'
Миннахметова И.И., Огрина В.В., Сагитов С.М.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматривается применение солнечной энергии, ее актуальность и перспективность. Определены основные источники регулирования данной отрасли, субъекты, осуществляющие правовое регулирование. Также в статье указаны «пробелы» действующего законодательства, закрепляющего солнечную энергию, как источник возобновляемой энергии.
Ключевые слова:
возобновляемые источники, солнечная энергия, нормативное закрепление, правовое регулирование, законодательство
Популярность возобновляемых источников энергии обусловлена минимальным причинением вреда природной среде. Одним из актуальных и направлений на сегодняшний день является использование солнечной энергии. Перспективность использования энергии солнца заключается не только в том, что она является «чистым» источником энергии, но и удобным с точки зрения того, что не требует дополнительных природных ресурсов, к тому же представляет собой неисчерпаемый поток энергии.Актуальность внедрения солнечного света в качестве возобновляемого источника энергии состоит в ее способности удовлетворять растущие потребности людей за счет своей неограниченности, чего не могут полностью обеспечить традиционные источники энергии [3,с.51]. В интересах самого государства уменьшить зависимость от традиционных (ископаемых) видов топлива, так как это может нанести вред окружающей среде. Исходя из чего можно утверждать, что государственная политика в области разработки законодательных и нормативных актов, направленна на поддержку применения солнечной энергии. В настоящее время данная сфера находится в активном развитии, разрабатываются новые технологии, позволяющие совершенствовать процесс преобразования солнечного света в энергию.Термин «солнечная энергия» не нашел отражения в нормативной базе страны. Российским законодательством энергия солнца определяется лишь как один из видов возобновляемых источников энергии, что закреплено в Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ [2]. Как такового понятия солнечной энергии не представлено и в данном случае это заменяется использованием общих положений о возобновляемых источниках энергии.Несмотря на данный пробел в праве, стоит упомянуть о содержании понятия солнечная энергия. Как отмечает Гурбандурдыева С.: «Солнечная энергия — это мощный и перспективный источник электрической энергии, который использует солнечное излучение для производства электроэнергии» [2, с. 259].Примечательно, что в других важных нормативно-правовых актах, таких как Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ отсутствуют положения о солнечной энергии как альтернативного вида источника энергии. [9]. Однако все же стоит сказать о важности правового регулирования данной сферы, что в первую очередь необходимо для создания единой «модели поведения» государства и остальных участников, которая будет считаться правильной и обязательной. Путем законодательного закрепления обосновывается цель, задачи, которые должны стать результатом использования солнечной энергии, формируются основные принципы, требования, которых должны придерживаться при использовании данного вида возобновляемого источника энергии. Также это нужно для того, чтобы в последующем избежать пробелов и коллизий в праве.Использование солнечной энергии отвечает ряду основополагающих принципов:1. принцип защиты окружающей среды, поскольку это позволяет минимизировать негативные последствия, в том числе с помощью внедрения экологически чистых технологий,2. принцип энергетической эффективности, что означает активное внедрение технологий, повышающих эффективность использования солнечной энергии,3. принцип экономической эффективности, поскольку солнечные электростанции окупают свою установку и требуют минимальные эксплуатационные расходы,Наличие данных принципов позволяет определять важность и значимость пользования солнечной энергией. К тому же они создают предсказуемую правовую среду, поскольку при невозможности регулирования, они будут играть решающую роль.Законодательство Российской Федерации обосновывает вовлечение в топливно-энергетический баланс использование солнечной энергии тем, что в первую очередь ресурс энергии солнца является неиссякаемым потоком, постоянно поступающим на поверхность Земли, при его применение не возникает угроз исчерпаемости данного ресурса, что позволяет сбалансировать энергетический спрос и снизить экологическую нагрузку на окружающую среду [8]. Помимо этого, применение солнечной энергии связано с улучшением качества жизни людей внутри страны, за счет своей «чистоты» при ее использовании не возникают негативные последствия, которые могли бы причинить вред здоровью населения. Эта функции, на наш взгляд, является наиболее важной, поскольку именно она корреспондирует одному из конституционных прав человека – право на благоприятную окружающую среду, поскольку способствуют этому.Важно учитывать, что развитие и активное применение солнечной энергии затруднительно в Российской Федерации. Как отмечают Белокрылова Е.А., Кологерманская Е.М. к таковым проблемам относятся: отрицательные свойства—зависимость от внешних факторов, неспособность возобновляемых источников энергии приносить доход государству, а также отсутствие достаточного финансирования компаний, деятельность которых связана с выработкой солнечной энергии [1, с.86-87]. Однако законодатель все же уделяет внимание данному виду альтернативного источника энергии и его регулированию наравне с другими источниками. Использование солнечной энергии нашло отражение в ряде нормативно-правовых актов федерального уровня, среди которых и федеральные законы, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации (Далее — Правительство РФ), письма Федеральной налоговой службы (Далее— ФНС) и т.д., обладающие разным статусом.Правовое регулирование осуществляется так же различными органами, правомочными издавать нормативно – правовые акты. Круг субъектов правового регулирования обусловлен первую очередь их функциями в данной сфере, так, например, Правительство РФ имеет полномочиями для регулирования возобновляемых источников энергии, в частности применение солнечного света. ФНС же в этой отрасли связана с урегулированием предоставляемых льгот, что важно, акты ФНС не будут являться обязательными, в отличие от актов Правительства РФ. Говоря о субъектах регулирования использования солнечной энергии стоит отметить, что в преимущественно эту роль выполняют именно федеральные органы. Данное явление связано с тем, что такой подходит упрощает реализацию проектов в стране в целом, кроме этого, федеральные органы обладают возможностью координировать действия различных регионов.Как было отмечено, общее правовое регулирование использования солнечной энергии представлено в Федеральном законе "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ. В первую очередь закон определяет статус солнечной энергии как возобновляемого источника энергии.Закон содержит понятие «микрогенерации» (объекты по производству электрической энергии, в том числе и на основе возобновляемых источников энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии). В нашем случае это устройства, которые преобразуют солнечную энергию в электричество для удовлетворения нужд. К ним относятся солнечные панели, солнечные трекеры, солнечные электростанции и другие устройства.Говоря о субъектах данной сферы, то к ним относятся производители оборудования, эксплуатанты солнечных электростанций (среди которых и операторы солнечных электростанций и работники по эксплуатации оборудования солнечных электростанций), а также регулирующие органы (Системный оператор Единой энергетической системы, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Таким образом круг участников отношений, складывающихся по поводу использования солнечной энергии, составляют лица, что осуществляют деятельность в этой сфере и приобретают электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд, а также уполномоченные органы. Данный состав обусловлен взаимодействием перечисленных субъектов (производители-потребители-контрольно-регулирующий орган), что необходимо для успешного внедрения солнечной энергии, как возобновляемого источника энергии.Помимо федерального законодательства можно отметить и региональные акты, затрагивающие и регулирующие использование солнечного света. Важно понимать, что федеральное и региональное законодательство могут быть различны по своему содержанию, что определяется особенностями конкретного субъекта.Так, в Республике Татарстан действует Закон РТ от 17.06.2015 N 41-ЗРТ "Об утверждении Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на период до 2030 года" [4]. Особенность этого акта в том, что он привязан к определенной местности, а именно к Республике Татарстан.Также стоит обратить внимание на подход регионального законодателя в регулировании данной сфере. Он не только указывает на происходящие модернизации в этой области, но и говорит о сдерживающих факторах. К таковым условиям отнесены: низкая плотность энергии, требующая обширных площадей для размещения мощностей, осенний и зимний периоды, характеризующиеся высокой облачностью с небольшим числом солнечных дней, все это влияет на снижение выработки энергии на данной территории. Дело в том, что обоснование затруднительности внедрения является особенностью регионального законодательства, поскольку не все субъекты пригодны и главное эффективны для внедрения этой сферы. Стоит отметить, что подобные «оговорки» в тексте регионального закона полезны и для федерального законодателя, с точки зрения того, что при принятии нормативно-правовых актов о данной отрасли, он будет учитывать подобные факторы, что сделало бы нормативное закрепление более результативным.Также региональный законодатель раскрывает нескорые механизмы, направленные на эффективизацию данной сферы. Так он упоминает о специальных системах слежения за солнцем, позволяющих повышать объем выработки солнечной электростанции, так называемых трекерах - Solar Tracker, и отмечает, что: «Одним из эффективных способов улучшения технико-экономических показателей фотоэлектрических установок является их совместное использование с ветроустановками». То есть им не только раскрыты основные положения, но и предложены меры по усовершенствованию, которые могут применяться как на практике, так и при дальнейшем правовом регулировании.Правовое регулирование применения солнечной энергии находится в активном режиме начиная с 2000-х годов и продолжается в настоящее время. Это доказывает заинтересованность государства в развитии данной отрасли. Так, например, с 1 января 2025 года законодательство в сфере регулирования этого вопроса пополнилось еще одной нормой, а именно п.21.2 ст.381 Налогового Кодекса Российской Федерации: «Освобождаются от налогообложения: …организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, - в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций» [5]. Освобождение от уплаты налогов является экономическим стимулированием: влияние на рост доли возобновляемых источников энергии через снижение налоговой нагрузки на производителей солнечной энергии. Это говорит о том, что законодатели видят в этом важность, поэтому ими и принимаются меры для поддержки данной отрасли. Так, можно заметить, что законодатель не только закрепил общие положения, но и вводит дополнительные, имеющие своей целью – стимулирование использования энергии солнца. Все же нельзя отметить достаточность имеющегося законодательства в этой сфере. Многие действующие законы требуют принятия дополнительных актов, которые конкретизировали бы и поясняли бы ряд положений.На необходимость дальнейшего нормативного закрепления указывают споры, в том числе и судебные. Так основным неурегулированным вопросом, создающим правовую неясность, является отсутствие законодательный точки зрения об отнесении объектов солнечных электростанций к движимому или недвижимому имуществу. Так, в 2023 году в ФНС поступило обращение о даче разъяснений норм НК РФ по поводу отнесения элементов в составе солнечных электростанций к тому или иному виду имущества. Однако, ФНС не имеет в ряде своих полномочий право на дачу официального разъяснения по поступающим обращениям. [9]. Конкретного разъяснения дано не было из-за правового пробела в гражданском законодательстве. Основной вывод сформированный ФНС заключается в том, что для определения, к какому виду имущества относится объект – движимому или недвижимому, рекомендуется провести анализ записи об объекте в ЕГРН, обращать внимание на факторы, свидетельствующие о прочной связи объекта с землёй и невозможность его перемещения без значительного ущерба для его назначения.В качестве другого примера можно привести Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2024 г. N 306-ЭС24-13246 по делу N А12-9734/2023 [6]. В основе спора также лежит вопрос об отнесении составных частей солнечных электростанций к тому или иному виду имущества (движимоенедвижимое). Решение судебной коллегии было основано на том, что данные электростанции являются самостоятельными инвентарными объектами и не могут облагаться дополнительным налогом. Указанные два примера указывают на остроту данного вопроса и, следовательно, на необходимость его нормативного закрепления.Примеры показывают, что существующее законодательство имеет «пробелы». Поэтому несмотря на наличие правового регулирования, при внедрении солнечной энергии возникает достаточное количество проблем, которые так или иначе затрудняют процесс использования данного возобновляемого источника энергии и его дальнейшего нормативного закрепления.Нельзя утверждать, что солнечная энергия будет эффективна в своем применении и найдет развитие в Российской Федерации, поскольку имеется ряд непроработанных вопросов. Однако, правовое регулирование данной отрасли является важным, так как данная сфера начинает набирать свои обороты и становится более популярной и полезной. К тому же законодательство о возобновляемых источниках энергии весьма гибкое, подстраивающееся под изменения, поэтому на наш взгляд, оно требует расширения и совершенствования.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Миннахметова И.И., Огрина В.В., Сагитов С.М. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 651 - 661. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23961 (дата обращения: 20.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*