'
Семиниченко К.А., Прохорова Д.А., Нестерова Н.В.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные проблемы цифровизации права социального обеспечения в Российской Федерации. Основное внимание уделяется анализу дискуссий правоведов относительно защиты персональных данных, стандартизации цифровых сервисов и автоматизации процессов предоставления социальных услуг. Исследуются различные подходы к решению проблемы защиты персональных данных, включая необходимость усиления ответственности за их утечку и внедрение современных методов шифрования. Особое внимание уделяется вопросам автоматизации процессов в сфере социального обеспечения, где выделяются как сторонники полной автоматизации, так и приверженцы сохранения человеческого контроля в критически важных аспектах. На основе анализа действующего законодательства предложены пути решения выявленных проблем, направленные на обеспечение высокого уровня защиты персональных данных, стандартизацию цифровых сервисов и повышение эффективности автоматизированных процессов предоставления социальных услуг.
Ключевые слова:
цифровизация, ПСО, персональные данные, стандартизация, автоматизация, кибербезопасность
Внедрение цифровых технологий позволяет автоматизировать процессы предоставления социальных услуг, упрощать взаимодействие между гражданами и государственными органами, а также повышать прозрачность и доступность социальной защиты. Вместе с тем процесс цифровизации права социального обеспечения сопряжён с рядом серьёзных вызовов, требующих внимательного изучения и разработки комплексного подхода к их решению.Необходимость обеспечения высокого уровня защиты персональных данных, стандартизации цифровых сервисов и поиска оптимального баланса между автоматизацией процессов и сохранением человеческого контроля в критически важных аспектах социальной поддержки становится первостепенной задачей для законодателя и правоприменительной практики.Именно поэтому исследование современных тенденций развития и потенциальных рисков цифровизации в сфере социального обеспечения приобретает особую актуальность и требует детального анализа с учётом накопленного опыта и судебной практики.Одной из таких тенденций является автоматизация процессов предоставления социальных услуг. В последние годы автоматизация процессов стала актуальной задачей в связи с необходимостью повышения эффективности работы государственных органов и снижения административных барьеров. Развитие информационных технологий и цифровизация государственных услуг создали предпосылки для внедрения автоматизированных систем в социальную сферу. Для осуществления данной задачи были приняты ряд нормативно-правовых актов.Одним из них является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон создал правовую основу для организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, включая Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). Дальнейшее развитие данное нововведение получило в Постановлении Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «О федеральной государственной информационной системе „Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)“», которое утвердило создание и функционирование ЕПГУ, что позволило гражданам получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, значительно упростив процесс взаимодействия с государственными органами.Стоит отметить и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», который позволил обеспечить правовую защиту персональных данных граждан при их обработке в информационных системах, включая автоматизированные системы социального обеспечения. Он установил требования к защите информации и регулирование её использование в государственных информационных системах.В ряде регионов России приняты собственные нормативные акты, регулирующие внедрение автоматизированных систем записи на приём к специалистам социальных служб и систем мониторинга выполнения социальных программ. Так, в 2022 году в Красноярском крае и Челябинской области были приняты законы, направленные на создание и функционирование региональной информационной системы, обеспечивающей автоматизированный учёт и предоставление социальных выплат жителям. В Тамбовской области в 2023 году был принят закон, предусматривающий создание государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», которая автоматизирует процессы предоставления мер социальной защиты и поддержки.Эти региональные нормативные акты способствуют повышению эффективности и доступности социальных услуг, а также упрощают взаимодействие граждан с государственными учреждениями через цифровые платформы и автоматизированные системы.Таким образом, автоматизация процессов предоставления социальных услуг, являющаяся одной из тенденций развития права социального обеспечения, привела к таким улучшениям, как сокращению времени обработки запросов граждан, уменьшению количества ошибок при расчёте и начислении социальных выплат, повышению доступности социальных услуг для населения и оптимизация работы государственных учреждений и снижение административных издержек.Следующей тенденцией является активное внедрение искусственного интеллекта в процессы оценки нуждаемости граждан и принятия решений о предоставлении социальных выплат. Проект «Социальное казначейство» направлен на оптимизацию данных процессов. Алгоритмы машинного обучения позволяют обрабатывать большие массивы данных и выявлять потенциальные случаи необоснованного получения социальных выплат.В правовой среде активно обсуждаются вопросы цифровизации права социального обеспечения. Основные точки разногласий касаются вопросов защиты персональных данных, стандартизации цифровых сервисов и автоматизации процессов предоставления социальных услуг. Рассмотрим некоторые из них.В юридической науке существуют различные позиции относительно защиты персональных данных в условиях цифровизации. Часть исследователей, таких как В. М. Сайфутдинова, указывает на недостаточную защищённость персональных данных и предлагает усилить ответственность за их утечку. Они считают необходимым внедрение современных методов шифрования и разработку строгих законодательных норм.Другие эксперты, включая М. В. Залоило, выступают за создание единого федерального закона, регулирующего защиту персональных данных. Это позволит унифицировать требования и обеспечить высокий уровень защиты информации.Наиболее оптимальное решение для данного вопроса видится в применении комплексного подхода к защите персональных данных, включающий как технические меры, так и законодательные изменения, что позволит устранить наибольшее количество проблем и потенциальных рисков в будущем.Также дискуссии ведутся вокруг необходимости разработки и внедрения единых стандартов для цифровых сервисов. Сторонники единой платформы, такие как И. И. Иванов, выступают за обязательное соблюдение федеральных стандартов с возможностью региональных дополнений. Это позволит обеспечить одинаковый уровень качества и доступности социальных услуг для всех граждан, независимо от региона проживания. Единые стандарты облегчают интеграцию различных региональных информационных систем в единую федеральную платформу. Помимо этого, стандартизация процессов уменьшает вероятность ошибок при обработке данных и исключает дублирование информации в различных региональных системах.Но некоторые эксперты, напротив, считают, что единая платформа не может учитывать все региональные особенности и потребности. Они предлагают оставлять возможность для региональных властей вносить дополнения и изменения в федеральные стандарты. Противники единой платформы указывают на значительные технические и финансовые затраты, связанные с её разработкой и внедрением. Они сомневаются в возможности обеспечения одинакового уровня технической поддержки во всех регионах.Возможным решения данного вопроса может стать разработка базовых федеральных стандартов с возможностью региональных дополнений и адаптаций с поэтапным внедрением единой платформы пилотных проектов в различных регионах для выявления и устранения возможных проблем.Рассматривая современные тенденции развития права социального обеспечения в России, стоит проанализировать и выявить существующие правовые проблемы и коллизий в данной сфере. Одной из первых проблем является проблема информационной безопасности. Действующее законодательство не обеспечивает достаточный уровень защиты персональных данных граждан в условиях цифровизации социального обеспечения. Статья 5 Федерального закона №152-ФЗ устанавливает общие требования к защите данных, однако не учитывает специфику обработки информации в сфере соц. обеспечения.Помимо этого, существующие нормы не соответствуют реальным угрозам кибербезопасности при цифровом взаимодействии с государственными системами. Отсутствие специальных требований к защите данных в сфере социального обеспечения создает риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации. Возможные утечки персональных данных могут привести к нарушению прав граждан и потере доверия к государственным цифровым сервисам.Судебная практика показывает, что проблемы защиты персональных данных и цифровизации часто становятся предметом рассмотрения судов. В ряде дел суды признавали утечку персональных данных нарушением прав граждан (Определение СКЭС ВС РФ от 30.09.19 N 305-ЭС16-18600(5-8)).Данную проблему можно решить с помощью разработки специальных технических регламентов для защиты данных в сфере соцобеспечения, внедрения современных методов шифрования информации, создания системы мониторинга утечек данных и установление четких процедур реагирования на инциденты.Следующей проблемой является цифровое неравенство граждан. Неравномерный доступ граждан к цифровым сервисам социального обеспечения противоречит декларируемому принципу равенства доступа к государственным услугам. Федеральный закон №210-ФЗ провозглашает равный доступ к государственным услугам, однако не учитывает особенности доступа для малообеспеченных и пожилых граждан. Ограничение доступа к социальным выплатам для отдельных категорий граждан может привести к нарушению их конституционных прав. Необходимо создать системы поддержки граждан в освоении цифровых сервисов и обеспечить бесплатный доступ к необходимым цифровым сервисам.Внедрение автоматизированных систем принятия решений в сфере социального обеспечения создает риски ошибочного отказа в предоставлении социальных выплат. Федеральный закон №210-ФЗ не регулирует порядок обжалования автоматизированных решений, что создает правовую неопределенность. Одним из последствий данной проблемы выступает возможность наступления необоснованного отказа в социальных выплатах, которая также может привести к нарушению прав граждан на социальное обеспечение.Помимо этого, в данном законе присутствует, и другая проблема-несовершенство механизмов обжалования автоматизированных решений создает риски нарушения прав граждан, так как не регулируется порядок оспаривания решений, принятых автоматизированными системами.Для устранения выявленных проблем и коллизий необходимо внести изменения в действующее законодательство, разработать специальные регламенты для сферы социального обеспечения, создать систему контроля качества цифровых сервисов, обеспечить равный доступ всех категорий граждан к цифровым сервисам, внедрить эффективные механизмы защиты персональных данных и разработать процедуры обжалования автоматизированных решений. Только комплексный подход к решению выявленных проблем позволит создать эффективную и безопасную систему цифрового социального обеспечения, отвечающую интересам всех граждан.Цифровизация права социального обеспечения создает как возможности, так и вызовы. Для эффективного развития данной сферы требуется комплексный подход, учитывающий как технические, так и правовые аспекты. Необходимо обеспечить баланс между инновациями и защитой прав граждан на социальное обеспечение.Дальнейшее развитие должно строиться на принципах доступности, прозрачности и безопасности цифровых сервисов социального обеспечения. Это потребует постоянной адаптации законодательства к новым технологическим реалиям и учета международного опыта в сфере цифровизации социального обеспечения. Такой подход позволит создать эффективную систему социального обеспечения, отвечающую современным требованиям и обеспечивающую равные возможности для всех граждан.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Семиниченко К.А., Прохорова Д.А., Нестерова Н.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 732 - 741. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23972 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*