'
Балдина П.Б.
ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЖКУ В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ *
Аннотация:
статья посвящена проблеме предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) при их ненадлежащем качестве или предоставлении с превышением допустимых перерывов. Рассмотрен порядок фиксации факта нарушения предоставления коммунальной услуги. А также выделены недостатки действующего механизма фиксации указанного факта и перерасчета в связи с предоставлением коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Ключевые слова:
ненадлежащее качество, коммунальные услуги, перерасчет, цифровизация
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354),а также части 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг [1, 2]. При предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества исполнители коммунальных услуг обязаны произвести перерасчет платы за такую коммунальную услугу. Информация о допустимой продолжительности перерывов предоставления коммунальной услуги и допустимы отклонения качества коммунальной услуги, а также размер уменьшения платежа при превышении указанной продолжительности определена в приложении № 1 Правил № 354. Таким образом, в случае предоставлении жилищно-коммунальных услуг (например, отключение электроснабжения) в отношении жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов с превышением исполнители обязаны совершить перерасчет (уменьшение). Проанализировав ежегодный отчет деятельности службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее – Служба, административный орган) за 2024 г., установлено, что вопросы предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в том числе коммунальной услуги по электроснабжению, содержаться в 3717 обращениях граждан [3]. При обнаружении потребителями факта нарушения предоставления коммунальной услуги они вправе обратиться в адрес ресурсоснабжающих и (или) управляющих организаций для получения письменных пояснений, устранения нарушений, а также совершения перерасчета платы за данную коммунальную услугу. Однако, важным моментом является то, что факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества необходимо зафиксировать в акте, который является основанием для совершения перерасчета платы. Кроме того, потребители коммунальных услуг при обнаружении предоставления данных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, могут обратиться в службу строительного надзора и жилищного контроля субъекта Российской Федерации (жилищная инспекция) в случае бездействия контролируемых лиц или получения неудовлетворительного ответа, в свою очередь при поступлении обращения от заявителя и принятия его в работу, исполнителем данного обращения направляется запрос о проверке информации, указанной в обращении, в адрес контролируемых лиц. Когда контролируемое лицо предоставляет имеющуюся информацию по указанному в обращении вопросу, исполнитель проводит оценка сведений, имеющихся в обращении, а также поступивших от контролируемого лица. В случае подтверждения факта предоставления тех или иных коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, административный орган информирует исполнителя коммунальных услуг о недопущении нарушений требований жилищного законодательства и проведении мероприятий по устранению указанных нарушений и (или) произведении перерасчета платы за жилищно-коммунальные услуги, предоставленные ненадлежащего качества.С учетом увеличения подобных ситуаций, основываясь на жалобах потребителей, обратившихся в Службу, возникает необходимость создания, внедрения или же настройки существующей автоматизированной системы, позволяющей фиксировать превышение допустимого перерыва предоставления коммунальных услуг для осуществления перерасчета. При внедрении такой системы, потребителям не придется фиксировать факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества с помощью актов. Вместе с тем, при автоматизированной работе по фиксации подобных фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и в дальнейшем учета данного факта при начислении платы, размер платы будет рассчитан в соответствии с установленными нормами, что в свою очередь, уменьшит количество жалоб и обращений как в адрес исполнителя коммунальной услуги, так и в надзорные органы. Вместе с тем, при внедрении данной системы у ресурсоснабжающих организаций сформируется база данных, согласно которой можно отслеживать состояние инфраструктуры, например, подстанций, трубопроводов и т.д., что также позволит оперативно реагировать на сбои в работе и предотвращать внеплановые отключения в связи с мониторингом износа и заблаговременному устранению потенциальных поломок. Вместе с тем, с учетом общей автоматизации процессов, а также программ цифровой трансформации, необходимо также задуматься об автоматизации процессов как самого расчета платы за ту или иную коммунальную услугу, так и за перерасчетами в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества. В настоящее время, специалисты большинства ресурсоснабжающих организаций используют специальные программы для расчетов тех или иных коммунальных услуг с учетом установленных Правилами № 354 формул, применяемых в тех или иных случаях. Однако перерасчет платы собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах специалисты осуществляют вручную, что не исключает совершение ошибок и произведения неверного расчета. Таким образом, внедрение вышеописанных технологий и разработка программ, направленных на автоматизацию процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, позволит усовершенствовать такие процедуры, как фиксация факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, так и произведения своевременного перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Балдина П.Б. ОПТИМИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЖКУ В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 93 - 97. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23884 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*