'
Исхакова И.И.
ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ В КОНКРЕТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС *
Аннотация:
статья посвящена вопросам научно-исследовательских проектов в области инклюзии, для реализации которых преподаватель объединяет студентов разных по своим психофизиологическим, речевым, сенсорным, интеллектуальным возможностям. Преподавателем создается полновесная обучающая и развивающая среда. Результатом совместной деятельности студента и преподавателя является проект, цель которого сформировать у студентов профессиональные качества для ведения дальнейшей успешной профессиональной деятельности в области легкой промышленности
Ключевые слова:
проект, инклюзия, студент, профессиональные качества, совместное обучение
Обучение студентов с ограниченными психофизическими возможностями вместе с обучающимися, имеющими нормативное развитие - это один из многочисленных вариантов возможного совместного обучения [1]. Один из методов совместного обучения, это общий проект для одной группы, внутри которой каждый студент имеет возможность проявить свои творческие, мыслительные способности. И таким научно-исследовательским проектом стал "Проект по созданию одежды для лиц с ОВЗ с различными нозологиями", его разрабатывала выпускная группа обучающихся по специальности "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», в которой обучалась студентка с ДЦП. Ее идеи, пожелания в процессе разработки одежды для лиц с ДЦП стали основополагающими. Обязательным условием перед началом работы над таким проектом является психологическая подготовка, как студентов, так и преподавателей, так как нужно проникнуться в проблемы и жизненные неудобства другого человека. Частью подготовки можно считать просмотр видео роликов с показами коллекции, где моделями являются люди с ОВЗ. И изучением их интервью в конце показа. Целью данного проекта являлось формирование у студентов таких профессиональных качеств как: креативность, творческое воображение, эстетический вкус, целеустремленность. В контексте нашего исследования важно дать всестороннюю характеристику данным качествам. Креативность признается многогранным явлением, включающим как интеллектуальные, так и личностные, социальные, профессиональные факторы, предоставляющие студенту условия для самореализациии самораскрытия посредством включения его в различные виды творческой работы. С. Л. Рубинштейн убежден, что креативность и воображение играют существенную роль в каждом творческом процессе и теснейшим образом связаны друг с другом. Воображение формируется в процессе креативной деятельности, которую невозможно представить вне процесса фантазирования [2]. Творческое воображение характеризуется тем, что студент преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. В корне ошибочным, на наш взгляд, является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение (изделие), тем о большей силе воображения студента оно свидетельствует. Таким образом, мы судим об интеллектуальном своеобразии субъекта по его творческому итогу. Вкус - эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. Согласно выражению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном». Вкус в одежде - это гармоничное сочетание в одном образе всех элементов одежды, аксессуаров, прически и косметики, т. е. умение подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки [4]. Развитие эстетического вкуса - это непрерывный процесс, важным условием успешности которого является совершенствование процесса образования в целом, с учетом изменений происходящих в современном обществе. Формирование всех вышеуказанных приоритетных профессиональных качеств требует от технолога-конструктора швейных изделий определённых волевых усилий, которые выражаются в целеустремленности, т.к. любой проект, выполняемый студентом, должен быть доведён до логического завершения. Целеустремлённость - это одно из самых ценных качеств современного человека, которое помогает ему добиться большого успеха в любой работе. Целеустремлённый человек непреклонно движется к своей цели, не отступает даже при самых трудных обстоятельствах. Он готов отдать все свои силы и способности, чтобы, в конце концов, добиться желаемого. Такой человек прекрасно знает, чего он хочет и к чему идёт, его жизнь более осмысленна и интересна [5]. Профессиональные качества студентов являются предпосылкой профессиональной деятельности, в результате которой происходит их совершенствование, поскольку человек в результате труда изменяет самого себя. Во время работы над научно-исследовательскими проектами в области разработки одежды, студенты самостоятельно ставили себе цели и решали возникающие перед ними задачи. Они проводили патентные исследования, изучали антропологические особенности фигуры человека с различными нозологии с учетом которых разработали конструкции деталей одежды, создавали лекала, анализировали ассортимент материалов и фурнитуры необходимых при разработке одежды для данной категории лиц. Разрабатывали технологическую последовательность обработки выбранных видов одежды. При реализации научно-исследовательских проектов особое внимание уделялось принципам проектно-развивающего подхода в учебно-воспитательном процессе, в котором преподаватели использовали личностно-ориентированные технологии целью которых являлось разностороннее, свободное и творческое развитие личности [6].Личность студента в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью учебно-воспитательной системы, а не средством достижения какойлибо отвле ченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими [7].
Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2
Ссылка для цитирования:
Исхакова И.И. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИИ В КОНКРЕТНЫЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 31 - 34. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2389 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*