'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 5

Просмотры  78 просмотров

Аджемян В.Г., Евсеева С.А.

  


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье дается определение муниципальным образованиям, дана характеристика стратегии развития органов местного самоуправления, описаны признаки устойчивого развития и определена цель устойчивого развития.   

Ключевые слова:
муниципальное образование, регион, устойчивое развитие, стратегия   


Муниципальные образования имеют возможность самостоятельно определять стратегические приоритеты своего развития. Концепции, стратегии и стратегические планы, программы социально-экономического развития муниципалитетов стали правовой основой и воплотили в себе цели и задачи для долгосрочной реализации потенциала муниципалитетов.Наличие стратегии развития муниципального образования наталкивается на необходимость решения ряда организационных и методологических проблем, которые обуславливают реализацию стратегических планов развития. Муниципальные образования вправе самостоятельно определять направления своего развития, формулировать стратегические приоритеты, ставить цели и задачи.Программы социально-экономического развития и другие стратегические документы, такие как концепции и планы, являются правовой основой, в которой отражены цели и задачи долгосрочного развития муниципального образования. Эти документы обеспечивают системный подход к реализации потенциала муниципалитета, определяют приоритетные направления и пути их достижения, создавая основу для стабильного и комплексного развития.Стратегия развития органов местного самоуправления характеризуется следующими признаками:ориентация на достижение конкретных целей,координация взаимосвязанных действий,четко определенные временные рамки реализации плана,уникальность плана стратегического развития муниципального образования.Различными учеными были сформулированы наиболее актуальные проблемы участия органов местного самоуправления в системе стратегического планирования. К наиболее актуальным проблемам отнесли:слабое представление руководства органов местной власти о технологиях программно-целевого управления: неумение формулировать цели, их ранжировать соразмерно степени их актуализации и уровня исполнения, увязывать цели с имеющимися ресурсами,слабую связь органов местного самоуправления с бизнес-структурами,низкую степень участия граждан в разработке и реализации стратегической политики муниципального образования.В документах ООН по устойчивому развитию городов говорится о том, что город является устойчивым, если достижения в общественном, экономическом и физическом развитии постоянны, который постоянно обеспечен природными ресурсами и поддерживает длительную безопасность природными ресурсами и поддерживает длительную безопасность жителей, в том числе от природных катастроф. В документах говорится о том, что город должен обеспечивать:социальную устойчивость: доступ к основным услугам, таким как здравоохранение, образование и жилье, для всех жителей, независимо от их происхождения или дохода,экономическую устойчивость: диверсифицированная экономика, обеспечивающая достойную работу и возможности для всех жителей,экологическую устойчивость: управление природными ресурсами и защита окружающей среды таким образом, чтобы удовлетворять текущие потребности, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.Устойчивый город также должен быть устойчивым к внешним воздействиям, таким как природные катастрофы и изменение климата. Это означает инвестирование в меры по смягчению последствий и адаптации, а также обеспечение того, чтобы жители были осведомлены и подготовлены к потенциальным рискам.По мнению ученых устойчивое развитие городов должно базироваться на нескольких аспектах:во-первых, гарантирование способности муниципального образования к саморазвитию и прогрессу, путем создания благоприятных условий для устойчивого роста производства, создания условий для активизации предпринимательской деятельности и инвестиционного климата,во-вторых, рациональное использование природных ресурсов при обеспечении экологического баланса на территории муниципалитета,в-третьих, стабильное воспроизводство общественных благ и повышение качества жизни всех жителей города.Таким образом, цель стратегии устойчивого развития муниципалитета может быть выражена в формировании условий, при которых обеспечивается эффективное и поступательное социально-экономическое развитие муниципального образования путем повышения качества жизни и удовлетворения потребностей граждан, установления прочной взаимосвязи между отраслями муниципального хозяйства, а также привлечения внешних инвестиций.Важным аспектом формирования стратегии развития муниципального образования является ориентация не только на «внутреннего» потребителя (локального сообщества), но и учет интересов внешних субъектов, к числу которых относятся органы публичной власти федерального и регионального уровней, экономические субъекты, население других территорий.При разработке стратегии развития муниципального образования важно учитывать не только интересы местного сообщества, но и внешних заинтересованных сторон.Это связано с тем, что:органы публичной власти федерального и регионального уровней могут оказывать значительное влияние на развитие муниципалитета путем предоставления финансирования, законодательного регулирования и разработки региональных стратегий, которые могут иметь влияние на развитие местного уровня,экономические субъекты являются важными партнерами в реализации стратегии развития, поскольку они могут предоставлять рабочие места, инвестиции и способствовать развитию местной экономики,население других территорий может быть заинтересовано в развитии муниципалитета в силу его географического положения, транспортной доступности или наличия других ресурсов. Например, соседние муниципалитеты могут быть заинтересованы в совместном использовании инфраструктуры или сотрудничестве в сфере туризма.Учет интересов внешних заинтересованных сторон позволяет муниципалитету:привлекать дополнительные ресурсы и поддержку для реализации стратегии,укреплять связи с другими территориями и организациями,соответствовать более широким региональным и национальным целям развития,избегать возможных конфликтов и барьеров для реализации стратегии.Деятельность органов местного самоуправления по разработке и реализации стратегического плана развития включает несколько этапов, которые взаимоувязаны между собой:Формулировка и определение общего видения, основных ориентиров развития территории и стратегических установок устойчивого развития муниципального образования.Стратегический анализ внутренней и внешней среды муниципального образования, выявление возможностей и ограничений [1].Конкретизация целей и задач развития муниципалитета, закрепление приоритетов развития в муниципальных правовых актах, разработка комплексной программы развития, которая включает в себя ведомственные и целевые программы.Организация исполнения решений, получение результатов, учет и контроль решений и результатов, оценка деятельности систем управления по достижению результата, при необходимости внесение изменений в стратегический план и (или) методы его реализации.Задача стратегического управления - привести к росту потенциала муниципального образования, обеспечить интеграцию усилий всех заинтересованных субъектов, привлечь инвестиции в город и обеспечить его конкурентными преимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях, а также реально изменить в лучшую сторону уровень и качество жизни населения [2].Стратегическое управление позволяет муниципальному образованию определить свои приоритеты и цели развития, разработать план действий по их достижению и привлечь необходимые ресурсы для реализации этого плана. В результате реализации стратегии муниципальное образование может улучшить уровень и качество жизни своего населения, повысить свою конкурентоспособность и привлечь инвестиции.Перспектива устойчивого развития муниципального образования значительно более реальна, если в наличии несколько вариантов сценариев и постоянно корректируемой стратегии развития территории, учитывающей изменения внешних условий, в том числе макроэкономических, политических, экологических и других факторов.Устойчивое развитие муниципального образования предполагает его способность адаптироваться к меняющимся внешним условиям и вызовам, таким как изменения в экономической, политической и экологической сферах.Разработка нескольких вариантов сценариев развития территории позволяет муниципалитету подготовиться к различным возможным сценариям будущего и выбрать наиболее оптимальный вариант развития в зависимости от складывающихся обстоятельств [3].Современные условия развития социально-экономических систем, обусловленных условиями экономического кризиса, выводят стратегическое планирование на первый план. Преодоление кризисных условий развития может быть осуществлено за счет ускорения темпов экономического развития, на основе расширения внедрения инноваций, обеспечивающих качество и конкурентоспособность услуг и продукции.Особое значение стратегического планирования обусловлено тем, что планирование действий может противостоять хаотически возникающим и усложняющимся угрозам и вызовам, тем самым противостоять влиянию результатов краткосрочного управления.Постоянная корректировка стратегии развития территории также является важным условием для обеспечения ее устойчивости, поскольку позволяет учитывать новые факторы и изменения во внешней среде и своевременно реагировать на них.Таким образом, наличие нескольких вариантов сценариев и постоянно корректируемой стратегии развития территории увеличивает вероятность того, что муниципальное образование сможет достичь своих целей устойчивого развития и обеспечить благополучие своих жителей в долгосрочной перспективе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аджемян В.Г., Евсеева С.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 71 - 78. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23881 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23881



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.