'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 39

Просмотры  63 просмотров

Мурзакаев Д.А.

  


АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ И МИРЕ *

  


Аннотация:
в статье выполнен анализ причин роста себестоимости авиаперевозок в современном мире.Автор отмечает, что в настоящее время существует несколько макроэкономических причин, приводящих к росту себестоимости перевозок.Автор проанализировал возможности снижения темпов роста себестоимости авиаперевозок за счет внедрения программ государственной поддержки.   

Ключевые слова:
себестоимость, конкуренция, пассажиропоток, прибыль, рост, инфляция   


Российская гражданская авиация переживает непростой период, ставший предметом острых дискуссий. Несмотря на высокий потенциал рынка авиаперевозок, события последних лет – пандемия COVID-19, геополитическая ситуация и последовавшие за ней санкции – серьезно подорвали отрасль. Пассажиропоток резко снизился, и прогнозы на ближайшую перспективу рисуют лишь медленное восстановление, не достигающее показателей докризисного 2021 года.Производство самолетов сократилось, в то время как вертолетостроение демонстрирует рост, что, безусловно, указывает на эффективность мер государственной поддержки в этой сфере. Однако, наложение санкций привело к усилению монополизации на рынке аэропортового обслуживания, что негативно сказывается на себестоимости авиаперевозок и рентабельности авиакомпаний. Таким образом, российская гражданская авиация стоит перед необходимостью адаптации к новым реалиям и поиска путей выхода из сложившегося кризиса.Российская гражданская авиация переживает глубокий кризис. За десять месяцев 2024 года пассажиропоток упал на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в октябре темпы снижения достигли 25%. Центробанк России отмечает, что авиационная отрасль, наряду с автомобилестроением и недвижимостью, наиболее пострадала от санкций и ухода иностранных компаний, ситуация усугубляется закрытием аэропортов на юге страны, что привело к потере значительной части пассажиропотока.Дефицит самолетов и комплектующих, вызванный ограничениями на сотрудничество с зарубежными партнёрами, особенно остро ощущается крупнейшими авиакомпаниями, парк которых на 80% состоит из иностранной техники.Ситуация ухудшается еще и ростом цен на аэропортовое обслуживание, несмотря на отсутствие эффективных мер со стороны регуляторов, направленных на предотвращение недобросовестной конкуренции. Планируемая модернизация аэропортов в некоторых городах приведет к многократному увеличению тарифов, что, несмотря на объяснения регуляторов, неизбежно отразится на стоимости авиабилетов и прибыли авиакомпаний. В итоге, сложившаяся ситуация негативно влияет как на авиаперевозчиков, так и на пассажиров.Таблица 1. Определение причин роста себестоимости авиаперевозок в 2024 году.Для выявления основных причин этого явления был проведен анализ, результаты которого указывают на комплекс взаимосвязанных факторов. Ключевую роль сыграли два основных фактора: рост тарифов на аэропортовое обслуживание и общая инфляция.Анализ показал, что увеличение тарифов в аэропортах является наиболее значимым фактором, составляющим существенную долю в общем росте себестоимости. Эта тенденция является продолжением ранее сформировавшихся несовершенных конкурентных условий на рынке аэропортового обслуживания. Аэропорты, сохраняя или незначительно повышая регулируемые тарифы (в соответствии с уровнем инфляции), перекладывают основное бремя увеличения расходов на нерегулируемые услуги, необходимые для обеспечения работы воздушных судов и обслуживания пассажиров. Это указывает на стратегию перекладывания издержек с регулируемых на нерегулируемые услуги.Наряду с аэропортовыми тарифами, существенный вклад в рост себестоимости внесли инфляционные процессы. Повышение цен на топливо, сокращение парка воздушных судов, отток персонала и удорожание обслуживания техники – все эти факторы оказали значительное влияние, усугубляя общую неблагоприятную ситуацию. Все эти явления взаимоусиливали друг друга, приводя к существенному подорожанию авиаперевозок.Таким образом, анализ причин роста себестоимости авиаперевозок в 2024 году по источникам показал, что основными причинами роста являются увеличение тарифов на обслуживание в аэропортах и инфляционные процессы.Важнейшим фактором роста себестоимости перевозок является увеличение тарифов в аэропортах, что является продолжением тех процессов формирования несовершенных конкурентных условий, которые формировались и ранее.Сохраняя тарифы на регулируемые сборы на предыдущем уровне или увеличивая их не выше уровня инфляции, аэропорты переносят основное увеличение на цены по нерегулируемым со стороны ФАС России услугам, которые при этом являются обязательными для обеспечения вылета воздушного судна и обслуживания пассажиров.Для преодоления этой проблемы необходим комплексный подход, включающий как краткосрочные, так и долгосрочные меры.1 Снижение зависимости от импортных компонентов:Один из наиболее эффективных способов снизить себестоимость – снижение зависимости от импортных комплектующих и технологий. Санкции и геополитическая нестабильность продемонстрировали уязвимость отрасли перед внешними факторами.Развитие собственного производства комплектующих, инвестиции в НИОКР и поддержка отечественных разработчиков станут залогом долгосрочной стабильности отрасли и независимости от импортных поставок. Это требует значительных вложений и государственной поддержки.2 Оптимизация аэропортовой деятельности:Значительный вклад в рост себестоимости вносят высокие тарифы на аэропортовое обслуживание. Необходимо провести тщательный анализ тарифообразования, борясь с монополизацией рынка и недобросовестной конкуренцией. Повышение конкуренции между операторами аэропортового обслуживания может привести к снижению цен на услуги и повышению эффективности их предоставления. Регуляторные органы должны активно контролировать тарифы и предотвращать необоснованное их повышение.3 Эффективное управление персоналом:Отток квалифицированных кадров негативно сказывается на производительности и себестоимости работы авиакомпаний. Необходимо повышать привлекательность работы в авиационной отрасли путем повышения заработных плат, создания достойных условий труда и решения социальных проблем сотрудников. Инвестиции в обучение и переподготовку персонала также являются важным фактором повышения эффективности.4 Поиск альтернативных источников топлива:Повышение цен на авиационное топливо является серьезной проблемой. Исследование и внедрение альтернативных источников топлива, таких как биотопливо, могут способствовать снижению затрат в долгосрочной перспективе. Однако это требует значительных исследований и инвестиций.5 Государственная поддержка:Рост себестоимости авиаперевозок в России требует комплексных мер государственной поддержки, особенно в сфере субсидирования и стимулирования отечественного авиастроения. Без активного участия государства преодолеть нынешние вызовы будет крайне сложно. Рассмотрим подробнее возможные направления господдержки, акцентируя внимание на производителей самолетов и механизмах субсидирования.а. Субсидирование перевозок на региональных маршрутах:Существующая система субсидирования региональных авиаперевозок должна быть пересмотрена и расширена. Необходимо увеличить объемы субсидий с учетом роста себестоимости и обеспечить их целевое использование для поддержания доступности авиабилетов на маршрутах с низким пассажиропотоком. При этом важно провести тщательный анализ эффективности расходования субсидий и предотвратить их нецелевое использование. Возможно введение системы индикаторов эффективности, позволяющей оценивать результаты государственной поддержки.б. Субсидирование лизинговых платежей:Для снижения нагрузки на авиакомпании возможно субсидирование лизинговых платежей за отечественные воздушные суда. Это позволит авиакомпаниям обновить парк и снизить затраты на эксплуатацию самолетов. Размер субсидий должен быть дифференцирован в зависимости от типа воздушного судна и объема перевозок. Важно также обеспечить прозрачность и контроль за использованием субсидий.в. Поддержка производителей самолетов:Государство должно оказывать целенаправленную поддержку отечественным производителям самолетов. Это может включать в себя:Прямое финансирование НИОКР: Значительные вложения в исследования и разработки новых типов воздушных судов и компонентов являются критическими для создания конкурентоспособной отрасли.Гарантии по кредитам и займам: Предоставление государственных гарантий по кредитам и займам позволит производителям привлекать инвестиции на более выгодных условиях.Заказы на государственные поставки: Государство может сформировать гарантированный спрос на отечественные самолеты путем размещения заказов на поставки для государственных авиакомпаний и других структур.Таможенная и налоговая поддержка: Снижение таможенных пошлин на импорт необходимого оборудования и материалов, а также предоставление налоговых льгот, может значительно сократить издержки производителей.г. Развитие инфраструктуры:Для увеличения эффективности и снижения себестоимости необходимо развивать авиационную инфраструктуру. Инвестиции в модернизацию аэропортов, создание новых авиационных баз и улучшение навигационных систем повысят производительность и снизят затраты на эксплуатацию воздушных судов.д. Контроль за ценообразованием:Необходимо усилить контроль за ценообразованием на рынке авиационного топлива и других необходимых ресурсов. Предотвращение необоснованного роста цен может значительно снизить себестоимость перевозок.Реализация этих мер потребует значительных финансовых ресурсов и координации действий различных ведомств. Однако только комплексный подход, включающий субсидирование и целенаправленную поддержку отечественных производителей самолетов, позволит преодолеть рост себестоимости авиаперевозок и обеспечить устойчивое развитие российской гражданской авиации.В заключение, преодоление роста себестоимости авиаперевозок в России требует комплексного подхода, включающего развитие отечественного производства, регулирование рынка аэропортового обслуживания, эффективное управление персоналом и государственную поддержку.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мурзакаев Д.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УВЕЛИЧЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ АВИАПЕРЕВОЗОК В РОССИИ И МИРЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 328 - 335. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23915 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23915



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.