'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  83 просмотров

Хамидова Н.Т., Хуррамов М.

  


ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка в иноязычных группах высших учебных заведений   

Ключевые слова:
патриотизм, иноязычные студенты, воспитание   


Исторический опыт становления и развития Республики Узбекистан указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства государства является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, Президент нашей страны Ш.М. Мирзиёев говорил, что “утратив патриотизм и национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, так как детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит и учителю русского языка и литературы. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к изучению языков, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в изучении русского языка можно использовать такой материал, как “Общие сведения о русском языке” и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Работа над формированием патриотизма зависит об общей подготовки студентов, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими предметами. Так, если на первом занятии мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, далее идет разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических. Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Родины по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить студентам определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость узбекского народа, их верность Родине? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также? Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые можно использовать при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: “Тире между подлежащим и сказуемым” - Родная сторона - мать, чужая – мачеха; Родина - мать, умей за неё постоять; “Прилагательные полные и краткие” - Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; “Степени сравнения имен прилагательных” - Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д. и переводить их , находить аналоги на узбекском языке.(Она юртинголтин бешик; Ватанинг-онанг; Ўзга юртда шох бўлганча, ўз юртингда гадо бўл и др.) Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у студентов любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В тренировочных упражнениях есть много текстов - описаний природы классиков узбекской и русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений “Любимый уголок природы”, “Мой город”, “Улица моего детства”, “Красота мира глазами А.Наваи и А.С. Пушкина” и др. Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Студенты могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в “Большом толковом словаре” и “Словаре иностранных слов” словарные статьи, посвященные слову “патриот, патриотизм”. Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему “Что значит – быть патриотом”. Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова? Надо изучать языки, совершенствовать и возвышать свои знания. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни. Планомерная работа по патриотическому воспитанию студентов непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в узбекской и древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет” и в “Повести о Шираке”. История узбекского народа полна бессмертными примерами великого мужества, подвига, героизма. По свидетельству Геродота, наши предки — массагеты, были воинственными, храбрыми и отважными воинами, защитниками своей земли, племени! 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Хамидова Н.Т., Хуррамов М. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 60 - 64. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2396 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2396



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.