'
Пыткова Ю.Е.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА *
Аннотация:
статья посвящена анализу ключевых проблем и перспектив развития регионального экологического регулирования в России. Рассматриваются три основные системные проблемы: хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий (в среднем менее 1% региональных бюджетов), декларативность нормативных актов при отсутствии механизмов их реализации, а также несовершенство систем экологического мониторинга и контроля. Особое внимание уделено перспективным направлениям совершенствования, включающим цифровизацию экологического контроля (автоматизированные станции мониторинга, мобильные приложения), создание единой федерально-региональной системы мониторинга и развитие экологического просвещения. Автор обосновывает необходимость комплексного подхода, сочетающего законодательные, организационные, технологические и образовательные меры для обеспечения баланса между экономическим развитием и экологической безопасностью регионов.
Ключевые слова:
региональное регулирование, природоохранное финансирование, экологический мониторинг, цифровизация экоконтроля, экологическое право, экологическое просвещение, федерально-региональное взаимодействие, экологическая безопасность, природоохранные технологии, экологическое законодательство
Одной из ключевых проблем в сфере регионального экологического регулирования остается хроническое недофинансирование природоохранных мероприятий. Анализ бюджетных ассигнований субъектов РФ показывает, что, несмотря на наличие многочисленных программ и нормативных актов, объем выделяемых средств на экологические цели в большинстве регионов не соответствует реальным потребностям. Особенно остро это проявляется в таких направлениях, как модернизация очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий и создание эффективных систем обращения с отходами. Согласно данным Счётной палаты РФ, доля расходов на охрану окружающей среды в консолидированных бюджетах субъектов Федерации в среднем не превышает 1%, что неизбежно приводит к низкой эффективности природоохранных программ, сокращению объемов экологического мониторинга и отсутствию системной работы с промышленными предприятиями [1].Значительной проблемой регионального экологического регулирования является разрыв между принятием нормативных правовых актов и их практической реализацией. Многие региональные законы и подзаконные акты носят декларативный характер, не будучи подкрепленными конкретными механизмами исполнения. Типичными примерами являются отсутствие четко определенных источников финансирования, конкретных сроков реализации, ответственных исполнителей и контрольных показателей эффективности. В результате даже в тех субъектах РФ, где приняты достаточно прогрессивные законы "Об охране окружающей среды", зачастую отсутствует необходимая подзаконная база, не налажено взаимодействие с органами местного самоуправления, не проводятся в должном объеме общественные слушания и экологические экспертизы.Эффективность природоохранного регулирования напрямую зависит от качества системы экологического мониторинга, который в большинстве регионов России остается фрагментарным и неполным. Существующие сети наблюдений зачастую не охватывают всю территорию субъектов Федерации, а используемое оборудование не всегда соответствует современным требованиям [2]. Особенно остро ощущается нехватка стационарных и мобильных станций контроля за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов и почв. Не менее серьезной проблемой является формальный характер контроля за соблюдением природоохранного законодательства. Региональные надзорные органы сталкиваются с хронической нехваткой квалифицированных кадров, современного технического оснащения и доступа к цифровым инструментам контроля. Как следствие - значительная часть экологических правонарушений остается невыявленной, а применяемые меры административного воздействия далеко не всегда соответствуют масштабам причиненного экологического ущерба.Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования регионального экологического регулирования является широкое внедрение цифровых решений. Современные технологии позволяют создавать автоматизированные системы экологического мониторинга, работающие в режиме реального времени, разрабатывать точные модели прогнозирования загрязнения окружающей среды и оперативно реагировать на экологические угрозы [3].Успешный опыт внедрения таких систем уже имеется в ряде регионов, включая Москву, Уфу и Красноярск, где функционируют автоматизированные станции контроля качества воздуха. Перспективными направлениями являются развитие мобильных приложений для фиксации экологических правонарушений гражданами, внедрение платформ типа "ЭкоКонтроль" и "Цифровая экология". Расширение цифровой инфраструктуры в экологической сфере позволит значительно повысить прозрачность природоохранной деятельности, усилить общественный контроль и стимулировать бизнес к более ответственному выполнению экологических обязательств.Важнейшей задачей является разработка и внедрение единой федерально-региональной системы экологического мониторинга, которая обеспечит сопоставимость данных, централизованную обработку информации и комплексный анализ экологической ситуации. В настоящее время мониторинговые наблюдения в разных субъектах.Федерации проводятся по различным методикам, с разной периодичностью и с использованием технических средств разного уровня. Унификация системы мониторинга должна включать стандартизацию показателей загрязнения окружающей среды, установление единых технических требований к оборудованию и полную интеграцию региональных данных с федеральными информационными платформами. Такие меры позволят объективно сравнивать экологическую ситуацию в разных регионах, оперативно выявлять зоны экологического риска и принимать обоснованные управленческие решения.Неотъемлемым элементом совершенствования регионального экологического регулирования должно стать развитие системы экологического образования и просвещения населения. Формирование экологической культуры граждан является важным условием успешной реализации природоохранного законодательства. В этом направлении перспективными представляются следующие меры: внедрение специальных экологических модулей в образовательные программы школ и вузов, поддержка деятельности некоммерческих организаций, занимающихся экологическим просвещением, организация массовых экологических акций и конкурсов, активное использование возможностей социальных сетей и средств массовой информации для распространения экологических знаний [4].Активное вовлечение граждан в природоохранную деятельность способствует усилению контроля за соблюдением экологических норм предприятиями, а также развитию местных экологических инициатив [5].Совершенствование регионального экологического регулирования требует комплексного подхода, сочетающего обновление законодательной базы с созданием устойчивой системы организационного, финансового и технического обеспечения. Ключевыми направлениями развития должны стать: преодоление хронического недофинансирования природоохранных мероприятий, обеспечение реального исполнения принятых нормативных актов, создание эффективной системы мониторинга и контроля, широкое внедрение цифровых технологий, унификация системы экологического наблюдения и активное развитие экологического просвещения. Только такой многоаспектный подход позволит достичь баланса между экономическим развитием регионов и сохранением их природного потенциала для будущих поколений.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Пыткова Ю.Е. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 343 - 348. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23917 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*