'
Пыткова Ю.Е.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
статья посвящена анализу роли государственного управления в обеспечении экологической безопасности России в условиях глобальных вызовов: изменения климата, загрязнения окружающей среды и утраты биоразнообразия. Рассматриваются ключевые показатели экологической эффективности, такие как уровень загрязнения воздуха и воды, сохранение природных территорий и развитие возобновляемой энергетики. Особое внимание уделено оценке реализации национальных проектов, включая программу «Экология», с точки зрения экологических, экономических и социальных результатов.
Ключевые слова:
экологическая политика, оценка эффективности, устойчивое развитие, государственное управление
Экология современного мира сталкивается с огромным количеством вызовов, к которым относятся: изменение климата, загрязнение окружающей среды, обеднение биоразнообразия и другие. За прошедшие пять лет человечество стало свидетелем обширных лесных пожаров, загрязнения водоемов, глобального потепления, наводнений, лишивших многих людей крова.Обеспечение экологической безопасности является важнейшей мировой проблемой, поэтому политика нынешней власти - один из ключевых инструментов, призванных её решить. Таким образом, оценка эффективности государственного управления в области экологической безопасности становится наиболее важным и актуальным исследовательским направлением.Так, например, субъектам Российской Федерации отведена особая роль в обеспечении экологической безопасности: они выполняют функцию охраны природных ресурсов, отвечают за разработку и реализацию экологических программ, а также поддержку устойчивого развития территорий.Тем не менее, в последнее время обозначилась проблема нехватки методического обеспечения для оценки эффективности региональной экологической политики как инструмента принятия решений.Далее рассмотрим существующие отечественные практики и методы современной оценки эффективности достижения экологических показателей, в частности в рамках реализации национальных программ и проектов.В Российской Федерации используются следующие индикаторы и показатели:1. Уровень загрязнения атмосферы. За основу измерения этого показателя берутся данные о выбросах в атмосферу вредных веществ, таких как оксиды азота, серы, углерода и пр. Также оценивается концентрация этих веществ в воздухе и их соответствие нормативным значениям.2. Качество водных ресурсов. Основным показателем выступает уровень загрязнения вод в реках, озерах, водохранилищах и других водоемах. Отслеживается содержание в воде пестицидов, тяжелых металлов, нефтепродуктов и других загрязняющих веществ.3. Состояние и охрана природных территорий. Для исчисления показателя учитывается масса факторов: площадь заповедников, национальных парков и охраняемых природных зон, уровень сохранности биоразнообразия и редких видов, наличие инфраструктуры для развития туризма, степень соблюдения природоохранного режима.4. Энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Данный показатель отражает объем использования энергосберегающих технологий, долю ВИЭ в энергетическом балансе страны, совершенствование энергетической инфраструктуры и другие аспекты, направленные на сокращение потребления источников энергии с высоким уровнем выброса парниковых газов [1].В рамках национального проекта «Экология» эффективность достижения экологических показателей определяется на основе нескольких ключевых параметров. Сначала анализируются изменения экологической ситуации и сравниваются с установленными целями проекта. Сюда входит мониторинг загрязнения окружающей среды, утраты биоразнообразия, ресурсного потенциала и климатических показателей.Кроме того, оценивается экономическая эффективность инвестиций в экологические проекты и программы. Проводится анализ расходов, эффективности использования бюджетных средств, степени привлечения инвестиций и координации деятельности всех заинтересованных сторон.Также важно учитывать общественное мнение и степень осведомленности органов государственной власти, экспертов и населения о наличии экологических проблем и реализуемых в рамках проекта «Экология» мероприятиях. Оценить общественное мнение и его участие в реализации проекта помогают опросы, интервью и прочие методы социологических исследований.Следовательно, эффективность достижения экологических показателей в рамках национального проекта «Экология» оценивается комплексно с учетом изменений окружающей среды, экономической эффективности и общественного мнения. Различные методы мониторинга существенно облегчают сбор и анализ данных, которые затем используются для оценки этапов проекта и разработки дальнейших стратегий.Другой программой, направленной на сохранение уникальных природных комплексов, редких видов животных и растений, а также улучшение управления природно-заповедным фондом, является программа "Охрана биоразнообразия и сохранение природных территорий". Программа включает создание и развитие национальных парков, заповедников, биосферных резерватов, а также научные исследования и мониторинг состояния природных объектов.Помимо этих программ, существует ряд других мероприятий, таких как разработка экологических стандартов, программы поддержки экологически сознательного бизнеса, регулирование выбросов загрязняющих веществ и т.д. Все эти программы и практики направлены на достижение экологических целей и показателей в России, эффективность которого определяется результатами мониторинга и анализа экологической ситуации, оценкой общественного мнения и экономической эффективностью реализуемых мер [2].Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что экологическая безопасность является задачей государственного управления по следующим причинам.Во-первых, государство формирует нормативно-правовую базу, направленную на защиту окружающей среды и предотвращение экологических катастроф. Роль правительства в защите окружающей среды жизненно важна, поскольку оно обладает полномочиями создавать и обеспечивать соблюдение законов и постановлений, способствующих экологической устойчивости. Правительство может устанавливать политику и законы для контроля загрязнения, выделяемого промышленностью, защиты естественной среды обитания и исчезающих видов, содействия устойчивому землепользованию и поощрения использования возобновляемых источников энергии.Во-вторых, ресурсный потенциал государства позволяет ему обеспечивать финансирование и реализацию программ и мероприятий, целью которых является охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности. В качестве примера можно привести так называемое «зеленое финансирование», направленное на поддержание состояния безопасности окружающей среды в рамках энергетической деятельности государства [3].В заключение, обеспечение экологической безопасности имеет глобальное значение и зависит как от отдельных граждан, так и от общества в целом. Государство выступает в качестве координатора усилий всех государственных органов, структур и социальных институтов в целях обеспечения экологической безопасности.Таким образом, ключевую роль в обеспечении экологической безопасности играет государственное управление, поскольку лишь посредством согласованных действий всех уровней власти и общества можно добиться эффективной защиты окружающей среды.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Пыткова Ю.Е. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 356 - 361. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23919 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*