'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  68 просмотров

Князева А.А.

  


БАРЬЕРЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в деятельности предприятий, осуществляющих внешнюю торговлю, встречается немало различного рода барьеров и препятствий. Они могут возникнуть в ходе осуществления таможенных процедур, расчетов и получения организацией кредитов, реализации государственными органами разрешительных и регулирующих функций, на этапах транспортировки и разгрузки товара при пересечении границы и иных этапах.В данной статье речь пойдет о различных видах барьеров, с которыми сталкиваются физические и юридические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность: это тарифные и нетарифные.   

Ключевые слова:
ВЭД, тарифные барьеры, нетарифные барьеры, административные барьеры, ввозные пошлины, внешняя экономическая политика   


В ходе осуществления внешнеэкономической деятельности экспортеры и импортеры сталкиваются с рядом барьеров и ограничений. В первую очередь, речь здесь пойдет о тарифных барьерах.Внешние тарифные барьеры могут быть связаны со ставками ввозных пошлин, которые государства устанавливают в целях обеспечения безопасности продукции внутреннего производства. Ярким примером установления таких барьеров за последнее время можно назвать внешнеэкономическую политику Президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа в отношении товаров, поставляемых из Китайской Народной Республики. Ставка на продукцию данного государства в настоящее время в совокупности превышает 140%. Вместе с тем, также возросли ставки ввозных пошлин на ввозимые в страну из других государств сталь и алюминий, тарифы на которые были повышены до 50%. Несмотря на, казалось бы, положительное влияние на внутренний рынок этих мер ввиду переориентации приоритетов с импортных товаров на отечественные, такое решение может привести к деградации отношений США с партнерами и ответных действий от последних.Вне зависимости от того, что государство не в силах повлиять на ставки импортных пошлин, вводимых контрагентами, существует возможность минимизации их воздействия путем снижения ставок вывозных экспортных пошлин. В случае с Российской Федерацией такое решение, однако, будет малоэффективным ввиду того факта, что размер пошлин, накладываемых на несырьевой неэнергетический экспорт, равен нулю.Другой категорией барьеров являются нетарифные, которые также именуются административными. Они возникают в ходе применения участниками внешнеэкономической деятельности требуемых нормативных актов, в тех случаях, когда необходимость использования норм законодательства становится обременительной или препятствующей, либо же в результате «избыточного правового регулирования» или «необоснованной бюрократизации процессов взаимодействия государства и общества».В зависимости от вида регулирования административные барьеры могут быть экономическими и юридическими. Рассматривая подробнее первый вид, стоит сказать, что такие барьеры классифицируются по следующим категориям:– барьеры, возникающие при выходе хозяйствующего субъекта на рынок,– барьеры, связанные с осуществлением допуска на рынок товаров или услуг,– бюрократические барьеры, то есть связанные, к примеру, с делопроизводством, отчетами по итогам реализации внешнеэкономических сделок, их государственным контролем и прочие.Юридические административные барьеры возникают, когда требования к участникам внешнеэкономической деятельности предъявляются безосновательно, без опоры на действующее законодательство. Они также разделяются на несколько подкатегорий, это:– барьеры, ограничивающие в правах хозяйствующие субъекты (при установлении различных условий, не предусмотренных законодательно),– барьеры, возникающие при требовании об уплате различных сборов, либо соблюдении обязанностей, которые не предусмотрены действующим законодательством,– барьеры по принятию правовых актов, в которых превышаются предоставленные полномочия.Отдельно здесь можно выделить такую категорию барьеров как административно-таможенные. При ведении внешней торговли могут возникнуть сложности при оформлении процедуры получения различного рода разрешительных документов (к примеру, от служб санитарного и фитосанитарного контроля), процедуры прохождения валютного контроля. Очевидно, значительные трудности возникают при таможенном администрировании экспортных операций, преимущественно, при таможенном оформлении экспортируемых товаров. Наибольшую же сложность, по замечанию исследователей данной темы, вызывают проблемы при налоговом администрировании сделок: это возмещение налога на добавленную стоимость, акцизов и так далее.Ряд экспертов отмечает закономерность между возникающими административными барьерами и повышением уровня коррупции в ходе регулирования внешнеэкономических сделок. Это объясняется тем, что предприниматели, сталкивающиеся с различного рода ограничениями, стремятся устранить, либо минимизировать потери ресурсов (в том числе, временных) в целях получения необходимой услуги.Сокращение как тарифных, так и нетарифных барьеров способствует увеличению объема товарооборота и расширению перечня рынков сбыта товаров и услуг. Говоря о способах избежать возникновения административных барьеров, стоит, прежде всего, отметить необходимость формирования наиболее эффективного механизма государственной поддержки предпринимателей, в том числе финансовой, информационной и консультационной.Таким образом, в данной статье были рассмотрены барьеры и препятствия, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Основными барьерами можно назвать тарифные, связанные с повышенными ставками пошлин на ввозимую продукцию, нетарифные (административные), среди которых – экономические и юридические.В целом, рассмотренные нами в данной статье барьеры и препятствия наблюдаются не только в ходе ведения внешнеэкономической деятельности в России: экспортеры сталкиваются с ними повсеместно. Однако стоит отметить, что в нашей стране уделяется особое внимание сфере поддержки экспорта и самих экспортеров путем реализации различных национальных проектов и через деятельность федеральных и региональных органов государственной власти.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Князева А.А. БАРЬЕРЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 199 - 204. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23898 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23898



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.