'
Куличихина А.Л.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается нормативно-правовая база научно-технической и инновационной политики Красноярского края. Анализируются основные документы стратегического планирования, законодательные акты и программы, определяющие инновационную политику региона. Проводится оценка соответствия нормативной базы современным требованиям и ее роли в стимулировании инновационной активности.
Ключевые слова:
нормативно-правовая база, инновационная политика, научно-техническое развитие, Красноярский край, регионы-лидеры, инновационная деятельность, стратегическое планирование
В условиях современной экономики, характеризующейся высокой динамикой технологических изменений и возрастающей конкуренцией, инновационная деятельность становится ключевым фактором устойчивого развития регионов. Формирование благоприятной инновационной среды требует комплексного подхода, включающего не только финансовую поддержку, но и создание эффективной нормативно-правовой базы. Данная статья посвящена анализу нормативно-правового обеспечения научно-технической и инновационной политики Красноярского края. Целью исследования является оценка соответствия существующей нормативной базы современным требованиям и определение ее роли в стимулировании инновационной активности в регионе.Одним из ключевых блоков показателей, используемых для оценки эффективности инновационной политики в регионах Российской Федерации, является состояние нормативно-правовой базы, регулирующей научно-техническую и инновационную сферу на уровне субъекта РФ. В частности, анализируются следующие аспекты:•наличие стратегических документов (концепций) или разделов, посвященных научно-технологическому и/или инновационному развитию, в стратегиях развития региона,•отражение приоритетов научно-технической и/или инновационной деятельности в схемах территориального планирования, выраженное в выделении соответствующих зон (территорий) приоритетного развития,•существование специализированного законодательного акта, определяющего базовые принципы, направления и инструменты государственной поддержки научно-технической и/или инновационной деятельности в регионе,•наличие целевых программ или комплексов мер, направленных на государственную поддержку развития науки, технологий и инноваций.Наличие стратегии или концепции научно-технологического и/или инновационного развития, либо соответствующего раздела в стратегии развития региона, свидетельствует о приоритетности данного направления в системе стратегического планирования. Как правило, эта роль отводится утвержденной стратегии научно-технологического и/или инновационного развития. Однако, функции стратегического документа может выполнять и долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона, при условии выделения блока, посвященного научно-технологическому и/или инновационному развитию, в качестве самостоятельного раздела.В Красноярском крае в настоящее время эту роль выполняет Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года (утв. постановлением Правительства края от 30.10.2018 № 647-п) [3]. Раздел "9.3 Инновационная политика" Стратегии определяет цель превращения Красноярского края из сырьевого придатка в регион с диверсифицированной экономикой, основанной на инновациях и высоких технологиях. Предполагается модернизация базовых отраслей с использованием цифровых и нанотехнологий и формирование региональной инновационной системы, объединяющей науку, образование и бизнес. Ключевой задачей является переход к экономике нового технологического уклада, где инновации и знания выступают в качестве основных факторов роста [3]. В период с 2011 по 2020 гг. действовала Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» (утв. указом Губернатора от 24 ноября 2011 года № 218-уг) [2], утратившая силу в 2022 году [1].Присутствие выделенных зон (территорий) приоритетного развития научно-технической и/или инновационной деятельности в схеме территориального планирования указывает на наличие территориальной проекции в региональной научно-технической и/или инновационной политике. Документы территориального планирования (схемы, положения) должны содержать информацию о таких зонах, а материалы по обоснованию схемы – описание этих зон и направлений их развития.Действующая Схема территориального планирования Красноярского края (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2011 года № 449-п) содержит сведения о планируемых к размещению индустриальных (промышленных) парках и технопарках регионального значения. В перечень включены 6 объектов, в том числе: Индустриальный парк «Красный Яр», промышленные парки или технопарки на территориях бывших промышленных площадок «Сибтяжмаш», «Шинный завод», «Экскаваторный завод», завода резино-технических изделий («РТИ»), а также «Дивногорский индустриальный парк» [6].Наличие специализированного законодательного акта, регулирующего научно-техническую и/или инновационную деятельность и меры государственной поддержки, свидетельствует о наличии специализированной нормативной правовой базы. Как правило, это законы о научно-технической и/или инновационной деятельности, мерах поддержки субъектов этой деятельности или о научно-технической и/или инновационной политике. Учитываются только документы, где научно-техническая и/или инновационная деятельность является основным предметом регулирования и действующие на момент рассмотрения.Закон Красноярского края от 1 декабря 2011 года № 13-6629 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае» [4] соответствует этим требованиям. Статья 4 закона предусматривает меры государственной поддержки субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, порядок и условия предоставления которых устанавливаются государственными программами края.Кроме того, приоритетные направления государственной поддержки определены постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 7 июля 2009 года № 8-3635П [5] и включают: информационно-телекоммуникационные, космические и авиационные, медицинские, химические и производственные технологии, технологии живых систем, экологию и природопользование, энергосбережение, экономические, социальные и правовые аспекты развития, транспортные технологии.Наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития науки, технологий и инноваций позволяет оценить конкретные инструменты поддержки, действующие в регионе. Важно отметить, что даже при отсутствии формально выделенного стратегического приоритета, в регионах может осуществляться поддержка научно-технической и/или инновационной деятельности в рамках различных программ поддержки предпринимательства. Данный индикатор не учитывает программы развития малого и среднего предпринимательства, промышленности (за исключением поддержки технопарков), постановления о создании советов и комиссий по инновационному развитию, а также утверждению приоритетных направлений.В Красноярском крае действует государственная программа «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» (утв. постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года № 505-п) [7], рассчитанная до 2030 года. Программа направлена на стимулирование инновационной активности, развитие экспорта несырьевых товаров и обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства [7]. Общий объем финансирования программы в 2025 году составляет 382 186,35 тыс. рублей (таблица 1).Таблица 1. Ресурсное обеспечение государственной программы «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края» в тыс. рублей.Источник: постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».Общий объем финансирования рассматриваемого проекта составляет 1 993 561,1 тыс. рублей. Анализ структуры финансирования показывает, что основная нагрузка ложится на краевой бюджет, в то время как вклад федерального бюджета является относительно небольшим.Федеральное финансирование составляет 91 000,4 тыс. рублей, что соответствует примерно 4.5% от общего объема. Основной источник финансирования – краевой бюджет, обеспечивающий 1 902 560,7 тыс. рублей, или около 95.5% от общей суммы. Таким образом, проект в значительной степени зависит от финансовой устойчивости регионального бюджета.Наибольший объем финансирования приходится на 2024 год – 1 229 188,5 тыс. рублей. Как и в целом по проекту, доминирующая доля финансирования обеспечивается за счет средств краевого бюджета, однако присутствует и незначительное федеральное софинансирование. В 2025 и 2026 годах объемы финансирования выравниваются и составляют по 382 186,3 тыс. рублей ежегодно. Примечательно, что в эти годы федеральное финансирование полностью отсутствует, и вся финансовая нагрузка ложится исключительно на краевой бюджет. Это подчеркивает высокую степень зависимости проекта от региональных источников финансирования.Более детальная информация о финансовом обеспечении ведомственного проекта «Развитие инновационной деятельности, промышленности и повышение производительности труда», непосредственно ориентированного на поддержку инновационной деятельности, представлена в таблице 2.Таблица 2. Финансовое обеспечение реализации ведомственного проекта.Источник: постановление Правительства Красноярского края «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края».В таблице 2 представлены плановые объемы финансирования из краевого бюджета Красноярского края на период с 2024 по 2026 годы, охватывающие пять ключевых направлений, связанных с развитием инновационной экосистемы, науки, промышленности и предпринимательства. Общий объем средств, предусмотренных на эти цели в течение указанного периода, составляет 787 808,90 тыс. рублей. В 2025 и 2026 годах запланировано выделение по 92 000,00 тыс. рублей ежегодно, в то время как основной объем финансирования (603 808,90 тыс. рублей) сконцентрирован в 2024 году.В 2024 году Красноярский край вошел в число 20 пилотных регионов Российской Федерации, которым поручено разработать собственные программы научно-технологического развития (НТР). Эти программы призваны стать основополагающими документами регионального планирования, определяющими траекторию научно-технологического прогресса, наращивания кадрового потенциала и обеспечения устойчивого экономического роста в регионе [9].Реализация программы НТР должна способствовать увеличению внутренних затрат на исследования и разработки до 2% от валового регионального продукта (ВРП) к 2030 году, а также наращиванию численности персонала, занятого в научно-технической сфере, на 25% за счет подготовки квалифицированных специалистов и привлечения талантливой молодежи [9].Оценка нормативно-правовой базы Красноярского края в сфере инновационного развития показывает, что регион входит в первую группу "лидеров" по степени проработанности соответствующей законодательной базы, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации за 2021 год, подготовленному экспертами Высшей школы экономики.Результаты исследования свидетельствуют о том, что наличие развитой нормативной правовой базы является одним из ключевых факторов, определяющих лидерские позиции регионов в сфере инноваций. Как и в Красноярском крае, в ряде других регионов, таких как Республика Татарстан и Саха (Якутия), Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Калужская, Тульская и Московская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, одновременно действуют стратегические документы, законы и программы поддержки научно-технической и инновационной деятельности, а также выделены территории, приоритетные для развития науки, технологий и инноваций [8].В настоящее время наличие стратегий (концепций), определяющих цели, задачи, приоритеты и механизмы региональной научно-технической и инновационной политики, соответствующих законодательных актов и программ, уже не является уникальной особенностью нормативно-правовой базы инновационной политики регионов-лидеров. Подобные документы приняты в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в первую и вторую группы по индексу инновационной активности регионов (ИКИП), а также более чем в половине регионов третьей и четвертой групп. Одним из существенных различий между группами является наличие выделенных территорий инновационного развития. Подобные зоны отражены в документах территориального планирования 87% регионов-лидеров по ИКИП, в то время как в субъектах второй, третьей и четвертой групп они определены лишь в 64, 37 и 8% случаев соответственно [8].Проведенный анализ нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной политики Красноярского края позволяет сделать вывод о наличии в регионе комплексной системы поддержки инновационной деятельности. Наличие стратегии, законодательного регулирования и программной поддержки свидетельствует о системном подходе к формированию инновационной политики. Вхождение Красноярского края в число регионов-лидеров по степени проработанности нормативной базы подтверждает эффективность предпринимаемых усилий. Вместе с тем, для дальнейшего стимулирования инновационной активности необходимо учитывать опыт других регионов-лидеров, в частности, в части создания территорий инновационного развития и привлечения частных инвестиций в научно-техническую сферу. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти Красноярского края для совершенствования нормативно-правовой базы и повышения эффективности инновационной политики.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Куличихина А.Л. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 247 - 257. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23903 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*