'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  126 просмотров

Девятиярова А.В., Агаева И.Б.

  


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ *

  


Аннотация:
статья посвящена требованиям для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по формированию базовых учебных действий на уроках музыки. Проведен анализ федерального образовательного стандарта и психологопедагогической литературы   

Ключевые слова:
Федеральный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ), легкая умственная отсталость, деятельностный подход, адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП), базовые учебные действия   


Дети с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года №273-Ф3 уделено значительное внимание детям (лицам) с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Образование детей с ОВЗ в своей основе совпадает с общим, поскольку обеспечивает образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. С 1 сентября 2016 года в силу вступили приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г.№ 1599 об утверждении «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».[1] Вступившие в силу специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст.43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Ценностные ориентиры, лежащие в основе ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) задают ориентиры для реализации личных устремлений детей с интеллектуальными нарушениями, пробуждают стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в обществе. Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с интеллектуальными нарушениями овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. На основе Стандарта, с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей разрабатывается АООП с учетом  особых образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Содержание образования обучающихся ориентировано на достижение личностных, предметных и метопредметных результатов - формирование универсальных учебных действий (УУД) или на достижение только личностных и предметных результатов – формирование базовых учебных действий (далее БУД). Приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Таким образом, недооценка важности формирования базовых учебных действий приводит к низкому уровню адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в социуме. Единая логика изучения сформированности БУД, введение критериев для определения уровня их сформированности, многоаспектная направленность используемых приёмов и методов по формированию базовых учебных действий – все это позволяет оказать существенную помощь в работе со школьниками с особыми образовательными потребностями. Развитие методики музыкального воспитания детей с интеллектуальными нарушениями невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области. Стандарты для детей с умственной отсталостью не предъявляют конкретных требований к структуре формирования базовых учебных действий. Как показывает проведенный анализ программ формирования базовых учебных действий, прописанные в примерных программах АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрены решением 22 декабря 2015г., протокол №4/15) прежде всего, внимание заслуживает характеристика базовых учебных действий. При организации образовательной деятельности особое значение имеет обеспечение сбалансированного формирования всех базовых учебных действий без исключения. Существенную роль в этом играют учебные предметы. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов  организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования базовых учебных действий. Так на уроках музыки у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формирование базовых учебных действий можно рассмотреть на примере программы АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобренной решением 22 декабря 2015г., протокол №4/15). Личностные базовые учебные действия • Понимание своей новой социальной роли, роли ученика (я-ученик!) • Различие учебной деятельности и игровой деятельности(игры) • Положительное отношение к школе и учебной деятельности • Первоначальное отношение к школе и учебной деятельности • Первоначальное знания норм поведенческого и речевого этикета • Осознание себя как части (члена) классного коллектива • Первоначальный опыт: сотрудничества с взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях • Оценки своих поступков и поступков одноклассников, их соответствие моральным нормам • С уважением относится к традициям своей родины (своей малой родине) через музыкальные произведения классиков (композиторах малой родины). • Имеет представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (быть готовым к уроку, бережно относится к школьным принадлежностям – рабочим тетрадям, музыкальному инструменту) • Сформированы эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира • Сформированы эстетические чувства, эмоционально – нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Девятиярова А.В., Агаева И.Б. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ БУД НА УРОКАХ МУЗЫКИ // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 20 - 25. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2387 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2387



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.