'
Каримова Н.Н.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя
Ключевые слова:
социальные и персональные компетенции, воспитывающее обучение в плоскости компетентностного подхода, диалоговые технологии, учебная дискуссия
Современный этап развития образования характеризуется новыми подходами к обучению, которые требуют новых методов организации учебно-воспитательного процесса, современных условий образовательных сред, новых педагогических технологий, позволяющих повысить интенсивность и эффективность учебного процесса, создающих условия и средства индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Задача совершенствования подготовки педагогических кадров в условиях становления рыночной экономики заключается в коррекции и дополнении их профессионального образования, оснащенной современной методологией и реализующей гибкие формы обучения. Система подготовки квалифицированных педагогических кадров во многом определяется состоянием профессиональнометодической подготовки будущих преподавателей в вузе. Тенденции развития современного общества обуславливают необходимость формирования педагога нового типа, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к профессиональному самосовершенствованию. Принципиальная особенность такого подхода заключается в изменении позиции учителя в координатах образовательной среды, предполагающем превращение его из объекта обучения и воспитания в субъект, формирующий сам себя. Сказанное ставит высшую школу перед задачей подготовить будущего учителя к профессионализму. Большая роль в этом, на наш взгляд, принадлежит компетентностному подходу. Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у будущего учителя компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации. Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что студенты должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире. Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми[1]. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности: 1) компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; 2) компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); 3) компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); 4) компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); 5) компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Профессиональной компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач[2]. Современная научная литература определила следующие виды компетенций: 1) политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов; 2) межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга; 3) коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet ; 4) социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ; 5) персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию [3] В европейском образовании нередко говорят о социальных и персональных компетенциях. Первые — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими. Вторые — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.
Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2
Ссылка для цитирования:
Каримова Н.Н. НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 35 - 39. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2390 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019. 16+
*