'
Сухинина Д.В.
ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ *
Аннотация:
работа посвящена изучению вопроса преступности несовершеннолетних и современные пути решения данной проблемы
Ключевые слова:
ответственность несовершеннолетних, УК РФ, подростковая преступность, молодёжь, неблагополучная семья
Преступность несовершеннолетних считается особым вопросом, решение которого стоит в основе перед государством, несовершеннолетние — это отдельная категория граждан, которым гарантируется полное благополучное развитие и воспитание, а также защита прав, свобод и интересов, прописанные Конституцией Российской Федерации (Далее- КРФ). Александр Бастрыкин председатель Следственного комитета России назвал тревожным уровень подростковой преступности. Согласно статистике МВД России, в 2024 году нарушили закон более 21 тыс. несовершеннолетних, это на 6% меньше, чем в 2023-м. Из них 15,5 тыс. (74% учащиеся и студенты, 4 тыс. - ранее совершали преступления, 1,5 тыс. - уже были судимы. В производстве следователей СК России в прошедшем году находилось 17,5 тыс. уголовных дел о преступлениях, совершенных детьми, более 7,5 тыс. были направлены в суд. "Всего нами к уголовной ответственности в 2024 году за совершение преступлений привлечено 9,5 тыс. подростков в возрасте 14-17 лет", - сообщил Бастрыкин [1]. Среди наиболее распространённых остаются корыстные преступления. За прошедший год их доля составила 53% от общего числа расследованных СК преступлений. По словам Бастрыкина, также велика доля угонов автомобилей и преступлений, связанных с оборотом наркотиков. В действиях подростков чаще всего усматривается один мотив -"получить определенную выгоду, удовлетворить какую-либо потребность". В части преступлений против личности, как правило, жертвами подростков становятся их знакомые, сверстники, дети младшего возраста, учащиеся младших классов, соседи. Противоправные деяния, связанные с хищением имущества, подростками чаще всего совершаются в отношении незнакомых, а также лиц из незащищённых категорий граждан - пожилых людей, инвалидов, одиноких женщин", -рассказал Бастрыкин. Одной из особенностей подростковой криминальной среды также является групповой характер совершения преступлений. По расследованным СК уголовным делам около 4,5 тыс. детей действовали в составе группы. Давайте разберёмся с какого возраста наступает уголовная ответственность, согласно ст. 20 Уголовного Кодекса (далее - УК) Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-го возраста, но заметим это всё ещё несовершеннолетний человек, ч 2 ст. 20 УК, закрепляет более низкий возраст уголовной ответственности, которая составляет особую категорию 14 лет, обычно ответственность наступает за совершения преступлений средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие, сами статьи за которые наступает ответственность перечислены в ч 2 ст. 20 УК. Для того чтобы углубится в данную проблему, нам нужно разобрать психологическую сторону вопрос, становление и развития личности подростка его начальные этапы и особенности влияния на него биологических и социальных факторов, для этого мы ознакомимся с «возрастными периодами и кризисами» по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину - это психологи, которые внесли свой вклад в понимание развитии личности. Эльконин выделял: кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис подросткового возраста. Кризис — это не проблема, а возможность перехода к новому этапу развития. Каждый из них сопровождается перестройкой мотивации, поведения, отношений со взрослыми. Например, кризис трёх лет связан с формированием «Я» и стремлением к самостоятельности, а кризис семи лет — с осознанием социальной роли ученика [2]. Возрастная периодизация включает в себя также несколько этапов, которые характеризуют тенденцию развития: ведущей деятельности, эмоциональными и когнитивными изменениями. Эти периоды жизни различаются не только по хронологическим рамкам, но и по характеристикам психического развития. Мы возьмём, только самые основные которые имеют большое значение для развития подростка. 1 этап Младенчество (0-1 год). Первый этап в жизни человека, в который закладываются основы доверия к миру, эмоциональной связи с матерью и базовой безопасности. Главная задача этого этапа — формирование устойчивой эмоциональной привязанности. Важной чертой является то, что ребёнок познаёт мир через прикосновения, формируется доверие к миру, а в будущем образование социальных связей. К концу младенчества происходит важный скачок в развитии: появляются первые осознанные действия, реакция на речь, эмоциональная дифференциация и начало формирования образа себя. 2 этап Ранний возраст (1-3 года). В этот период ребёнок учится ходить, говорить, управлять своими действиями это время становления «Я». появляется пространство самостоятельности. Ключевая задача — формирование чувства автономии. Появляется стремление к независимости, желание пробовать и исследовать. Именно в этот период часто возникает так называемый кризис 3-х лет, сопровождающийся негативизмом, упрямством, стремлением к самоутверждению. Ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, а затем и простая ролевая игра. Важно, чтобы взрослые поддерживали инициативу ребёнка, не подавляя самостоятельности, иначе может развиться чувство стыда и неуверенности. 3 этап Дошкольный возраст (3-7 лет). При этом формируются основы личности: развивается речь, воображение, произвольность поведения. Это период активного социального и эмоционального роста. Возрастные особенности включают высокую восприимчивость к обучению через игру, подражание и общение. В этот период жизни дети моделируют социальные роли. Ведущей деятельностью становится игровая, именно в ней ребёнок осваивает нормы, правила, навыки взаимодействия и моральные ориентиры. К концу дошкольного периода формируется произвольное поведение, внимание, память и мышление — основы готовности к обучению в школе. Также формируется самосознание и первичные представления о себе как о личности. 4 этап Младший школьный возраст (7-11 лет). Это новый этап, в котором главной задачей становится усвоение социально значимой деятельности — учёбы. Формируется ответственность, дисциплина, учебная мотивация. Для ребёнка становится важным мнение учителя, а также соблюдение правил и норм. Классификация возрастов в этот период подчёркивает развитие логического мышления, концентрации внимания и памяти. Основная характеристика — готовность к систематическому обучению и желание быть «хорошим учеником». Эмоционально дети в этом возрасте относительно стабильны. Они начинают осознавать, к какому результату ведут их усилия, и получают удовольствие от успеха. Важно формировать уверенность в своих силах и поддерживать позитивное отношение к обучению. 5 этап Подростковый возраст (11-18 лет). В этот период происходят значительные физические, эмоциональные и когнитивные изменения, связанные с половым созреванием и становлением личности. Психологи называют этот возраст отрочеством и юностью — в зависимости от фазы внутри периода. Главная задача — формирование идентичности: подросток ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Какой я?», «Кем я хочу быть?». Происходит переоценка ценностей, авторитетов, отношений с родителями. Возраст связан с повышенной тревожностью, эмоциональными качелями и стремлением к независимости. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками и формирование интимно-личностных отношений. Именно в это время ребёнок пробует социальные роли, формирует мировоззрение, развивает критическое мышление. Выше приведены 5 основных этапов, которые мы выделили для ознакомления формирования личности подростка. Вспомните себя в детском возрасте, как вы разговаривали, чего вы хотели, что вас интересовало и с кем вы общались, а теперь сравните с тем, что вы имеете сейчас, какое мнение, какие убеждения и какое окружение сформировалось у вас за долгий период времени. Подросткам на формирование их личности на разных этапах жизни в первую очередь способствует -микросреда начало 1-го и примерно конец 3-го этапа, на подростка оказывают значительное влияние их законные представители, для родителей предусмотрена уголовная ответственность ст. 156 УК за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Иногда в жизни мы можем встретить такое явление, как дети из неблагополучных семей. Неблагополучная семья - это та семья, которая игнорирует основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего у детей формируется девиантное поведение, и они становятся «трудными» т.е. степень благополучия и неблагополучия семьи определяется отношением к ребёнку, даже если на первый взгляд сравнить семью с низшим уровнем достатка и семью с высоким уровнем достатка, это не значит что семья с высоким уровнем достатка будет считаться благополучной, так как в большинстве случаев, дети вырастают избалованными и не готовыми ко взрослой жизни, так как их полностью содержат законные представители, такие дети как правила не имеют самостоятельности появляется синдром «избалованности-заброшенности», такие дети могут испытывать недостаток внимания и тепла от родителей, а также они могут находиться в зоне риска как и дети из неблагополучных семей. Например, такая категория подростков чаще, чем ребята из среднего класса, употребляет наркотики и ведут себя по асоциальному типу. Также неблагоприятные семьи определяются, не только по уровню их материальных благ, но и по их образу жизни. Например, семьи с явной (открытой) формой неблагополучия. К ним относятся конфликтные, проблемные, асоциальные, аморально-криминальные семьи и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (например, неполные), а также семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Внешне такие семьи выглядят благополучными, но внутрисемейные отношения характеризуются отсутствием моральных ценностей, антисоциальными установками, неблагоприятным поведением родителей [3]. Это одна из важных категорий причин, которая может побудить мотивацию подростка совершить своего рода преступление, цели у него могут быть совершенно разные (что-то будет совершенно с целью заявить о себе, что-то будет сделано по мнению подростка с добрым мотивом украсть деньги или продукты для пропитания себя или своей семьи ), но на этом причины не заканчиваются помимо проблемы с близким окружением со временем на подростка начинает больше воздействовать социальная среда её так же называют макросредой начиная с 3-го этапа и дальше. На подростка как на личность влияет потребность понимания собственного статуса в коллективе сверстников и непосредственно общение с ними. Коллектив предотвращает формирование индивидуалистических черт. Результативность воспитательного влияния на отдельную личность в большой степени зависит от общественного мнения коллектива. Однако неадекватная самооценка некоторых парней и девушек в определённых случаях приводит к совершенно противоположному отношению к коллективу, что провоцирует появление межличностных конфликтов [4]. Современные дети стали чаще сталкиваться с таким понятием как «Буллинг» в школах простыми словами — это травля и агрессия по отношению к одному из учеников, заключается в насмешках, угрозах, распространению слухов и физическое насилие. Также имеется и биологический фактор в подростковом возрасте потребность в общении приобретает специфические формы эмоциональной и индивидуализированной потребности в дружбе и любви. Напряжённый поиск друга начинается уже в младшем подростковом возрасте. Однако юношеская дружба гораздо устойчивее и глубже подростковой. Подростка связывают с другом в основном общие интересы и совместная деятельность. Позже дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Соотношение дружбы и любви в подростковом возрасте является сложной проблемой. С одной стороны, они кажутся более или менее альтернативными. Появление любви девушки снижает значение однополой дружбы. С другой стороны, любовь требует высшей степени интимности, чем дружба [5]. Подростку нередко бывает трудно согласовать чувство, которое рождается, пробуждается, с нормами морального кодекса. Психологической защитой для них может служить «аскетизм» – добровольное ограничение потребностей, отказ от удовольствий и перенесение тягот ради достижения целей религиозного или морального характера. Другая типичная защитная установка – «интеллектуализм» – это защитный механизм психики, при котором человек переключает внимание с эмоциональной реакции на ситуацию на её интеллектуальный анализ. Если «аскет» хочет избавиться от чувственности, так как она «грязная», то «интеллектуал» находит её «неинтересной». Требования моральной чистоты и самодисциплины сами по себе положительны, однако их гипертрофия приводит к самоизоляции по отношению к окружающим и к развитию таких негативных качеств личности, как тщеславие и нетерпимость. Таким образом мы можем сделать некий вывод, что на подростка в его формировании как личность в основном влияет микросреда и макросреда. Под влиянием множеств факторов неустойчивая и полностью ещё несформированная личность подростка, может повлечь за собой совершение преступлений, к сожалению в жизни не всё получается с идеальным успехом контролировать, где то будут допускаться ошибки, но большее что мы можем сделать для профилактики подростковой преступности это ранняя профилактика ( организация бесплатных кружков, различных мероприятий, проведение курсов по нравственно-этическому воспитанию), также введение трудовых школ, такая школа очень нужна для современного поколения в них обучают учеников овладением практическими умениями и навыками в сфере труда, помогает сформировать трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность. Благодаря введению этих школ предполагается, что дети смогу почувствовать себя одной большой командой, хотелось также что бы ощущалось чувство равенства перед сверстниками, умение помогать друг друга и поддерживать, тем самым формирую позитивный подход, который поможет уберечь подростка от негативного влияния преступной среды.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Сухинина Д.В. ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ, ПРИЧИНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 748 - 756. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23974 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*