'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  60 просмотров

Болдырева Т.С., Сиренко М.А., Лахметкина Н.Ю.

  


МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ *

  


Аннотация:
в статье авторы исследует цепи поставок различных товаров. Помимо производственного процесса рассматриваются условия транспортировки каждого из элементов изделия, подвижной состав, нормы упаковки.   

Ключевые слова:
цепь поставок, товар, упаковка, процесс, перевозка   


Задумываются ли потребители товаров о том, какой длинный путь проходит любое изделие, купленный в супермаркете или заказанное в интернет-магазине? Скорее всего, нет, ведь большинству важен конечный результат, который виден на витрине и которого не было бы, не пройди товар долгий, трудозатратный, но при этом незаметный для потребителя путь. Рассмотрим путь нескольких товаров: глазированные сырки, арахисовая паста и футболки.Глазированные сырки известной марки Б.Ю. Александров или «РОСТАГРОКОМПЛЕКС» можно встретить на полке супермаркета. Подходя к прилавку с молочными продуктами, покупатели видят красивую упаковку с узором, в которой сырок дополнительно упакован в не менее красивую обертку из фольги. Рассмотрим путь сырка от момента его производства.Ранним утром в аппаратную (цех, в котором молоко проходит необходимую обработку) фабрики в Московской области недалеко от города Пушкин привозят молоко с собственной подмосковной фермы «Лесные поляны» из Владимирской и Ярославской областей.Расстояние перевозки небольшое, поэтому молоко доставляется автомобильным транспортом. Молоко перевозится в цистерне на молоковозе. Цистерна после каждой перевозки промывается и дезинфицируется внутри, моется снаружи, после чего должна быть опломбирована. Молоко заливается в цистерну в охлажденном состоянии. Хотя цистерна и может некоторое время удерживать температуру внутри себя, надежнее перевозить молоко в цистернах, помещенных в рефрижераторы. В них температура постоянно поддерживается в пределах +3…+5 градусов.После приемки молоко проходит тщательную проверку. В случае отсутствия проблем с качеством далее поступает на изготовление творога и сливочного масла, которое в будущем будет добавлено в сырки. Творог и масло не хранятся, а сразу пускаются в производство сырков. Помимо этих двух ингредиентов в творожную массу для сырков добавляют сахарный песок повышенной очистки и натуральную ваниль.Сахар поставляется на фабрику сырков в готовом виде. Его можно получить из сахарного тростника или сахарной свеклы. Чаще всего используется второе. Свекла выращивается в Краснодарском крае, однако также ее выращивают и различные совхозы Московской области. Доставить ее необходимо на сахаропроизводящий завод: в Краснодарском крае, в Липецкой области, в Тамбовской и других областях. Перевозится свекла без тары навалом. На короткие расстояния свеклу перевозят автомобильном транспорте (самосвалы, иногда автопоезда), а на дальние расстояния железнодорожным транспортом. Для перевозки используются универсальные вагоны или хопперы-зерновозы. Хранится свекла на холодном складе с температурой от 0 до +3 градусов. Главным условием хранения является предотвращение попадания на свеклу солнечных лучей. Регулируемая газовая среда для нее желательна, но не обязательна.Содержание сахара в корнеплодах сахарной свеклы колеблется от 15 до 18 %. Сначала свеклу очищает в свекломойке. Затем разрезают на ломтики, и "стружка" через ошпаривающий аппарат попадает на диффузионный аппарат, в котором большая часть содержащегося в свекле сахара экстрагируется горячей водой. Обессахаренная стружка, называемая "жомом", прессуется механическим образом и высушивается. Получаемый в диффузионном аппарате сок кроме сахара содержит посторонние несахарные примеси, которые осаждаются (при помощи извести и двуокиси углерода) и затем отфильтровываются. В результате получают сырой сатурационный сок с содержанием сахара 12-14%. Далее продукт упаривают в испарителе до концентрации 65-70 % в пересчете на сухую массу. Полученный густой сироп выпаривают в вакуумном выпарном аппарате до образования сахара кристаллической формы. Затем массу направляют в смеситель для отделения жидкой фазы. Сироп низкой концентрации, отделенный от кристаллов сахара, все еще содержит достаточное количество способного кристаллизоваться сахара. Процесс выделения сахара повторяют. Оттёк, получившийся в результате последней кристаллизации, называется мелассой. Полученный сахар хорошо просушивается и упаковывается в тканевые мешки по 50 кг или иные мешки. Затем расфасованный сахар либо отправляется к покупателю, либо остается на складе.Сахар может транспортироваться в крытом подвижном составе и без тары: в автомобилях-сахаровозах. У подвижного состава не должно быть щелей, он должен быть продезинфицированным, пол необходимо выстелить бумагой или каким-либо бумажным материалом. При перевозке в таре автомобильным транспортом мешки укладывают на поддоны и формируют паллеты.Ваниль для сырков выращивается в Мексике, Индонезии, на Мадагаскаре и практически во всей Центральной Америке. После сложных процедур опыления фермеры срывают ванильные стручки, помещают их в горячую воду, а затем неделю сушат на открытом воздухе. Затем их заворачивают в одеяла и сушат еще несколько дней под солнцем. Потом еще несколько месяцев ваниль сушат в тени до того момента, как стручки покроются кристалликами ванилина, которые составляют лишь 3% от всей специи, однако именно кристаллики обладают стойким ванильным запахом. Ваниль упаковывается в герметичные картонные или жестяные коробки. Перевозится отдельно от грузов, способных выделять или поглощать запах. Чаще всего доставляется ваниль воздушным, затем из аэропорта автомобильным транспортом. Перед погрузкой кузов должен быть хорошо вымыт и высушен. Перевозить пряности следует при температуре +10-20 градусов, влажность воздуха не должна превышать 75%.Финальный этап приготовления сырков - покрытие вкусным шоколадом. Шоколад производится в Бельгии компанией Barry Callebaut по заказу «Б.Ю. Александров». В Россию доставляются плитки по 5 кг. В Бельгию какао-бобы попадают из Африки, Центральной и Южной Америки. Транспортируются, в основном, морским транспортом. При морской перевозке используются специальные вентилируемые контейнеры, процент влажности в которых не должен превышать 12 %. Иногда для какао-продуктов используют рефрижераторные контейнеры, где поддерживается постоянный температурный режим. Деревянный пол контейнера должен быть чистым и сухим. Дополнительно для предотвращения образования конденсата при морском типе перевозки в контейнерах устанавливают специальные противоконденсатные фильтры и обклеивают нетканым изолирующим материалом в два слоя. Какао-бобы упаковывают в специальные мешки из джута или сизаля весом (брутто) 60-65 кг, редко до 100 кг. Контейнеры с бобами должны находиться вдали от солнечных лучей для препятствия саморазогреванию и начала процесса ферментации. В Бельгии какао-бобы превращаются в шоколад и расфасовывают плитки в коробки из картона или полимерных материалов. Каждый слой необходимо перекладывать пергаментом и целлофаном. Перевозится шоколад при температуре не выше 18 градусов при влажности не более 75%, исключая воздействие солнечных лучей. В Россию шоколад попадает морским или воздушным транспортом. Далее автомобильным транспортом доставляется на фабрику, где шоколад растапливают и покрывают сырки.Нельзя оставить без внимания упаковку сырка из картонную коробки и обертки из фольги.Первый слой - обертка из фольги. Сырьем для изготовления фольги является алюминий, который производится из бокситов. Недалеко от места разработки находятся горно-обогатительные комбинаты, куда сырье поступает на ленточных транспортирах или самосвалах. На этих комбинатах производится обработка породы, заключающаяся в переработке бокситов в глинозем, электролизе полученного состава, хлорирование или электролитическое рафинирование по трехслойному способу для очищения металла от примесей. После чего полученному алюминию придают необходимую форму: в нашем случае из него получают тонкие листы фольги, которые можно транспортировать любым видом транспорта крытым подвижным составом, предварительно свернув из листов рулоны и упаковав в деревянные ящики. Можно также перевозить рулоны и без в универсальных контейнерах. Пол контейнера и ящики выстилают двухслойной водонепроницаемой упаковочной бумагой или полиэтиленовой пленкой. Такой же бумагой или пленкой накрывают упакованную фольгу. Рулоны фольги толщиной до 0,018 мм включительно транспортируют в подвешенном состоянии. Рулоны должны надеваться на деревянные стержни, укрепленные между деревянными стойками контейнера или ящика. Рулоны фольги толщиной свыше 0,018 мм размещают в контейнерах или ящиках на торец или горизонтально. Допускается укладывать рулоны фольги толщиной от 0,014 до 0,200 мм в ящик или контейнер на торец. Торцы рулонов должны быть защищены от механических повреждений гофрированным картоном.Картонная упаковка производится из картона. Картон производится из макулатуры (она состоит из бумаги, а сырьем для производства бумаги служит древесина). Макулатура для перевозки складывается листами в ящики или кипы и дополнительно защищается от осадков полиэтиленовой пленкой или брезентом, после чего формируются паллеты. Перевозится крытым автомобильным или железнодорожным подвижным составом. Картонные коробочки для сырков перевозят крытым подвижным составом, обычно автомобильным транспортом.Все компоненты сырка собраны. После готовности и упаковки сырков их убирают на 4-6 часов в холодильник. После чего коробочки с сырками упаковывают в картонные коробки побольше. Их можно перевозить как по отдельности, так и на паллетах, закрепив пленкой. Кроме того, сырки можно перевозить в полимерных ящиках. Доставляют их обычно крытым автомобильным транспортом. Если температура на улице может неблагоприятно сказаться на состоянии продукта, то используют рефрижераторы.Не менее интересна цепь поставок Арахисовой пасты Dopdrops. Для получения готового к продаже товара необходимы ядра арахиса и тара.Ядра арахиса компания Dopdrops закупает в Южной Америке. Цель компании - производство чистых продуктов с максимально открытым составом, предназначенных для использования всеми членами семьи. Арахис выращивается в Южной Америке, странах Азии, России, но компания Dopdrops предпочитает закупать продукцию в Южной Америке, т.к. она более качественная и органическая. Производство пасты находится в России, поэтому ядра транспортируют с одного материка на другой разными видами транспорта.Орехи относятся к скоропортящимся видам груза, поэтому оптимальным видом транспорта по срокам является воздушный. При транспортировке ведется усиленный контроль за качеством товара, плоды не должны быть зрелыми, грязными и гнилыми, иначе они будут не пригодны к использованию в последующих этапах производства.Транспортировка арахиса в скорлупе производится в пластиковых или джутовых мешках (биг-бэгах), однако, для экономии времени на его очистку можно заказать и очищенные ядра, которые в свою очередь транспортируются в вакуумных пакетах. Вакуумная упаковка наиболее востребована на рынке благодаря поддержанию постоянной влажности. Обязательным требованием при транспортировке орехов является маркировочный ярлык, на котором указана вся необходимая информация о предприятии-изготовители, местонахождении и подчинённости, наименовании продукта, массы, дата упаковывания.Транспортное средство обязательно должно быть продезинфицировано и обеззаражено. При транспортировке необходимо следить за температурой и влажностью грузового отделения, оптимальными условиями для перевозки будут считаться те, где влажность воздуха не превышает 55-65%, а температура не выше 20 градусов.Арахис поступает на завод производителя Dopdrops, который находится в городе Москва. Хранение арахиса устанавливается с учетом указаний условия хранения, которые указываются на уже знакомых нам маркировочных ярлыках (арахис хранят в чистых, сухих, без постороннего запаха, не зараженных вредителями помещениях в соответствии с правилами и условиями хранения, утвержденными в установленном порядке).Производство самой пасты достаточно простой процесс, который состоит из нескольких этапов: обжарка арахиса, очищение охлажденных орехов, перемалывание арахиса в однородную массу.Для изготовления пасты используют только свежие орехи, которые проходят предварительный контроль. Использование некондиционных продуктов приведет к изменению качества, вкуса и внешнего вида готовой пасты, поэтому мастера строго следят за отбором арахиса.Первый этап производства - очищенные зерна обжаривают при температуре около 200 градусов по Цельсию в сушильной машине. В процессе ядра орехов встряхивают и перемешивают для обеспечения равномерной обжарки. После термической обработки арахис остужают для сохранения в орехе масла, благодаря которому паста получается сливочной и пластичной. Когда арахис остынет, его пропускают через прорезиненные ленты, которые тщательным перетиранием избавляют его от шелухи. Для получение неповторимого вкуса из ядер орехов извлекают сердцевину, чтобы убрать из готового блюда горечь.Завершающим этапом очищенные орехи перетирают в пасту. Ядра помещают в дробильный аппарат, где вращающаяся емкость доводит продукт до густого пастообразного состояния.Следующий этап - производство стеклянной и пластиковой тары для упаковки пасты. Разница заключается в выпускаемом объеме товара: если объем продаваемого продукта составляет 250 грамм, тара стеклянная, если вес увеличивается (500 грамм или 1 килограмм), стеклянная тара заменяется на пластиковую.Закупка стеклотары производят у ТК Стекло. Стеклянные емкости перевозятся в контейнерах или ящиках, предварительно упаковывая в термоусадочную пленку. Пластиковую тару поставляет Валмапак.После доставки тары на производство, она проходит стерилизацию. В герметичную тару перекладывается охлажденная паста через дозатор разливочной машины. Готовый продукт маркируется и храниться согласно ГОСТу 34080-2017. Обязательным условием для хранения пасты является температурный режим и влажность помещения. Продукты хранятся при температуре не ниже 25 градусов по Цельсию, в защищенном от света месте и влажности менее 75% не более 6 месяцев.Готовую продукцию фасуют на плоские поддоны согласно ГОСТу 23289-78. Транспортные пакеты направляются в продуктовые магазины или на склады.Далее рассмотрим одно из наиболее необходимых изделий – одежду. Для примера рассмотрена китайская сеть магазинов одежды Giordano International Limited (зеленая футболка поло с пуговицами на воротнике этого бренда).Путь футболки начинается на хлопковой плантации. Созревание хлопка от цветения до раскрытия коробочек происходит в течение 55-80 дней в среднем, однако в зависимости от погодных условий этот срок может варьироваться. Когда хлопок созрел, его собирают и направляют на ближайший хлопчатобумажный комбинат. Зачастую такие комбинаты находятся непосредственно на плантациях, так как первичную обработку для дальнейшей отправки на текстильные фабрики хлопок-сырец получает именно здесь.На комбинате хлопок проходит через сушилки для уменьшения содержания в нем влаги, после чего из него удаляются посторонние предметы и семена. Для последующей отправки на фабрику хлопок формируется в пятисотфунтовые кипы или тюки. Хлопок относится к категории самонагревающихся и самовозгорающихся грузов, поэтому кипы тщательно прессуются и скрепляются стальными лентами, что препятствует вышеуказанным процессам. Помимо этого, хлопок подвержен влиянию атмосферных осадков и легко загрязняется. Именно поэтому перевозить его можно только крытым подвижным составом отдельно от других грузов.Хлопок поступает на текстильную фабрику. Теперь ему предстоит пройти очистку и выпрямление волокон на чесальной машине, после чего из него получится так называемая «лента», которую ожидает процесс прядения, по итогу которого из хлопка получается пряжа. Пряжу отправляют на ткацкие станки для получения ткани.Сырье для красителя и сырье для пуговиц добывается в одном месте и иметь одинаковую природу происхождения. Сырьем для получения синтетических красителей служат продукты нефтепереработки или угле переработки. Для окрашивания текстиля чаще всего используются активные красители. Перевозка их разрешена только в затаренном виде, так как они легко распыляемы и воспламеняемы. Перед перевозкой красители упаковывают в пластиковую или жестяную тару. В таком виде из них можно сформировать транспортные пакеты и перевозить крытым подвижным составом, кузов которого должен быть предварительно очищен от мусора и веществ, способных спровоцировать возгорание. Подвижной состав выбирается в зависимости от дальности перевозки и размера партии, однако он обязательно должен быть крытым.При дистилляции нефти в процессе переработки происходит разделение на тяжелый гудрон, дизель, керосин, бензин и газ. Где-то между бензином и керосином находится тонкая прослойка жидкости – нафты, другое название лигроин. Эта нафта станет сырьем для производства пластика. После получения сырья начинается процесс полимеризации для получения синтетического полимера, в который добавляют по мере необходимости другие компоненты, такие как красители, пластификаторы, отвердители и так далее.Одной из популярных форм сырья для изделий является пластмассовая крошка. Перевозить ее можно в промышленной упаковке, крытым подвижным составом. Груз необходимо защищать от попадания солнечных лучей, а температура при перевозке не должна превышать 30 градусов. Груз не должен быть подвержен засорению посторонними предметами. Чаще всего крошка перевозится крытыми железнодорожным или автомобильным подвижным составом.После поступления красителя и пластмассовой крошки на текстильную фабрику ткань окрашивают, а крошку растапливают, придают ей необходимую форму (пуговицы) и дают застыть.С этого момента начинается путешествие футболки. Часть партии отправляется в магазины сети в пределах Китая, остальная часть идет на экспорт. Перевозится одежда предварительно упакованной в коробки или пакеты для текстильных изделий. В Россию можно привезти товар железнодорожным, автомобильным, морским или воздушным транспортом. Вопрос лишь в сроках и стоимости доставки. В России продукция данной фирмы продается на маркетплейсе Wildberries, следовательно, товар попадает на склады и распределительные центры. Оттуда автомобильным транспортом его перевозят в соответствии с заказами в пункты выдачи или до двери клиентов.На примере трех товаров, которые каждый постоянно видит в супермаркете около дома или на сайте маркетплейса в интернете, наглядно показано, сколько сложных этапов включает в себя их производство. Нередка ситуация, когда компоненты для одного товара съезжаются из разных городов, стран и даже с разных материков. И каждый из этих компонентов имеет собственные требования к упаковке и перевозке. Однако чаще всего покупатели даже не знают, да и не задумываются об этом. В заключение хочется напомнить, что, если вы не знаете о чем-то или не видите чего-то, еще не значит, что этого не существует.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Болдырева Т.С., Сиренко М.А., Лахметкина Н.Ю. МОДЕЛИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 111 - 122. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23887 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23887



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.