'
Денисова О.Е., Коротаева О.А.
К ВОПРОСУ О СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ *
Аннотация:
в статье исследуются особенности обеспечения сбалансированности доходной части бюджета субъекта Российской Федерации в условиях государственного регулирования. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование доходов региональных бюджетов, анализируются механизмы межбюджетного регулирования и меры по повышению финансовой самостоятельности субъектов. Особое внимание уделяется роли федеральных трансфертов, налоговой политике и инструментам управления бюджетными рисками.
Ключевые слова:
региональный бюджет, сбалансированность, межбюджетные отношения, государственное регулирование, налоговые доходы, трансферты
Развитие экономики субъектов за последние несколько лет привело к необходимости внесения изменений в бюджетное устройство, что проявилось в расширении поля самостоятельности принятия решений в бюджетной сфере субъектов Федерации. При этом возросла роль региональных органов государственной власти в процессе регулирования социально-экономической системы в рамках соответствующего территориального образования. Так, на сегодняшний день, нагрузка по финансированию социальной сферы возложена на региональные бюджеты более чем на 80 % от всех затрат государства, аналогична ситуация с финансированием затрат на жилищно-коммунальное хозяйство региона. По этой причине формирование доходной части территориального бюджета является основой стабильности и социально-экономического развития региона.Как известно, значительную часть доходов бюджетной системы РФ составляют налоговые поступления и сборы. Доля налоговых доходов федерального бюджета РФ составляет порядка половины всех поступлений. По данным за 2021 год, их доля в общем объёме доходов федерального бюджета составляла 52,25%.Исходя из указанного, можно сделать вывод о том, что именно за счет федеральных налоговых поступлений государство формирует бюджетные ассигнования. За счет поступлений федеральных налогов происходит развитие системы здравоохранения и образования, промышленности и сельского хозяйства, правоохранительной деятельности, культуры и искусства, а также удовлетворяются иные потребности общества.В свою очередь, больше половины доходов консолидированного бюджета РФ формируется на территории 10 субъектов Российской Федерации. Эти же регионы не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Вместе с тем количество бездотационных субъектов практически не меняется на протяжении ряда лет.Сбалансированность бюджета субъекта РФ – ключевое условие его финансовой устойчивости и способности выполнять социально-экономические обязательства. В условиях усиления централизации бюджетной системы (ст. 129 Бюджетного кодекса РФ) проблема формирования доходной части региональных бюджетов приобретает особую актуальность.Сложившаяся ситуация характеризуется эволюцией развития социально-экономической дифференциации. Неравномерное распределение населения по территории государства, транспортная недоступность отдельных районов, неблагоприятные погодные условия в ряде субъектов РФ – это традиционные причины названной дифференциации.Невозможность самостоятельного исполнения субъектами федерации социальных обязательств, гарантированных Конституцией РФ, перед населением требует вынужденного перераспределения средств федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов-реципиентов Российской Федерации.Следует отметить, что основными особенностями и в то же время проблемами российского бюджетного федерализма являются:– значительный рост числа субъектов межбюджетных отношений (как на региональном, так и в относительных показателях на местном уровнях),– различный бюджетно-налоговый потенциал регионов (как в объемном выражении, так и на душу населения),– низкая способность большинства субъектов РФ и органов местного самоуправления к бюджетной самодостаточности, эффективному расходованию бюджетных средств,– отсутствие горизонтальных механизмов межбюджетного выравнивания между субъектами отношений, опирающихся на многолетний отечественный опыт формирования и функционирования организационно-экономических механизмов финансово-экономического регулирования в условиях рыночных отношений (рынка),– отсутствие развитых рыночных механизмов, обеспечивающих сглаживание территориальных и национально-этнических различий в уровне жизни населения, а также острый социальный дисбаланс, связанный с эндогенными факторами дифференциации.Для решения ряда задач, стоящих перед российской налогово-бюджетной системой, целесообразно использовать зарубежный опыт. Так, в большинстве зарубежных стран, имеющих гармонизированную налоговую систему, поступления налоговых платежей более сбалансированы, имеют относительно небольшую территорию в границах государства, выгодные для развития сельского хозяйства погодно-климатические условия и прочие.Если сравнить российскую и американскую структуру и виды налогов, то в США повторяемость (дубляж) налогов более выражено. Это касается налога на прибыль, подоходный налог с физических лиц (присутствуют во всех уровнях налогообложения) в Российской Федерации – представлены только как федеральный компонент.Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся с городами, является налог с продаж. Налог уплачивается потребителями при покупке товаров и услуг. Данным видом налога облагается большинство потребительских товаров, в том числе медицинские товары. Другие налоги в США составляют менее существенную долю поступлений в бюджеты к ним относятся: федеральные акцизные сборы, налог на имущество налоги с наследства и дарений.Практика взимания налога с продаж в постиндустриальной России применялась дважды. В 1991 году налог с продаж был введен впервые. В течение года налог действовал в качестве федерального. Вторая попытка применения данного налога была предпринята в 1998 году (в связи с дефолтом) в качестве регионального налога. При этом максимальная ставка налога с продаж предусматривалась в размере 5 процентов. Законодательно был закреплен обширный перечень товаров и услуг, реализация которых не облагалась налогом с продаж. Порядок взимания налога с продаж с 1 января 2002 года регулировался Налоговым кодексом РФ. С 2004 года в связи с малоэффективным его функционированием и корректировкой курса страны практика взимания налога с продаж в России приостановлена.Вопрос о применении налога с продаж в России периодически обсуждается в научных кругах и остаётся актуальным на современном этапе трансформирования налогового законодательства РФ.В 2017 году в правительстве обсуждалось введение налога с продаж как альтернативы повышению налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 22%. Предполагалось, что за счёт налога с продаж в региональные бюджеты можно будет привлечь до 200 млрд рублей в год.На наш взгляд, функционирование налога с продаж на территории отдельных регионов страны и отмена федерального налога – НДС в России позволит упростить процедуру администрирования косвенного налогообложения. При этом «прозрачность» во взимании налога с продаж будет способствовать снижению затрат на проведение мероприятий налогового контроля, уменьшит количество государственных служащих, повысит производительность труда Федеральной налоговой службы по территориальным округам и страны в целом. Муниципальные власти получат в доходную часть своих бюджетов налог с продаж и начнут проявлять интерес к деятельности на территории муниципального района отечественных производителей товаров, работ, услуг, а также способствовать обобществлению производства и укрупнению торговой инфраструктуры. Мэрии, сельсоветы и законодательные собрания будут заинтересованы не только в поступлениях по традиционно местным налогам, но и расширению масштабов производства. Возможность самостоятельного планирования и распределения доходов по усмотрению властей муниципального образования либо исполнительной власти региона означает наделение их финансовой независимостью и экономически обоснованным «маневром» с точки зрения эффективности управленческих решений и полезности для экономики регионов. Подобные условия-сценарии оказывают благотворное влияние на развитие инвестиционного климата и создание инновационной инфраструктуры на мезоуровне. Кроме того, экономическая самостоятельность региона повышает инвестиционный интерес зарубежных и отечественных партнеров при заключении прямых партнерских отношений. Местные власти смогут привлекать на территорию инвестиции на основе регулирования ставок и выбора форм, методов и механизмов налогообложения. При этом распределение налога с продаж в региональные и местные бюджеты позволит нивелировать территориальные различия в уровне жизни населения, снизить влияние центральной власти и повысить ресурсный потенциал самодостаточности регионов.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Денисова О.Е., Коротаева О.А. К ВОПРОСУ О СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 526 - 532. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23944 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*