'
Науменко В.В.
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА – ВИДЫ ПОДХОДОВ К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ *
Аннотация:
в настоящей статье рассматриваются подходы к определению административного процесса. Изучен вопрос соотношения административных процедур и административного процесса. Кроме того, автором выведена дефиниция рассматриваемого правового явления.
Ключевые слова:
административный процесс, юридический процесс, концепции, процедуры
В настоящее время в науке административного права до сих пор ведутся дискуссии о том, что представляет собой административный процесс. Однако, прежде чем переходить к указанному понятию, необходимо разобраться с тем, что из себя представляет “процесс” как таковой. Согласно определению Пановой И.В., “процесс – древнейший регулятор, определенная совокупность действий и событий, приводящих к известному результату, итогу. То есть в нем есть динамика, неоднократность, результат, четкая фиксация и внешнее оформление”.Действительно, процесс в юридическом смысле представляет собой совокупность определённых процедур, которые имеют определённую форму и выражение.Юридический процесс в России имеет определённую структуру, в которую входят: конституционный, административный, уголовный, гражданский и арбитражный. Идентичность каждого из них вытекает, в первую очередь, из соответствующих материальных отраслей права.Согласно исследованиям ученых, включая Д.Н. Бахраха, проведен анализ, в результате которого утверждается, что сущность юридического процесса определяется через различные характеристики, к которым относятся: реализация властных полномочий, регламентация деятельности публичных органов власти, издание конкретного правоприменительного акта по делу.Вышеизложенные доктринальные положения позволяют нам сделать несколько выводов относительно юридического процесса:1) Это властная деятельность органов государственной власти,2) Юридический процесс имеет обширную и детальную регламентацию. Указанные нормы определяют порядок и процедуры, соблюдение которых необходимо для обеспечения правомерности юридического процесса,3) Эта деятельность направлена на достижение определённого результата, решение юридических дел, разрешение правового конфликта.Таким образом, определившись с тем, что представляет собой юридический процесс, можем перейти от общего к частному, а именно, к административному процессу.Е.В. Додин в своей работе указывал, что под административным процессом понимается определённый порядок правоприменительной деятельности органов исполнительной власти.Ещё в 1970 году советский правовед Петров Г.И. в своём определении совместил несколько концепций в одну Согласно его определению, административный процесс в широком понимании охватывает всю деятельность органов публичного управления, связанную с исполнением ими функций исполнительной и распорядительной власти.Таким образом, мы видим, что в доктрине сформировалось несколько подходов к определению данной юридической категории – узкий и широкий, каждый из которых различается по объёму действий, совершаемых государственными органами в рамках административного процесса.Следующее определение было предложено С. Н. Махиной, суть которого заключается в том, что мы не можем утверждать, что административно-процессуальную деятельность составляет только управленческий либо юрисдикционный процесс, поскольку каждой группе отношений, которые составляют административный процесс соответствуют определённые процедуры, то есть, особый вид процесса.В советской доктрине сложилась чёткая позиция относительно того, что составляет административный процесс, а точнее, разновидность процедур, которые составляют указанный вид процесса. Такой подход к рассматриваемому явлению близок к истине и позволяет отразить сущность административного процесса, которая заключается не только в управленческой деятельности, но и деятельности судебных органов, которая направлена разрешение возникающих правовых конфликтов.Мнения по поводу сущности административного процесса различны среди специалистов. Есть точка зрения, что административного процесса не существует вообще.Вышеуказанная позиция не соответствует действительности, так как, по логике вещей, в таком случае, не должно существовать административного права, поскольку административный процесс является инструментарием осуществления полномочий государственных органов. Исключив административный процесс из экосистемы административного права, мы сведём на нет деятельность органов исполнительной власти, а также деятельность судебных органов в рамках рассмотрения дел об административных правонарушениях и осуществления административного судопроизводства, что приведёт к отсутствию правоприменения.Таким образом, мы можем выделить следующие базовые характеристики административного процесса:1) административный процесс является основной формой проявления правоприменительной деятельности,2) административный процесс состоит из совокупности процедур, которые составляют единый механизм,3) административный процесс представляет собой властную деятельность органов государственной власти.Помимо прочего, в доктрине административного права сложилось ещё несколько концепций административного процесса, которые непосредственно отражают сущность производимых в рамках указанной деятельности процедур.Далее будут рассмотрены следующие две концепции – управленческая и юрисдикционная (судебная).Сущность управленческой концепции заключается в том, что административный процесс является юридическим механизмом осуществления властных полномочий. При этом он охватывает не только применение мер принуждения, но и использование регулятивных норм, направляющих и организующих деятельность управляемых субъектов. Таким образом, управленческий процесс характеризуется как позитивный или организационно-процедурный. Согласно данной концепции, деятельность органов исполнительной власти сводится к разрешению управленческих дел внутри аппарата управления, а также за его пределами.По смыслу данной концепции, административный процесс представляет собой деятельность органов исполнительной власти.Согласно юрисдикционной концепции, исключается деятельность органов исполнительной власти, так как содержание самого термина “процесс” подразумевает деятельность судов, направленную на осуществление правосудия и разрешение правовых конфликтов. В соответствии с данной теорией, всё, что не относится к деятельности судов, должно именоваться не административным процессом, а организационно-распорядительным. Представители судебного подхода еще сильнее ограничивают содержание административного процесса, сводя его исключительно к "традиционному" пониманию юридического процесса. В их трактовке он охватывает только процессуальную деятельность судов, осуществляющих правосудие в сфере административного права. Такая деятельность именуется административным правосудием.В науке административного права поднимался вопрос о том, как соотносятся административные процедуры и, непосредственно, сам процесс. Безусловно, любой вид юридического процесса представляет собой совокупность определённых процедур, которые осуществляются административными органами, и административный процесс не исключение. Говоря о том, какие процедуры существуют, мы можем говорить о более ёмких – административное нормотворчество, административно-правоприменительный и административно-юрисдикционный процессы, а можем сузить круг определяемых действий в рамках конкретного процесса. Например, в административно-правоприменительном процессе существует регистрационное производство, аттестационное производство и т.д. Всё это является определёнными процедурами. Таким образом, совокупность действий в рамках административного процесса является его составными компонентами, которые и именуются процедурами.Проанализировав всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что основной проблемой административного процесса является само понимание того, что представляет собой данное явление. Множество различных подходов отражают совершенно разные точки зрения на сущность административного процесса, сводя всё либо к деятельности судов, либо к деятельности органов исполнительной ветви власти.Безусловно, административный процесс представляет собой достаточно сложный механизм, состоящий из нескольких составных частей, поэтому ограничивать его деятельностью лишь определённой ветви власти не совсем правильно. Интегративный подход в данном случае будет наиболее подходящим.Подводя итоги, мы можем дать следующее определение административному процессу, исходя из проанализированных доктринальных положений:Административный процесс — это деятельность органов исполнительной власти, а также судебных органов, которая включает в себя административно-правотворческую, исполнительную и административно-юрисдикционную процедуры, в рамках которых формируется нормативно-правовая база как внутреннего, так и внешнего действия, а также происходит применение норм действующего законодательства и разрешение правовых конфликтов.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Науменко В.В. К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА – ВИДЫ ПОДХОДОВ К ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЮ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 670 - 677. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23963 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*