'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 56

Просмотры  65 просмотров

Агапитов М.К.

  


ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ *

  


Аннотация:
существует множество угроз безопасности в современном мире, и терроризм остается одной из наиболее серьезных. Эффективное противодействие ему требует применения различных методов и стратегий. Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) занимают ключевое место в этой борьбе, обеспечивая сбор информации, мониторинг подозреваемых групп и предотвращение террористических актов. В данной статье мы рассмотрим, как различные страны применяют ОРМ для борьбы с терроризмом и какие выводы можно извлечь из их практики.   

Ключевые слова:
меры, противодействие, терроризм, оперативно-розыскные   


За последние десять лет масштабы международного терроризма значительно увеличились, что вынудило большинство стран мира разработать свои национальные антитеррористические системы. Подобные системы включают в себя законодательную базу, деятельность государственных органов, неправительственные организации, институты гражданского общества, а также меры по борьбе с терроризмом и снижению уровня террористической угрозы.Проблема терроризма стала актуальной для международного сообщества с 1934 года, когда Лига Наций приступила к разработке конвенции о борьбе с терроризмом. Хотя конвенция была принята в 1937 году, она так и не вступила в силу. Современное международное законодательство по терроризму обычно включает конкретные меры, которые позволяют государствам, столкнувшимся с терактами или находящимся, под угрозой, расширять свои внутренние законы.С 11 сентября 2001 года Соединенные Штаты Америки столкнулись с новыми вызовами в области безопасности, что сделало борьбу с терроризмом приоритетной задачей для правоохранительных органов и разведывательных служб. Оперативно-розыскные меры (ОРМ) в этом контексте включают в себя широкий спектр действий, направленных на предупреждение террористических актов и нейтрализацию террористических группировок.Основные методы оперативно-розыскных мер в США включают в себя следующее:1. Разведывательные технологии, такте как анализ больших данных с помощью аналитических систем для обработки информации из различных источников, включая социальные сети, финансовые транзакции и телефонные звонки. Также, существуют программы, подобные PRISM, позволяют собирать и анализировать информацию о пользователях для выявления подозрительной активности.2. Системы мониторинга. Например, GPS-трекинг, который позволяет оперативно отслеживать перемещения подозреваемых на основе данных GPS. Камеры видеонаблюдения также являются средством мониторинга. Установка камер в общественных местах служит для идентификации подозрительных действий и сбора доказательств.3. Координация и сотрудничество федеральных и местных правоохранительных органов способствует успешному противодействию терроризму путем оперативного обмена информацией. Также важна работа с зарубежными государствами и международными организациями для обмена важной информацией и проведения совместных операций.4. Профилактика и вмешательство являются также важной оперативно-розыскной мерой в США. Так, программа "Терроризм-Линк", направленная на выявление и предотвращение террористических угроз через анализ данных и взаимодействие с местными сообществами, особенно среди молодежи.Примером успешного применения оперативных мер может служить случай с "Нью-Йоркским террористом". Было проведено задержание лиц, планирующих атаки в Нью-Йорке, но благодаря успешному сотрудничеству ФБР с местными агентствами и использованием технологий мониторинга, позволило выявить связь между предполагаемыми террористами.Оперативно-розыскные меры по противодействию терроризму в США являются многоаспектными и интегрированными. Эффективность этих мер зависит от комплексного подхода, включающего технологии, сотрудничество и профилактику. Великобритания с момента террористических атак на Лондон в 2005 году значительно усилила свои меры по противодействию терроризму. Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) стали неотъемлемой частью стратегии безопасности, направленной на предотвращение террористических актов и защиту общественности.Основными методами оперативно-розыскных мер в Великобритании являются:1. Законодательство и правовая база. Она представлена Законом о борьбе с терроризмом (Terrorism Act): он принят в 2000 году и дополненный в 2006 и 2019 годах. Закон предоставляет правоохранительным органам широкий спектр полномочий для борьбы с терроризмом, включая возможность задержания подозреваемых на срок до 14 дней без обвинения.Данная правовая база позволяет осуществлять обыски без предварительного разрешения суда и использовать профилактические меры и программы по предотвращению радикализации.2. Усовершенствованные методы мониторинга и слежения, как и в США, представлены системами видеонаблюдения и использования технологий слежения.3. Также, существует программа "Prevent". Она создана для обеспечения граждан и местных организаций необходимыми ресурсами для противодействия террористическим идеям, а также на поддержание диалога внутри сообществ, чтобы предотвратить опасные последствия.4. Совместные операции направлены на координацию между местными, национальными и международными органами. Более тесное сотрудничество с такими организациями, как MI5, MI6, полиция и другие правительства. Как и во многих странах, важной мерой является участие в международных антитеррористических операциях.За последние годы множество террористов в Великобритании было задержано на стадии подготовки атак, что стало результатом применения ОРМ и активного сотрудничества с местными сообществами.Оперативно-розыскные меры по противодействию терроризму в Великобритании основываются на сочетании законодательных инструментов, технологий слежения и программ профилактики. Эти меры позволяют эффективно реагировать на потенциальные угрозы и минимизировать риски. Успешные примеры данной страны включают совместные программы с гражданскими организациями, которые способствовали выявлению угроз до их исполнения.Следующей страной, оперативно-розыскные меры которой хотелось бы рассмотреть, это Китай. Китай в свою очередь сталкивается с различными угрозами терроризма, особенно в своих западных регионах, таких как Синьцзян. С учетом этих угроз, китайские власти разработали комплексную стратегию по противодействию терроризму, в которую входят оперативно-розыскные меры (ОРМ), направленные на предотвращение и нейтрализацию террористических актов.Как и во всех странах мира, ОМР прежде всего основывается на Законодательстве о борьбе с терроризмом. Закон предоставляет правоохранительным органам обширные полномочия для борьбы с терроризмом, включая возможность задержания подозреваемых, обысков и мониторинга, устанавливает правила о противодействии насилию, экстремизму и радикализации, что позволяет правительству оперативно принимать меры.Китай имеет одну из самых разветвленных в мире систем видеонаблюдения с биометрической идентификацией, позволяющих отслеживать перемещения граждан.Также, Китай, как и многие страны имеет свою специальную меру по противодействию терроризму, как программа "Стабильность". Данная программа, направленна на социальную стабильность, включает как оперативные меры, так и меры по предотвращению радикализации среди молодежи. Отличительной особенностью противодействия терроризму в Китае является политика "обучения и реабилитации". Ее суть заключается в том, что в некоторых регионах организованы центры для молодых людей, которые считаются уязвимыми к протестной активности, направленные на их переобучение и восстановление.Конечно же, Китай не стал исключением по применению такой меры, как сотрудничество между внутренними и международными органами безопасности.Оперативно-розыскные меры по противодействию терроризму в Китае представляют собой многоаспектную стратегию, сочетающую законодательные инструменты, технологические достижения и программы социальной реабилитации. Несмотря на критику со стороны международного сообщества из-за методов контроля, эффективность таких мер в снижении уровня террористической активности в стране представляет собой важный аспект стратегии безопасности Китая.Таким образом, мы можем сделать вывод, что в исследуемых странах применяются схожие по своей сути ОМР, что говорит об их успешности. Важно понимать, что использование всех мер должно отвечать новым способам подготовки и исполнения террористических актов, именно поэтому важно опираться на зарубежный опыт, чтобы предотвратить появление новых угроз в своем государстве.Применение оперативно-розыскных мер по противодействию терроризму варьируется от страны к стране, но общие принципы, такие как сотрудничество, использование технологий и нацеленность на предотвращение, остаются универсальными. Изучение практик различных государств позволяет выработать эффективные стратегии, способствующие борьбе с терроризмом на глобальном уровне.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Агапитов М.К. ПРИМЕНЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 445 - 451. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23932 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23932



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.