'
Куличихина А.Л.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ КЛЮЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ *
Аннотация:
в статье анализируется организационное обеспечение научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае на основе ключевых показателей, используемых для оценки инновационного развития регионов Российской Федерации. Рассматривается наличие и функциональность специализированных региональных институтов развития (фондов, агентств, корпораций развития) и координационных органов при высших должностных лицах региона. Проводится анализ деятельности Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности». На основе данных рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации делается вывод о высоком уровне организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае и его соответствии ключевым показателям оценки.
Ключевые слова:
инновационная политика, научно-техническое развитие, организационное обеспечение, региональные институты развития, Красноярский край, рейтинг инновационного развития, координационные органы, инновации, поддержка науки
В условиях современной экономики, основанной на знаниях, научно-техническое и инновационное развитие становится ключевым фактором конкурентоспособности регионов и страны в целом. Одним из важнейших условий эффективного развития инновационной деятельности является создание развитой системы организационного обеспечения, включающей специализированные институты развития и координационные органы, способные обеспечить взаимодействие между различными участниками инновационного процесса. В настоящей статье анализируется организационное обеспечение научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае. Целью исследования является оценка соответствия системы организационного обеспечения ключевым показателям, используемым для оценки инновационного развития регионов Российской Федерации. Особое внимание уделяется роли региональных институтов развития и координационных органов, а также анализу их влияния на инновационную активность в регионе. Исследование опирается на данные официальной статистики, нормативно-правовые акты и рейтинги инновационного развития субъектов Российской Федерации.Эффективность организационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности оценивается по следующим параметрам:•присутствие специализированных структур, выполняющих координационные и совещательные функции в области науки, технологий и инноваций при главе региона или его заместителях, а также в исполнительных органах власти субъекта РФ,•наличие региональных институтов развития (фондов, агентств, корпораций), ориентированных на поддержку научных, научно-технических и инновационных субъектов, а также на реализацию профильных проектов.Функционирование специализированных координационных органов в сфере научной, научно-технической и/или инновационной политики, учрежденных высшим должностным лицом или исполнительным органом власти региона, является индикатором существования и активности совещательных структур в данной области. Подтверждением их деятельности служат: наличие действующих нормативных документов об их создании, протоколы заседаний, свидетельствующие о фактической работе, информация о внесении изменений в регулирующие документы за последние три года, а также обновление состава после смены высшего должностного лица или руководителя органа исполнительной власти, ответственного за инновационную политику.В Красноярском крае действует Совет по науке и высшему образованию при Губернаторе края [2]. Совет представляет собой постоянно действующий коллегиальный орган, обеспечивающий взаимодействие между различными уровнями власти, научными и образовательными организациями, а также другими заинтересованными сторонами в целях научно-технологического прогресса региона. Основная задача Совета – содействие в достижении национальных целей развития, определенных Указом Президента РФ № 309 от 07.05.2024, в частности, технологического лидерства [1].Ключевые функции Совета включают: общее руководство деятельностью научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь» и формирование программы его работы, подготовку предложений для Губернатора и Правительства края по приоритетным направлениям научно-технологического развития, координацию взаимодействия между органами власти и организациями, участвующими в научно-технологическом развитии, разработку региональной программы «Научно-технологическое развитие» и контроль за ее реализацией, подготовку нормативных правовых актов, регулирующих научную и научно-техническую деятельность, а также предусматривающих меры государственной поддержки для научных и образовательных организаций, организацию взаимодействия со СМИ для освещения вопросов развития науки, технологий и образования в регионе [2].Важным критерием оценки организационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности является наличие специализированных региональных институтов развития, таких как фонды, агентства и корпорации, оказывающих поддержку субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также содействующих реализации соответствующих проектов. Эти институты выполняют функцию распределителей средств, поступающих, в том числе, из регионального бюджета, и предоставляют прямую или косвенную поддержку инновационному предпринимательству посредством научной и/или инновационной инфраструктуры. Важно отметить, что организации инновационной инфраструктуры, такие как бизнес-инкубаторы и технопарки, не входят в категорию институтов развития в рамках данной методологии. К типичным региональным институтам развития относятся фонды, агентства и корпорации развития, не являющиеся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Факт наличия такого института в регионе подтверждается наличием официального сайта, а также размещением в открытом доступе устава организации и отчетов о ее деятельности за прошедший год.В Красноярском крае функционирует Краевое Государственное Автономное Учреждение «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» (КГАУ "ККФПННТД"), выступающее в качестве Корпорации развития Енисейской Сибири. КГАУ осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного Агентством развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края [3]. Годовые отчеты о результатах деятельности фонда доступны на его официальном сайте sf-kras.ru в разделе «Документы».Основываясь на вышеприведенной информации, можно заключить, что организационное обеспечение научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае соответствует всем установленным критериям.Согласно данным рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации за 2021 и 2022 годы, разработанного Высшей школой экономики, Красноярский край входит в число регионов-лидеров, демонстрирующих высокое качество организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики [4], [5].Анализ динамики развития организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики в российских регионах показывает существенное усиление в последние годы. Так, специализированные координационные органы, действующие при высших должностных лицах или высших исполнительных органах государственной власти субъектов РФ, активно функционируют в 62 регионах с разным уровнем инновационного развития. Наличие специализированного регионального института развития науки, технологий и инноваций преимущественно характерно для субъектов Российской Федерации с высоким уровнем инновационной политики – такие институты действуют в 93% регионов первой группы и 46% регионов второй группы по индексу качества инновационной политики (ИКИП). В то же время, подобные структуры представлены лишь в 7% регионов третьей группы и полностью отсутствуют в четвертой группе [5].Проведенный анализ организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае свидетельствует о его соответствии ключевым показателям оценки. В регионе действует Совет по науке и высшему образованию при Губернаторе Красноярского края, являющийся специализированным координационным органом, обеспечивающим взаимодействие между различными заинтересованными сторонами, вовлеченными в сферу научно-технологического развития. Кроме того, функционируют специализированные региональные институты развития, оказывающие необходимую поддержку субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности.Наличие как координационного органа, так и института развития указывает на комплексный подход к организации научно-технической и инновационной политики в регионе. Данный вывод подтверждается высокой оценкой, полученной Красноярским краем в рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации, где регион входит в первую группу по качеству организационного обеспечения. Таким образом, можно утверждать о создании в Красноярском крае эффективной системы организационной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, что способствует развитию данной сферы в регионе.Проведенный анализ организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики в Красноярском крае позволяет сделать вывод о наличии в регионе эффективной системы поддержки инновационной деятельности. Функционирование специализированных региональных институтов развития, таких как Краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности, а также наличие Совета по науке и высшему образованию при Губернаторе края, свидетельствует о комплексном подходе к организации инновационной деятельности. Вхождение Красноярского края в первую группу регионов по качеству организационного обеспечения научно-технической и инновационной политики, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, подтверждает эффективность применяемых мер. Дальнейшее развитие системы организационного обеспечения в регионе требует совершенствования механизмов взаимодействия между различными участниками инновационного процесса, расширения спектра оказываемой поддержки и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Результаты данного исследования могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию инновационной политики в других регионах Российской Федерации.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Куличихина А.Л. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ: АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ КЛЮЧЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 258 - 264. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23904 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*