'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 99

Просмотры  62 просмотров

Сысоева Н.А., Соколов Д.В.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются правовая природа лицензирования, законодательная база, особенности получения лицензий, а также актуальные проблемы в сфере лицензирования в РФ.   

Ключевые слова:
лицензирование, предпринимательская деятельность, правовой режим, деятельность   


Процесс становления института лицензирования в сфере предпринимательства в российской правовой системе начался сравнительно недавно. Первые шаги в данном направлении были предприняты в декабре 1990 года, когда на законодательном уровне была введена специальная норма, регулирующая лицензирование банковской деятельности. В дальнейшем была закреплена возможность установления лицензионного порядка для отдельных видов деятельности в целом. С момента своего появления данный институт демонстрирует интенсивное развитие: за прошедшие десятилетия было принято значительное количество нормативных правовых актов, а также сформировалась обширная судебная практика. В мае 2011 года был принят Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», представляющий собой уже третью по счету редакцию базового нормативного акта в данной сфере. Данный ФЗ устанавливает порядок предоставления, приостановления, аннулирования и переоформления лицензий. Кроме того, в законодательстве предусмотрены подзаконные акты и административные регламенты, конкретизирующие условия выдачи лицензий по отдельным видам деятельности.Федеральный перечень лицензируемых видов деятельности определяется Правительством РФ. На сегодняшний день в него включены такие сферы, как: образовательные услуги, деятельность в области охраны, производство и торговля алкогольной продукцией, медицинская деятельность, строительство и др. С момента его вступления в силу, неоднократно вносились изменения и дополнения, отражающие необходимость адаптации лицензионного регулирования к изменяющимся условиям социально-экономического развития и практическим потребностям государственного контроля.Лицензирование представляет собой форму государственного разрешения, необходимого для ведения отдельных видов предпринимательства. Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия — это специальное разрешение, предоставляемое юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на осуществление конкретного вида деятельности, при условии соблюдения определённых требований и стандартов.Цель лицензирования заключается в защите общественных интересов и национальной безопасности. Применение данного механизма ограничено строго определёнными сферами, перечень которых закреплён на федеральном уровне. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации осуществляется исключительно с целью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, охраны их жизни и здоровья, а также сохранности окружающей среды, культурного наследия (включая памятники истории и культуры народов России), обороны страны и государственной безопасности. Реализация лицензионных процедур по мотивам, не соответствующим вышеуказанным целям, законом не допускается.Ключевыми задачами системы лицензирования выступают предотвращение, выявление и пресечение нарушений со стороны юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, их руководителей и уполномоченных представителей требований, закреплённых в Федеральном законе № 99-ФЗ, а также в иных федеральных нормативных правовых актах, регулирующих конкретные виды деятельности. Получение лицензии возможно лишь при условии соответствия лицензиата установленным требованиям, а соблюдение данных норм является обязательным на протяжении всей деятельности, подлежащей лицензированию [1].Процедура лицензирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне. Для получения соответствующего разрешения заинтересованное лицо обязано направить в уполномоченный орган заявление, к которому прилагается комплект необходимых документов.Несмотря на отраслевые особенности, лицензионные требования для многих сфер предпринимательской активности имеют схожую структуру. Рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче либо отказе в предоставлении лицензии, как правило, осуществляется в течение сорока пяти календарных дней с момента поступления всех требуемых материалов. При этом для отдельных видов деятельности предусмотрены сокращённые сроки административных процедур.Основная часть полномочий в области лицензирования закреплена за федеральными органами исполнительной власти. Однако в отношении определённых сфер, таких как здравоохранение и образовательная деятельность, соответствующие функции переданы на уровень субъектов Российской Федерации. В числе федеральных органов, реализующих функции по лицензированию наиболее распространённых направлений предпринимательства, можно выделить:- Министерство финансов Российской Федерации (в части аудиторской деятельности),- Министерство внутренних дел Российской Федерации (в области частной охранной и сыскной деятельности),- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (в рамках аграрного сектора).Срок действия лицензии, как правило, не ограничен и зависит от специфики конкретного вида деятельности. При этом лицензии оформляются индивидуально на каждую категорию разрешённой деятельности и не подлежат передаче третьим лицам [3, с. 48]. Лицензия утрачивает силу в случае ликвидации юридического лица, прекращения предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, либо при его реорганизации, за исключением преобразования.В случае установления фактов нарушения лицензионных требований, компетентные органы, в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе приостановить действие лицензии до устранения выявленных нарушений. Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без надлежащего разрешения со стороны компетентного государственного органа влечёт за собой серьёзные правовые последствия. В подобных случаях надзорные органы вправе обратиться в судебные инстанции с требованием о прекращении функционирования юридического лица, а также о взыскании доходов, полученных в результате незаконной предпринимательской активности.Ведение лицензируемой деятельности без соответствующего разрешительного документа, как правило, сопряжено с применением административных санкций в виде значительных штрафов. Меры воздействия варьируются в зависимости от характера нарушения и степени его общественной опасности. В ряде случаев возможно привлечение к уголовной ответственности при наличии признаков состава преступления, установленного законом.Следует учитывать, что в отношении некоторых направлений предпринимательства наличие лицензии не требуется, однако для легитимного ведения деятельности обязательным условием является членство в саморегулируемой организации (СРО). Такие требования характерны, в частности, для строительной, оценочной и инженерной сфер. В этом случае функции по контролю, установлению стандартов и выдаче допусков к работе возложены на саморегулируемые организации, действующие в рамках законодательства Российской Федерации [2].Таким образом, допуск к осуществлению отдельных видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации может быть реализован как через систему государственного лицензирования, так и посредством механизмов саморегулирования, обеспечивающих соблюдение профессиональных стандартов и требований к качеству предоставляемых услуг.Несмотря на существующую систему, лицензирование часто сталкивается с избыточной бюрократией и административными барьерами. Некоторые процедуры остаются недостаточно прозрачными, а взаимодействие с органами лицензирования затруднено. Необходима дальнейшая цифровизация процесса лицензирования, внедрение единого электронного портала, а также гармонизация законодательства с учетом специфики отраслей.Автор предлагает дополнительно закрепить на законодательном уровне процедуру предварительной электронной проверки пакета документов, а также ввести уведомительный порядок для определённых низкорисковых видов деятельности, как уже реализовано в иных правовых системах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сысоева Н.А., Соколов Д.В. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 757 - 762. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23975 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23975



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.