'
Милованов В.С.
ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ *
Аннотация:
исследование рассматривает формирование удаленного образования в рамках эволюции российской экономической системы, изучая основные фазы его институционального развития. Анализируются причины, способствовавшие увеличению востребованности электронного обучения, среди которых технологические трансформации, социально-экономические проблемы и правительственная стратегия в образовательной области.
Ключевые слова:
дистанционное образование, эволюция рынка, тренды, перспективы, Интернет-продвижение, цифровой маркетинг
Современный мир переживает период масштабной цифровой трансформации, затрагивающей все ключевые сферы человеческой деятельности. Образовательная отрасль не стала исключением из этого глобального процесса. Пандемия COVID-19 стала катализатором, который кардинально изменил подходы к получению знаний и навыков, превратив дистанционное обучение из экспериментального формата в массовое явление.Российский образовательный рынок столкнулся с необходимостью быстрой адаптации к новым реалиям, что привело к формированию принципиально новой экосистемы онлайн-образования. Этот процесс сопровождался как значительными возможностями для роста, так и серьезными вызовами, связанными с геополитической обстановкой и уходом международных платформ с российского рынка.Исследование анализирует российский рынок дистанционного образования, эволюцию его формирования как инновационного направления в глобальном образовательном пространстве, а также потенциал развития всей отрасли в условиях ухода международных лидеров с отечественного рынка. Особое внимание уделяется результативности стратегий продвижения образовательных услуг в цифровой среде.Исследовательская методология: анализ современных исследований и специализированной литературы, проведение авторского исследования с последующим анализом полученных данных, изучение экономической и маркетинговой конъюнктуры российского рынка дистанционного образования.Значимость исследования определяется необходимостью рассмотрения указанных проблем, требующих экспертного подхода от российских предпринимателей, экономистов и специалистов по маркетингу.Интеграция технологических решений в стратегически важные отрасли государства в настоящее время представляет один из приоритетных экономических и социальных векторов развития. Образовательная сфера не является исключением — первые элементы дистанционного обучения стали формироваться в России в 2005 году, когда страна достигла международного признания в области программ удаленного образования после заявления AdvancedDistributedLearning о успешном завершении тестирования российской системы онлайн-обучения.Дистанционное образование представляет собой процесс получения знаний без прямого взаимодействия обучающегося с преподавателем с применением информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее, до наступления пандемии COVID-19 программы онлайн-обучения не получили широкого распространения. Только после решения Правительства РФ о введении режима самоизоляции образовательные учреждения начали массово внедрять дистанционные форматы передачи теоретических и практических знаний. Более того, активно начала развиваться система профессиональной подготовки в онлайн-формате, альтернативная традиционному высшему образованию.Рассматривая глобальный образовательный рынок, согласно оценкам исследователей Высшей школы экономики, в 2021 году его объем составлял приблизительно 5 триллионов долларов США, где доля онлайн-образования составляла около 3%, что эквивалентно 165 миллиардам долларов. При этом рынок демонстрирует устойчивый рост, годовой прирост варьируется от 5 до 15%.Российский образовательный сектор соответствует мировым тенденциям: по данным ВШЭ, в 2016 году его объем составлял 1,8 триллиона рублей, из которых 1,1% (20,7 млрд рублей) приходилось на онлайн-образование. К 2021 году рынок увеличился до 2 триллионов рублей, а доля дистанционного образования возросла до 2,6% (53,3 млрд рублей).С момента зарождения образования в интернет-пространстве произошли кардинальные изменения, касающиеся прежде всего рыночных параметров, его масштабов и структуры. Ранее дистанционное образование не рассматривалось в контексте частного предпринимательства, его развитием занимались государственные организации, преимущественно школы. Сам рынок имел минимальные размеры, и большинство учащихся образовательных учреждений не знали о возможности домашнего обучения.Ситуация кардинально изменилась с распространением коронавирусной инфекции в России в начале 2020 года. Правительство приняло решение о переводе школ и вузов на дистанционный режим работы. С этого момента началась эпоха ускоренного развития онлайн-образования и трансформации образовательного процесса. Учебные заведения оказались неподготовленными к локдауну и были вынуждены в экстренном порядке создавать платформы для обучения через интернет с использованием компьютеров или мобильных устройств.Такой формат работы получил положительный отклик среди студентов и школьников по всей России, что заметили предприниматели из крупных компаний и начали создание платформ для онлайн-обучения. В настоящее время Россия, наряду с остальным миром, следует по пути омниканальности в образовательной сфере, причем не только для школьников и студентов, но и для работающих специалистов, стремящихся повысить конкретные навыки и квалификацию.Если профессионал нуждается в освоении новых компетенций для работы на новой позиции, ему больше не требуется нести транспортные расходы на посещение семинаров по повышению квалификации в нерабочее время, достаточно запустить приложение на мобильном устройстве и изучать курс в дороге или дома.Следует отметить, что рынок трансформировался не только для потребителей знаний, но и для тех, кто эти знания предоставляет. Многие преподаватели получили возможность работать из дома, например, во время болезни или при невозможности покинуть дом. Более того, многие частные преподаватели, занимающиеся репетиторством, смогли увеличить свой доход и помочь большему количеству обучающихся: если ранее россияне находили репетиторов через знакомых, то теперь любой преподаватель может разместить свое резюме на специализированном сайте, например, Profi.ru, и ожидать первых заказов на предоставляемые услуги.Вследствие значительного роста популярности онлайн-курсов в последние годы компании-лидеры смогли внедрить результативные методы лидогенерации (привлечения клиентов).На сегодняшний день можно утверждать, что каждый человек слышал о дистанционном образовании хотя бы однажды — от знакомого, в учебном заведении или из случайного интернет-запроса. В 2022 году с российского рынка начали уходить многие зарубежные компании, включая те, которые работают в сфере онлайн-образования.Такой исход нанес серьезный ущерб образовательной системе: возникли проблемы с потерей размещенного контента, российские вузы лишились возможности обучать студентов на популярных платформах, вузы потеряли инвестированные средства (например, НИУ ВШЭ ежегодно запускала образовательные курсы на этих платформах), и, наконец, отечественная система образования понесла значительные репутационные потери, поскольку зарубежные компании решили не сохранять упоминания о российском образовании.Российские представители образовательного рынка не остались пассивными и не ограничились подсчетом убытков от серьезных потерь среди обучающихся. Альтернативные решения для "спасения" миллионов студентов либо находятся в стадии разработки, либо уже предоставляются отечественными игроками следующим образом:Высшие учебные заведения ищут альтернативные платформы для размещения своих специализированных курсов. Россия располагает качественным порталом государственной информационной системы ФГИС СЦОС, но для перехода на него необходимо перенести курсы на платформы онлайн-обучения: например, ТГУ и МФТИ уже приняли решение о переходе на российские коммерческие платформы, такие как "Stepik" и "Skillbox".Однако частные платформы — не единственное решение, у онлайн-образования существует еще несколько потенциальных направлений для перехода. Основное из них — переход на зарубежные платформы восточных стран, но здесь учебные заведения сталкиваются с проблемами перевода и адаптации сервиса для пользователей другой культуры.Анализ развития российского рынка онлайн-образования демонстрирует его стремительную эволюцию от экспериментального направления до полноценной отрасли экономики. Пандемия COVID-19 стала переломным моментом, который не только ускорил цифровизацию образования, но и кардинально изменил отношение общества к дистанционному обучению.Несмотря на серьезные вызовы, связанные с уходом международных платформ и необходимостью поиска альтернативных решений, российский рынок онлайн-образования демонстрирует высокий адаптационный потенциал. Активное развитие отечественных образовательных платформ, государственная поддержка цифровизации образования и растущий спрос со стороны потребителей создают благоприятные условия для дальнейшего роста отрасли.Ключевыми факторами успешного развития онлайн-образования в России становятся инновационные маркетинговые стратегии, качественный контент, адаптированный под потребности российской аудитории, и построение устойчивой технологической инфраструктуры. Особое значение приобретает развитие методов эффективного привлечения и удержания студентов в условиях растущей конкуренции на рынке.Перспективы развития отрасли связаны с расширением спектра образовательных программ, внедрением новых технологических решений, таких как искусственный интеллект и виртуальная реальность, а также формированием устойчивых партнерских отношений между образовательными учреждениями и коммерческими платформами.Таким образом, российский рынок онлайн-образования, преодолев период турбулентности, имеет все предпосылки для устойчивого роста и становления значимым сегментом национальной экономики, способным конкурировать на международном уровне.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 1
Ссылка для цитирования:
Милованов В.С. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник науки №6 (87) том 1. С. 2379 - 2386. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23866 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*