'
Матросова Н.С.
СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье рассмотрены современные маркетинговые коммуникации различных видов на примере российских и зарубежных вузов. Целью данной работы является определение современных маркетинговых коммуникаций в сфере образования.
Ключевые слова:
маркетинг, образование, маркетинговые коммуникации, вузы
Маркетинговые коммуникации – это процесс обмена информацией, когда идея о предполагаемой ценности, событии, организации доносится по определенному каналу и с использованием конкретного набора инструментов до целевой аудитории с целью влияния на ее отношение или поведение [6, с. 3].Маркетинговые коммуникации в контексте образования включают в себя рекламу, PR, личные продажи, прямой маркетинг и цифровые коммуникации. Помимо этого, выделяется ярмарочную и выставочную деятельность образовательных организаций, а также интегрированные маркетинговые коммуникации [8, c. 2].Поскольку система маркетинговых коммуникаций относится к классу сложных систем и характеризуется большим числом элементов и процессов как традиционных, так и инновационных, то возникает проблема выбора самого эффективного инструмента для достижения конкретной цели.Сегодня все большее количество вузов объединяют различные коммуникационные технологии в систему интегрированных маркетинговых коммуникаций. Интегрированные маркетинговые коммуникации представляют собой единую стратегию и систему, координацию всех коммуникативных действий и корпоративных посланий, координацию всех процессов взаимодействия с целевыми аудиториями, система управления коммуникациями вуза, а также создание единого информационного пространства и единого корпоративного стиля [8, с. 2].Для эффективного воздействия реклама должна обладать такими чертами как: своевременность, релевантность, соответствие целям и ценностям аудитории, включение механизма быстрой обратной связи. Необходимо обратить внимание на целевую аудиторию образовательных учреждений – молодые люди, окончившие школу или колледж, и молодежь, которая уже окончила вуз и находится в поиске новой для себя сферы деятельности [2, c. 2].Шевченко Д.А. выделяет такие каналы и инструменты продвижения образовательного учреждения в интернете как создание блогов научными сотрудниками и преподавателями, размещение видеоресурсов и материалов научных мероприятий, распространение внутривузовских изданий. Например, МГТУ им. Н.Э. Баумана на главной странице сайта содержит ссылку на «Персональные страницы», НИУ ВШЭ размещает ссылку на «Публикации сотрудников» [7, с. 8 - 11], в Тольяттинском государственном университете публикации сотрудников указаны в разделе «сведения об образовательной организации» [5].Среди зарубежных вузов отмечается Массачусетский Технологический университет, где предлагается пройти бесплатное обучение по нескольким направлениям высшего образования. Любой желающий может посмотреть видео-лекции и презентации преподавателей [7, с. 9].Имидж образовательной организации – это комплекс элементов, каждый из которых призван формировать положительное восприятие об учреждении определенной аудитории. Формирование и укрепление имиджа образовательной организации – неотъемлемый и важный элемент маркетинговой стратегии. Повысить имидж образовательного учреждения можно сформировать с помощью специальных мероприятий, сайта вуза, формирование корпоративной культуры как внутренней составляющей имиджа [3, c. 15-16].Одним из действенных инструментов маркетинга выделяют наставничество. Являясь передачей накопленного опыта от старшего поколения к младшему, наставничество является значимым социально-педагогическим явлением для изучения особенностей развития образовательного маркетинга и может помочь сформировать имидж вуза.Многие вузы разработали свою концепцию наставничества – Казанский федеральный университет, Московский политехнический, РГПУ им. А.И. Герцена и другие [1, с. 48]. В Тольяттинском государственном университете третий год проводится «НаставникФЕСТ», конкурс, который направлен на развитие проектной и исследовательской деятельности обучающихся образовательных организаций [5].Цифровые маркетинговые коммуникации – коммуникации с применением сети Интерне, как главного посредника коммуникации между поставщиком образовательных услуг и потребителем. Основными каналами цифрового маркетинга являются цифровые устройства (компьютеры, планшеты, смартфоны), локальные сети, цифровое телевидение (рекламные ролики), интерактивные экраны или доски, инновационные POS-материалы (конструкции и рекламные изделия, привлекающие внимание потребителей, например штендеры, световые панели, флажки и т.д.), продвижение в социальных сетях [4, с. 339-340].Основной задачей цифрового маркетинга является оптимизация отдельных приемов, видов маркетинга под современные условия образования. При этом, при выстраивании бренда необходимо транслировать ценности, корпоративную культуру, миссию вуза для вызова эмоций среди целевой аудитории.Таким образом, маркетинговые коммуникации в высшем учебном заведении используются достаточно широко. Среди наиболее эффективных коммуникаций можно выделить интегрированные и цифровые маркетинговые коммуникации.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Матросова Н.С. СОВРЕМЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 312 - 316. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23913 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*