.Регулятивная функция морали, таким образом, сводится к этике правил, ориентируясь на закрепление поведенческих стереотипов. Это также можно рассматривать как «бегство от свободы» в новом явлении цифровой экономики. Ситуация типична, тем более что в массовом сознании очевиден сдвиг мотивов в сторону потребления.Исследователи справедливо отмечают, что в сфере культуры это может привести к серьезным социальным и этическим последствиям: нивелируется чувство ответственности по отношению к предметам, которыми мы пользуемся, но не являемся их ответственными владельцами.В контексте рассмотрения актуальных этических проблем на первый план выходит практическая этика, содержанием которой выступают «практические моральные проблемы, имеющие пограничный и открытый характер». Ее задачей является осмысление с позиций принципов, выработанных классической этикой, новых стратегий, тактик и методов, проявляющихся в действительности.Практическая этика действует там, где возникают конкретные ситуации, определяемые особыми условиями, и появляется необходимость принятия нестандартных решений. Метафизически ориентированные этические теории в силу предельной абстрактности суждений не обладают достаточным конкретным объяснительным потенциалом применительно к ситуациям современного морального выбора, не являются привлекательными с позиций прагматически ориентированного мышления.Именно в области практической этики, профессиональных проблем большое значение приобретает интуитивное моральное суждение. Проблема обоснованности моральной интуиции – одна из наиболее обсуждаемых в современной этической теории, психологии и социологии. Возрастание внимания к интуитивным механизмам морального выбора, безусловно, связано с неопределенностью и непредсказуемостью современной реальности, что воспринимается «поколением Z» как данность (Разин, 2021).Интуитивное моральное суждение реализуется как практически детерминированная эмоциональная реакция, которая культурно обусловлена и в этом смысле вариативна, то есть основана на социальном капитале личности.Следует отметить определенную технологическую предопределенность действий представителя этой молодежной группы, что обусловливает формирование определенного типа мышления. При этом часто проявляется «теневая» сторона развитой коммуникативности, которая выступает как имитация деятельности, стимулирование поведения субъекта при реальном отсутствии социальной активности. Такие действия могут быть охарактеризованы как бессодержательная свобода, проявляющаяся в виде имитации действий.Свобода и ответственность конкретизируются в моральном сознании «поколения Z» как эмоционально переживаемые представления о «поле возможностей» самореализации, об осознанном участии в распределении собственных ресурсов, в социально значимой деятельности, то есть в значительной степени в индивидуалистическом контексте.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Милованов М.С. ПОКОЛЕНИЕ Z И ТРАНСФОРМАЦИЯ МОРАЛЬНЫХ ОРИЕНТИРОВ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2370 - 2378. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23865 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23865



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.