'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 59

Просмотры  55 просмотров

Богданов В.И.

  


ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается историческое развитие саморегулируемых организаций в контексте взаимодействия государства и профессиональных объединений. Автор анализирует различные точки зрения ученых, отмечая отсутствие единого мнения о времени возникновения саморегулируемых организаций. Упоминаются взгляды ученых, связывающих их появление с Древним Римом, а также ученых, относящих первые саморегулируемые организации к средневековым купеческим гильдиям. Особое внимание уделено становлению саморегулирования в России, начиная с XII – XV веков, реформам Петра I, развитию адвокатуры в 1864 как института саморегулирования. Подчеркивается, что современный этап развития саморегулируемых организаций начался с Указа Президента Российской Федерации 1994 года, а окончательное законодательное закрепление их статуса произошло с принятием Федерального закона «О саморегулируемых организациях» в 2007 году. В заключении автор делает выводы о древних корнях саморегулирования и его эволюции в России, включая переход от добровольных объединений к обязательному членству в саморегулируемых организациях в ряде профессиональных сфер.   

Ключевые слова:
саморегулируемые организации, история, профессиональные объединения, средневековые гильдии, Ивановская община, реформы Петра I, адвокатура, государственное регулирование, Федеральный закон, обязательное саморегулирование, добровольное саморегулирование   


Исторически, образование и процесс развития саморегулируемых организаций (далее по тексту — СРО) считается процессом правового взаимодействия государства с профессиональным объединением [1, с. 241].При проведении анализа различных точек зрения ученых следует, что не существует единого мнения касательно временного промежутка в истории, когда произошел процесс появления саморегулирования.Например, известный отечественный ученый в мире цивилистики И.Б. Новицкий отмечает, что союз лиц для создания профессиональных объединений существовал ещё в Древнем Риме, указывая на то, что это было отражено в законе XII таблиц, и с течением времени римские юристы начали склонятся к тому факту, что права и обязанности принадлежат в таком случае не конкретным лицам или простым группам физических лиц, а целой организации, которая существует самостоятельно, независимо от лиц, составляющих это объединение [2, с. 57].Другая позиция связана с тем временем, когда в Средние века активно стали появляться профессиональные объединения торговцев, или как их принято называть купцы.М.С. Матейкович относит период образования саморегулирования к Средним векам и связывает его с возникновением первых объединений купцов в Западной Европе [3, с. 123].Характерной особенностью становления саморегулирования в истории России является переход от добровольного саморегулирования к сочетанию добровольного и обязательного саморегулирования [4, с. 92].Существует также точка зрения согласно которой первые элементы саморегулирования в России появляются в XII – XV вв., когда создавались объединения по профессиональному признаку для совместной работы или иной деятельности на коллективной основе, характеризующиеся участием в общих доходах и общей ответственностью.В XII в. самым влиятельным объединением являлась Ивановская община при церкви Иоанна Предтечи при Опоках, находившаяся в Новгороде. Данная община представляла собой объединение торговцев, которая занималась оптовой торговлей воском, их характерной чертой было то, что они целями своей деятельности ставили защиту общих интересов, поощрение торговли, товарищеское регулирование внутренних возникших вопросов путем проведения общих собраний, стоит отметить, что для вступления необходимо было уплатить взнос, также порядок управления данного объединения регулировался Уставом. 16 января 1721 г. был издан регламент Главного магистрата, которому предписывалось организовать в городах гильдии и цехи, все это делалось для скорейшего введения цехового строя. Петр I провел ряд мероприятий, чтобы преобразовать цеховую систему в российской промышленности, в основном занимаясь реорганизацией учреждений и созданием законодательства, регулирующего ремесленное производство. Он также провел ряд мер, направленных на унификацию стандартов и процессов производства и внедрил новые технологии, в основном путем периодических приглашений зарубежных специалистов и мастеров.Последующий этап проявления начал саморегулирования в истории России прослеживается в 1864 г., когда был учрежден правовой институт, именуемый как адвокатура [5, с. 155].Совет присяжных поверенных, который, несмотря на наличие в Учреждении судебных установлений некоторых правил, касающихся этических принципов адвокатской деятельности, самостоятельно разрабатывал приемы адвокатской техники и правила адвокатской этики по причине отсутствия в России каких-либо традиций адвокатской деятельности [6, с. 7].В период с ноября 1917 г. до июля 1922 г. все достижения реформы 1864 г. были сведены к нулю, так как после 1917 г. в России происходит огосударствление всех сфер общественной жизни. Регулирование общественных отношений в советский период осуществлялось, как правило, только государством.Начиная с 1939 г. и вплоть до 2002 г. в России говорить о саморегулировании можно лишь в контексте упомянутой ранее адвокатской деятельности.Указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», который на данный момент утратил силу, в своем тексте впервые отразил термин «саморегулируемая организация», также согласно положениям этого акта, на Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации возлагалось принятие обязательных для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и участников рынка ценных бумаг постановлений и распоряжений по вопросам регулирования этого рынка, деятельности его профессиональных участников и их объединений (в том числе СРО) и осуществление контроля за соблюдением законодательства.Законодательное закрепление статуса СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг послужило «толчком» для становления саморегулирования и в других сферах профессиональной деятельности. Наконец, в 2003 г. началась работа над Законом о СРО, которая длилась четыре года. Законопроект был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 8 июля 2003 г., а конечной датой принятия этого закона Государственной Думой считается ноябрь 2007.Так, принятый в 2007 г. и действующий на сегодняшний день Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливает правовую основу для деятельности саморегулируемых организаций в различных областях, например, строительство, аудит, экология, транспорт, и другие. Данный закон регулирует процедуры создания, регистрации, членства и устанавливает основные принципы и полномочия саморегулируемых организаций.В настоящее время развитие системы саморегулирования продолжается, в том числе путем расширения областей деятельности, в которых членство в СРО является обязательным условием осуществления профессиональной деятельности.Таким образом на основании вышесказанного, автор приходит к следующим выводам:— в Древнем Риме, где принципы саморегулирования впервые нашли отражение в законодательстве (XII таблиц), профессиональные союзы рассматривались как инструмент коллективного достижения целей, а не удовлетворения частных интересов,— впервые понятие «саморегулируемая организация» в истории Российской Федерации упоминается в Указе Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», на данном этапе саморегулируемые организации упоминаются исключительно в качестве объекта государственного воздействия,— в настоящее время деятельность всех саморегулируемых организаций в Российской Федерации регулируется федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01 декабря 2007 года.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Богданов В.И. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 467 - 472. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23935 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23935



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.