'
Звонарев Е.Ю.
ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в статье проанализированы особенности изменений в регулировании страхового рынка Российской Федерации. Определено, что на сегодняшний день назрела необходимость повышения внимания к процессам, происходящим на рынке. Активность изменений в области страховых операций не позволяет использовать законодательство, которое было принято ранее. На первый план выходят процессы повышения качества оказания страховых услуг населению и бизнес-сообществу, регулирование внедрения цифровых технологий и инновационных продуктов. Особое внимание должно быть обращено на снижение мошеннических операций в области страхования.
Ключевые слова:
регулирование, законодательно, страхование, страховой рынок, цифровизация, мошенничество, повышение качества
На сегодняшний день со стороны Банка России принято решение о фокусировании внимания на восьми линиях, которые позволят максимально отрегулировать деятельность страхового рынка в трехлетний период. Направленность деятельности была сформулированы в проекте центрального регулятора «Основные направления развития финансового рынка РФ на 2025 год и период 2026 и 2027 годов».Центральный банк ставит перед собой задачу существенных изменений на страховом рынке, которые обусловлены изменениями и серьезной структурной трансформации экономики. Со стороны регулятора признается повышение роли рынка страхования, цель которого состоит в обеспечении защиты бизнеса и благосостояния людей.Центральный банк отмечает, что формированию внутренних источников долгосрочного финансирования экономики Российской Федерации на сегодняшний день может серьезно способствовать страхование жизни. Увеличение охвата населения данным видом страхования может стать основой для повышения доверия граждан к этому инструменту инвестирования, что существенно скажется на развитии рынка. Однако, рост сегмента должен быть основан на регулирования и контроля со стороны государства. И данный процесс должен базироваться не только на формировании новых законодательных и нормативных актов. Очень важным условием для развития сегмента страхования жизни является система гарантирования по договорам страхования жизни, позволяющая обеспечить сохранность долгосрочных вложений граждан. Такая система должна соответствовать принципам страхования депозитов в банках и гарантирования пенсионных средств НПФ. Исполнение обязательств клиентами в пределах, установленных законодательством, должно обеспечиваться гарантийным фондом, формируемым из взносов страховых организаций.Российский страховой рынок получил с 1 января 2025 года новый комплексный продукт - долевое страхование жизни. Функционирование долевого страхования будет внедряться параллельно с программами долгосрочного страхования жизни. Обе страховые услуги имеют гибкие инвестиционные возможности. Для российского рынка такое страхование позволяет защищать права инвестора и предоставлять возможность инвестирования части уплаченной страховой премии в выбранные страхователем инвестиционные паи.Страховой рынок Российской Федерации регулируется действиями Банка России, который продолжает проводить мероприятию в области мониторинга эффективности регулирования условий страхования по добровольным видам страхования. Особенное внимание обращается на деятельность с низкой клиентской ценностью. Также сс 2022 года активно внедряется исполнений требований по раскрытию информации о страховом продукте. В планах Банка России в области повышения качества регулирования страхового рынка определено совершенствование процесса в системе вмененных видов страхования. Это необходимо для снижения проблем доступности страховых услуг для определенных сегментов рынка. В дальнейшем такая деятельность должна стать основой для повышения доверия к рынку страхования.Регулирование невозможно без информации. Поэтому основой для совершенствования должна стать деятельность, направленная на повышение уровня информационной прозрачности. Также на первый план начинает выходить требование к страховым компаниям и корпорациям по развитию обмена информацией. Цель данной деятельности может быть достигнута только в том случае, если сформируется централизованной системы сбора, анализа и хранения информации. Она должна иметь серьезные нормативные и технологические основы. Прямой участие в данной системе должен принимать и Банк России посредством обеспечения функционирования автоматизированной информационной системы страхования. На сегодняшний день со стороны регулятора проведена деятельность по установлению требований к данным, передаваемым в нее, а также к обеспечению защищенности. С 2024 года страховые компании должны передавать данные, которые касаются обязательного и добровольного автострахования и страхования жилья. В перспективе определены направления выстраивания и систематизации механизмов контроля, которые позволят определить полноту и качество данных, передаваемых в автоматизированную информационную систему страхования. Основная деятельность по развитию и регулированию общероссийской автоматизированной системы страхования обеспечивается компанией «Национальная страховая информационная система» (НСИС, которая выступает полностью дочерней компаний Банка России).Также регулирование российского страхового рынка на сегодняшний день ориентировано на применение риск-ориентированного подхода в страховом секторе. Так, осуществляется модификация оценки страховых рисков с учетом нормативных требований, которые гарантируют достаточность капитала. В Российской Федерации планируется внедрить модели оценки страховых рисков, которые будут позволять более точно выделить их в области страхования жизни и иных видов страхования. Посредством использования такой модели величина требуемого капитала будет определена не только с количественной, но и качественной точки зрения. Это, в свою очередь, позволит оценить финансовую устойчивость страховых компаний, что будет способствовать формированию равновесия на рынке.Перспективным является и деятельность, направленная на расширение требований к системе корпоративного управления страховщиков. Так, в планах Банка России стоит уточнение требований к системе управления рисками на страховом рынке.Нельзя не упомянуть и о продолжении работы в области международного признания качества страховой и перестраховочной защиты, реализуемой на сегодняшний день на российском рынке страхования. Также важно налаживать отношения со страховыми компаниями з дружественных стран. Такая деятельность уже спланирована до конца 2027 года. Очень важно понимать, что опыт регулирования, уже примененный в практических условиях других государств, может быть перенесен на российскую почву с наименьшими потерями для сторон взаимодействия. Построение отношений между страховыми компаниями и регуляторами других стран станет основной для формирования единой страховой инфраструктуры. Эта деятельность позволяет компаниям нарабатывать конкурентные преимущества, создавая дополнительные перестраховочные емкости. Таким образом, можно утверждать, что регулятивная деятельность на страховом рынке Российской Федерации развивается активно, учитывая изменения в предложениях от страховых компаний, формировании новых продуктов, инновационных возможностей. Банк России как центральный регулятор страховой системы максимально использует имеющийся опыт отечественного и зарубежного контроля для недопущения ситуаций, которые могут стать критическими для снижения уровня конкурентоспособности страхового рынка России на уровне мирового сообщества.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Звонарев Е.Ю. ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 559 - 565. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23949 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*